Использование метода моделирование при решении задач
Использование метода моделирования при решении задач.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако в школьном курсе математики ему придается большое значение, так как такие задачи способствуют развитию логического мышления, речи и других качеств продуктивной деятельности обучающихся.
В курсе математики текстовые задачи выступают, с одной стороны, как объект изучения, усвоения, формирования определенных умений, с другой стороны, текстовые задачи являются одним из средств формирования математических понятий. Задачи выполняют функцию связующего звена между теорией и практикой обучения, способствуют развитию мышления учащихся, вырабатывают практические навыки применения математики, являются основным средством развития пространственного воображения. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего, для формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой, также формирует практические умения и вычислительные навыки.
Использование задач в качестве конкретной основы для ознакомления с новыми знаниями и для применения уже имеющихся у детей знаний играет исключительно важную роль и формирование у них элементов материалистического мировоззрения. Решая задачи, ученик убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей.
Обращаясь к обучению моделирования в средней школе следует выделить два аспекта: с одной стороны поскольку моделирование является основой решения прикладных задач .необходимо научить моделированию как этапу решения задачи , то есть необходимо научить формализовать текстовую задачу. Такому процессу в настоящее время уделяется достаточное большое внимание в учебниках математики А.Г.Мордковича
Однако обучение моделированию как этапу решения прикладной задачи – это лишь одна сторона, она связана уже непосредственно с процессом решения задачи. Однако еще на этапе восприятия текста сюжетной задачи у детей чаще всего возникают трудности понимания текста. В этом случае используются различные модели текста сюжетной задачи: рисунки, чертежи, схемы, таблицы и др. К сожалению, как показывает анализ действующих школьных учебников математики этот процесс остается за рамками учебников
Гипотеза исследования – обучение учащихся 5-6 классов использованию различных видов моделей текстов (условий) сюжетных задач повышает эффективность решения школьниками таких задач.
Вывод: Так как дети еще плохо усваивают текст задачи, и приходится проводить дополнительную работу по условию задачи, поэтому план решения данной задачи разбирается вместе с учителем. При этом выясняется смысл некоторых понятий, встречающихся в тексте задачи. Дети активно работают на уроке, отвечают на все вопросы учителя. Ученики уже сами предлагают, какую модель можно использовать для решения, быстро работают по ней и находят способ решения задачи.
Таким образом, модель помогла ученикам при решении задачи.
Таким образом, метод моделирования, при условии систематического использования на уроках, помогает формировать умение решать текстовые задачи, способствует повышению интереса учащихся к изучению математики, развитию памяти, внимания, наблюдательности.
Благодаря моделированию, математические связи и зависимости приобретают для учеников смысл, а в процессе его использования происходит углубление и развитие математического мышления учащихся. Поэтому моделирование – это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности.