ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Педагогическая концепция. ТЕМА: Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства

МАС(к)ОУ «Ялуторовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 для умственно - отсталых детей»











ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ


ТЕМА: " Применение арт – терапевтических техник на уроках изобразительного искусства "









Автор:
Атаманова Светлана Николаевна,
учитель изобразительного искусства,
истории, обществознания







Ялуторовск, 2013
Искусство заключается в том, чтобы
найти необыкновенное в обыкновенном
и обыкновенное необыкновенным.
Дени Дидро
Гуманистически направленное образование уже давно и активно развивается в современной российской педагогике. Это направление в образовании рассматривается как тенденция, требующая свободомыслия и толерантности, отказа от стандартизации и унификации образования, разносторонности его содержания, возрастания роли рефлексивных знаний. В гуманистических теориях и системах воспитания на первое место выходит личность и ее потребности.
В соответствии с концепцией педагогики свободы, О.С.Газман определяет педагогическую поддержку личности ребенка как совместную выработку с ним его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. В рамках культурологической концепции личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревская рассматривает личность человека через призму понятия культуры. Образование человека «осуществляется в культуро-сообразной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей». В.В.Сериков в концепции личностно-ориентрованного образования утверждает мысль о необходимости создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами».
Актуальность
Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. В связи с этим встает вопрос о поиске новых методов ознакомления ребенка с искусством. Распространенным становится мнение о том, что преподавание изобразительного искусства - это своеобразная терапия с использованием средств искусства. Такое понимание дает учителю новые возможности для решения гуманистических задач воспитания и образования. Развитию творчества у детей способствует в большей степени арт-терапия, которая может быть адаптирована к педагогической практике и применяться учителем без участия психотерапевта или психолога.
Противоречия
В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный механизм арт-терапии креативистические представления, сублимативные, проективные, арт-терапия как занятость и т.д. Последние три направления имеют психологическую основу, тогда как креативистические представления связывают воздействие искусства с самой его сущностью.
На первом плане «вера в творческую основу человека. Задача арт-терапии не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей» (Б.Д.Карвасарский).
Арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Надо иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д.
Ведущая идея моего опыта
Процесс художественного творчества и его продукты обладают способностью воздействовать на аффективную сферу, тонизировать все уровни эмоциональной регуляции. Это происходит благодаря возможности самовыражения в социально приемлемых формах. Сочетание различных форм терапии творчеством позволяет:
В наибольшей степени мобилизовать творческий потенциал детей и найти способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени соответствуют их потребностям и возможностям.
Предоставить ребенку дополнительные возможности для выражения своих чувств через содержание создаваемых им художественных образов.
Активизировать и сделать более разносторонним общение ребенка с другими участниками группы и педагогом.
Создать дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, укрепления личностных границ и развития механизмов активной саморегуляции.
Изобразительное творчество является средством невербального выражения мыслей, способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала, а также дает выход чувствам раздражения и гнева.
Цель
Создание условий для развития творческих способностей учащихся средствами арт - терапии.
Задачи
1. Коррекция и профилактика нарушений познавательной деятельности
- формировать основные умения и навыки в изобразительной деятельности (правильно пользоваться карандашом и ластиком и изобразительными материалами),
- развивать речь, коммуникативные способности, психические процессы (воображение, пространственное и логическое мышление),
- воспитывать у учеников способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни.
2. Коррекция и профилактика личностных нарушений
- гармонизировать отношение с окружающими,
- повысить самооценку и укрепить уверенность в себе,
- способствовать формированию саморегуляции.
Методико – организационные условия
1. Выбор содержания занятий и применяемых технологий с учетом возрастных особенностей учащихся.
2. Наличие методического и дидактического материала
3. Обеспечение необходимыми художественными материалами

Теоретическая база опыта
Еще до оформления арт-терапии в самостоятельное психотерапевтическое направление некоторые художественные педагоги в США, такие как В. Ловенфельд и Ф. Кейн выступали инициаторами новых подходов к художественному образованию, стремясь при этом соединить терапевтические и образовательные элементы. Анализируя тенденцию интеграции арт-терапии в образование, президент Американской арт-терапевтической ассоциации Ш. Мак Нифф отмечает, что по мере становления арт-терапии в США попытки соединения педагогики с терапией стали встречать все большее сопротивление, прежде всего, со стороны дипломированных арт-терапевтов, которые считают, что это приведет к размыванию границ профессии: “Отношения между образованием и арт-терапией складываются пока таким образом, чтобы предупредить попытки педагогов выйти за пределы решения ими сугубо образовательных задач».
М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим методом для работы с несовершеннолетними и что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы именно на базе школ.
Основной целью внедрения арт-терапии в школы эти авторы видят в адаптации детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышении их академической успеваемости.
Основные принципы педагогической деятельности
Достижение целей занятий и решение указанных задач осуществляется с учетом следующих принципов
- принцип развивающего обучения, заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка,
- принцип сознательности и активности, означающий, что педагог должен предусматривать приемы активизации познавательных способностей детей,
- принцип доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных физиологических особенностей и характера патологического процесса,
- принцип наглядности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимодействие анализаторных систем организма с целью обогащения зрительных, слуховых и двигательных образов детей.
Реализация этих принципов происходит через использование следующих изобразительных техник:
Техника живописи гуашью.
Для групповых занятий в широком возрастном диапазоне (1-6 классы). Работы гуашевыми красками выполняются последовательно от темного к светлому. Сначала прописываются самые темные места без использования белил, потом среднего тона, затем светлые с использованием белой краски.
Техника живописи пластилином на картоне.
Для индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы). В данном случае цвета смешиваются путем равномерного перемешивания пальцами обеих
рук двух или трех маленьких кусочков пластилина разного цвета.
Техника живописи пастелью на классной доске.
Для проведения групповых занятий арт - терапевтических тренингов на уроках в 5-6 классах. Работа выполняется на классной доске. Цвета смешиваются путем наложения одного цвета на другой, таким образом, получается сложный цвет. Важной составляющей данного метода является фиксация процесса и результата совместной деятельности помощью фотографирования или съемки видеокамерой.
Смешанная техника.
Рекомендуется использовать для групповых занятий в 1-3 классах, причем каждое занятие выполняется коллективно. Работа в смешанной технике включает в себя работу в таких техниках, как аппликация, акварель, гуашь, пластилин.
А так же техника - марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование на стекле, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги, слюды, граттаж.
Новизной является применение вышеперечисленных средств и техник в урочной и внеурочной деятельности.
Методическая система опыта
- планирование учебного материала, распределение по темам и урокам,
- подготовка учителя к урокам с использованием необходимого материала, с учетом индивидуальных возможностей учащихся,
- использование средств и приемов, повышающих эффективность занятия.
Теоретическая значимость опыта
Развивающая роль изобразительной деятельности должна быть хорошо осмыслена педагогом. Она связана со следующими составляющими личностного опыта:
· с развитием чувственно-эмоциональной сферы;
· с развитием восприятия и фантазии;
· с развитием интеллектуальных операций;
· с развитием инструментов и навыков моделирования;
· с развитием речи и мышления;
· с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;
· с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;
· с развитием я-концепции.
· с развитием индивидуальной картины мира (модели).
В итоге занятия изобразительным искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.
Практическая значимость опыта
Специальные исследования, проведенные в России, показывают повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. Лишь у двух детей из десяти детей младенческого возраста показатели психического и физического здоровья соответствуют нормальному психофизическому развитию.
Дети с нарушениями развития - это, главным образом, дети, у которых вследствие врожденной или приобретенной органической недостаточности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, речи, развитие психических функций отклоняется от нормы. Кроме того нарушения могут быть связаны с социо-культурными факторами, такими, как неправильное воспитание. Выделяют несколько категорий детей с нарушениями в развитии:
С нарушениями слуха
С нарушениями зрения
С нарушениями опорно-двигательного аппарата
ЗПР
Умственно отсталые дети
С нарушением поведения
Со сложными дефектами развития
Уроки ИЗО имеют важное значение для развития детей с нарушениями интеллекта, которые посещают учащиеся с разной степенью обучаемости и неустойчивой эмоциональной сферой.
КЛАССЫ

ОБУЧАЕМОСТЬ
(% качества по психологической диагностике)
ОБУЧЕННОСТЬ
(% качества по итогам четверти)

1а - 5
3 – 60 %


1б - 7
2 – 29%


2 - 8
1– 13%


3а- 10
5 – 42%
10 -100 %

3б - 9
3 – 25%
9 – 100%

4 - 12
10 – 71%
12- 92 %

Начальное звено
24 – 41%

31 – 82%


5 - 12
8 – 67%
12 – 100%

6а - 10
6 – 60%
10 – 100%

6б - 9
4 – 40%
9 – 100%

6г - 9
5 – 56%
8 - 89%

6в - 11
0 – 0%


Среднее звено
23 – 64%%

39– 95%


Итого по школе
47 – 53%

70 – 89%

Гипотеза:
Арт - терапия терапия средствами искусства, наиболее эффективный метод для преодоления и профилактики эмоциональных нарушений, а также развития творческих способностей.

Результативность работы
Деятельность учителя оценивается по результатам обучения учеников и их успехам. Это наличие познавательных интересов к урокам, уровень обученности учащихся, отсутствие неуспевающих, высокая активность учащихся, рост уровня мотивации и качества обучения.
1. Качество обучения за три года.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
2. Коррекция.
Влияние уроков изобразительного искусства на развитие познавательных процессов и способностей к графической деятельности.
На основании психологической диагностики наблюдается положительная динамика.

Класс
Динамика


Положительная
Без динамики
Отрицательная


8 – 80%
2 – 20%
-


6 – 55 %
5 – 45%
-

4
10 – 72%
4 – 28%
-

5
8 – 67%
4 – 33%
-

ИТОГО
32 – 68%
15 – 32%
-


Вывод: Качественная положительная динамика в развитии наблюдается у 32 учащихся – 68%, без динамики – 15 – 32%. У 100% учащихся наблюдается увеличение количества правильно выполненных заданий. Отрицательной динамики не наблюдается. Следовательно, уроки ИЗО оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие учащихся. Протоколы диагностик (Приложение 1,2,3,4).

3. Участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Всероссийский уровень
Областной уровень
Городской уровень


1 место в областном конкурсе творческих работ « Детский взгляд» в номинации социальный плакат
1 место в областном этапе всероссийского конкурса детское - юношеское творчество по пожарной безопасности
Грамота за победу в конкурсе плакатов «Слагаемые здоровья» СПЦЗ



Гимадиев Р. - Благодарность за активное участие в областном конкурсе «Я в стране закона и порядка»
Исмаилов В. –сертификат участника областного конкурса «Я в стране закона и порядка» в номинации «Конвенция в рисунке»
1 место в городском этапе всероссийского конкурса детско - юношеского творчество по пожарной безопасности



Гимадиев Э - Диплом II степени областного конкурса «Мир глазами детей», 2012 г.
Благодарность за активное участие и подготовку детей всероссийского конкурса детско - юношеского творчество по пожарной безопасности



Исмаилов В. - Диплома II степени областного конкурса «Мир глазами детей», 2012 г.
1 место в городском конкурсе «Профилактический эрудицион»;



Призер областного конкурса творческих работ среди детей и подростков «Имею право»
Исмаилов В.- 1 место в муниципальном этапе областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2012-2013 учебном году по теме: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина в номинации «Художественное творчество»



Диплом участника областного конкурса фотографических работ «Мой любимый край- история и современность»
Ожгибисова С. - 3 место в муниципальном этапе областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2012-2013 учебном году по теме: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина в номинации «Художественное творчество»




Четверкина А. - 3 место в муниципальном этапа областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2010-2011 учебном году, посвященной «Году космонавтики» в номинации «Художественное творчество».




Пыжова Д. - 3 место в муниципальном этапа областной олимпиады для детей с ОВЗ в 2010-2011 учебном году, посвященной «Году космонавтики» в номинации «Художественное творчество».


Перспективы совершенствования опыта
Совершенствование арт – терапевтических техник с применением информационных технологий на уроках изобразительного искусства.


Литература
1. Арт - терапия / Под ред. А. И. Копытина - СПб: Питер, 2001. - 320 с.
2. Будза А. Арт - терапия: йога внутреннего художника. - М.: Астрель, 2002. - 288 с.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 302 с.
4. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз,1997.-91с
5. Копытин А. И. Арт - терапия в эпоху пост - модерна. - СПб: Речь, 2002. - 224 с.
6. Копытин А.И. О контексте арт - терапии // Исцеляющее искусство. - Том 5 . - №4. - 2002.-С. 46-58.
7. Копытин А. И. Основы арт - терапии. - СПб: Лань, 1999, - 256 с.











13PAGE 15


13PAGE 14915




Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Ч
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"ѕ
·
·Arial Cyr1"ѕ
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial CyrС С Arial CyrС С