«Моделирование на уроках в начальной школе».
«Моделирование на уроках в начальной школе».
Моделирование существует также давно, как и мышление, и также давно сопровождает процессы учения. Но как средство обучения моделирование стало осознаваться сравнительно недавно, научное понятие модели и моделирования еще недостаточно проникло в методику преподавания в школе
Что такое модель и что же такое моделирование?
В. В. Давыдов отмечал, что модель - «Это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных знаковых элементов».
«Моделирование» - это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности.
Моделирование, исходя из философского определения, предполагает три этапа:
выбор (построение) модели;
работа с моделью;
переход к реальности.
Практика обучения в начальной школе показывает, что в процессе изучения учебных предметов учащиеся имеют дело с учебными моделями и моделированием. Необходимость овладения моделированием в виде учебного действия диктуется не только его значимостью в качестве средства познания но и психолого-педагогическими требованиями в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П,Я,Гальперин, Н,Ф,Талызина), теорией учебной деятельности (В.В.Давыдов, Л.М.Фридман). Согласно этим направлениям у учащихся формируются умения и навыки моделирования различных ситуаций и явлений, а построение и работа с моделями изучаемых умственных действий составляют обязательный этап овладения ими.
Д.Б.Эльконин выделил ряд особенностей учебных моделей, наиболее важными из которых в данной работе являются:
знаковый характер учебных моделей – они всегда представляют собой искусственные образования, которые используются как орудия деятельности; им присуща наглядность, фиксирующая общие отношения ряда явлений;
образный характер учебных моделей. В процессе познания знак и образ не только не исключают друг друга, но и дополняют;
оперативная роль моделей, указывающих способ организации действий детей, направленных на выяснение основных свойств изучаемого материала;
внешний вид учебной модели зависти от того, какие стороны оригинала становятся объектом действий ребенка, в какой мере они обобщены;
эвристическая функция учебных моделей, т.е. при работе с моделями учащиеся получают новое значение, которое невозможно или трудно получить при работе с реальным объектом;
учебные модели (для решения задач) могут выполнять функции средства анализа и решения при условии четкого отнесения элементов модели и ее структуры в целом к реальности или тексту, описывающему ее.
Таким образом, моделирование в обучении выступает способом познания при выявлении и фиксации в наглядной форме тех всеобщих отношений, которые отражают научно-теоретическую сущность изучаемых объектов; это знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении новой информации в процессе оперирования знаково-символическими средствами.
В этой деятельности выделяются следующие составляющие:
предварительный анализ текста;
перевод текста на знаково-символический язык;
работа с моделью;
соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью
В концепции учебной деятельности Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова моделирование включено как учебное действие, которое должно быть сформировано у учащихся. Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми развивает основы теоретического мышления. Изложение научных знаний осуществляется способом восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному (когда учащиеся сначала ищут и фиксируют исходную общую «клеточку» изучаемого материала, а затем, опираясь на нее, выводят многообразные частные особенности данного предмета). Такое усвоение направлено на выявление школьниками условий происхождения содержания усваиваемых понятий. Учебная деятельность реализуется посредством выполнения школьниками соответствующих действий.
Работая в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, я впервые столкнулась с особым типом уроков – уроки моделирования. На таких уроках модель рождается в совместной деятельности учащихся и учителя. На её основе конструируется способ действий с понятием (алгоритм). На мой взгляд применение моделирования на уроках, дает положительные результаты. ведь созданные модели, дети как бы пропускают через себя, ведь получены они были через совместную деятельность учителя и ученика, а значит, ребята осознают откуда и зачем, были получены знания.; у учащихся формируется целостная картина мира; вырабатываются УУД; развивается абстрактное и логическое мышление; модель можно использовать для самооценки своих знаний и многое другое. Но чтобы данная работа была эффективной важно- постоянно обращаться к моделям, учить детей находить новые знания уже в построенных моделей, а если их нет, то уметь дополнить, изменить, т.е редактировать уже построенную модель. Следует также не упускать из виду индивидуальное творчество детей при создании моделей.
Например, на уроках русского языка все созданные модели,мы помещаем в «тетрадь открытий», которой ученики могут пользоваться в любое время, ведь важно то, чтобы он запомнил, какая модель , к чему относится. При изучении темы «Способы проверки орфограмм» , можно создать такую модель, в которой ученики . будут постепенно, по мере открытия новых знаний , будут преобразовывать её. Данную модель мы строим для запоминания основных способов проверки орфограмм слабых позиций, также запоминаем какой цифрой , мы обозначаем в высказывании способ проверки, затем указываем по каким признакам мы научились проверять орфограммы слабых позиций (по числу, по лицу, по родам, по временам, по падежам)
Способы проверки орфограмм
По сильной позиции
1
По словарю
2
По специальному правилу
3
Путем изменения
При изучении орфограмм слабых и сильных позиций можно создать такую модель, в которой дети преобразовывая её , будут обозначать в звуковых моделях , (звонкие или глухие согласные, гласные, их позиция)
Модели на уроках окружающего мира, я думаю, что целесообразно составлять в виде кластеров. Вместе с учащимися составляется кластер, сначала нужно вставить названия состояний воды (жидкое, твёрдое, газообразное) ,а потом примеры (лед, пар, вода,,туман и т.д.)
Состояния воды:
Газообразное
Твердое
Жидкое
?
?
?
На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки.
Несъедобные
Съедобные
На уроках литературного чтения моделирование также помогает обучающимся лучше усвоить материал. По мере изучения нового материала, модель будет преобразовываться.
Стихотворение
Сказка
рифма
?
Рассказ
Жанры произведений
?
На уроках математики моделирование используется при решении задач, уравнений, построение величин и т.д.
Построй величину А=Е³ 3 Е₂0 Е¹3
Графическое изображение чисел и изображение их на числовой прямой.
Моделирование является весьма эффективным средством наглядности. Создание наглядных обобщенных образов наиболее существенных свойств изучаемых объектов возможно лишь с помощью моделей этих объектов. Моделирование даёт возможность создать наглядные образы идеальных объектов, понятий, а также образы деятельности и действий по изучению этих объектов. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
Итак, основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма осуществлены для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.