Урок в начальных классах по ОРКСЭ «Совесть и раскаяние»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №10__________________________________________
Совесть и раскаяние
ФИО Кириченко Вера Викторовна Место работы
МКОУ « СОШ№2 р.п. Дергачи» Должность
учитель русского языка и литературы Предмет – Основы православной культуры Класс - 4 Тема «Совесть и раскаяние»
номер урока в теме - 10 Базовый учебник – Кураев А.В.Основы православной культуры.4-5 классы. Учебное пособие для общеобразов. школ. М., Просвещение, 2010, -95с
Цель урока: Сформировать представление о совести и раскаянии.
Задачи:
- личностные – формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения
- усвоение нравственно – этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми
-метапредметные- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
-овладение навыками смыслового чтения
- умение выслушивать собеседника и принимать решение
- готовность к сотрудничеству
-предметные осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.
Тип урока
Формы работы учащихся Работа со словом, работа с учебником, работа с картиной, проблемное задание, проблемный вопрос, работа с ИД, работа с дидактическим материалом.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть (по современным толковым словарям, не по словарю Даля), бумага для письма
Структура и ход урока
№ Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Метапредметныерезультаты Личностные результаты Предметные Духовно– нравственный результат
1 Проверяет готовность учеников к уроку Проверяют наличие учебного материала Формирование планирования учебных действий Наличие мотивации к труду На доске выписаны ключевые понятия урока добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.
- В-с: Как вы понимаете смысл слов/ записанных на доске добро, грех, совесть?
-Сравните свои высказывания с определением этих понятий в современных словарях.
-Со словом «добро» и его однокоренными словами составьте словосочетания затем – со словом «грех» и его однокоренными словами
3 у-ка записывают на ИД свое понимание этих слов, остальные учащиеся работают устно.
Ребята открывают затененную сторону ИД.
Делают выводы, проводят анализ
Ребята составляют(творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.),
(сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех). Адекватное использование речевых средств и средств информационных технологий
Овладение логическими действиями анализа и синтеза
Отнесение к известным понятиям
Работа на результат
Становление ценностных ориентаций
Развитие мотивов учебнойдеятельности
Развитие самостоятельности Знание, понимание и принятие понятий
Знание, понимание и принятие понятий
Начальное представление о моральных нормах
Нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками
Ценностное отношение к родному языку
- Проблемное задание: попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать – «раскаяться в добре»? А можно ли сказать – «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?
Ребята работают в тетрадях, делают вывод Овладение логическими действиями анализа и синтеза
Построение рассуждения Становление гуманистических ценностных ориентаций Знакомство с основными понятиями светской и религиозной морали Первоначальный опыт постижения ценностей
- В – с: Что такое совесть и когда она пробуждается в человеке? Ребята рассуждают, ведут спор. Построение рассуждения
Готовность слушать и вести диалог Сопереживание чувствам других людей Анализ нравственной стороны своих поступков и поступков других людей
-Работаем с учебником (стр 36-37)
- В – с: Почему Петр заплакал?
Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо.
– С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?
- Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»?
- Совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим? Достаточно ли осознавать грех умом?
Ребята читают по ролям «Отречение Петра»
Ребята отвечают на вопросы
Обсуждение возможной темы урока.
Овладение навыками смыслового чтения
Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности
Установление аналогий и причинно – следственных связей Развитие этических чувств как регулятора морального поведения Понимание значения веры и нравственности Опыт ролевого взаимодействия
Опыт социальной коммуникации
Запись темы на доске.
Да, мы сегодня с вами говорим о раскаянии. Но раскаяние может быть истинным и ложным.
Иуда тоже предал Христа и, кажется, раскаялся
- Сравните его раскаяние с раскаянием Петра.
Читаем текст дидактического материала ( Приложение 1)
-В – с:- В чем ошибка Иуды?Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос
- Прочитайте о 2 шагах раскаяния.( стр38)
Ребята размышляют, дают свои ответы.
Прочитав, ребята обоснованно говорят об отличии раскаяния Петра и Иуды Умение осуществлять информационный поиск
Овладение осознанным построением речевых высказываний
Готовность признавать существование различных точек зрения Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Формирование представлений об этике поведения Неравнодушие к жизненным проблемам других людей
Работа с рабочей тетрадью( Приложение №2)
_ Задание №2
- Учитель читает текст В. Асеевой
Ребята устно отвечают
Ребята отвечают на вопросы 1,2,3 Установление аналогий, причинно – следственных связей
Готовность слушать собеседника и вести диалог
Развитие личностной ответственности за свои поступки Опыт реализации гражданской позиции
Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети.
- Как вам кажется, кто изображен на картине?
- В какой момент жизни изображены два человека? - - Почему один из них не показан лицом зрителю? - Почему он стоит на коленях?
- Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю?
- Знаете ли вы, как называется картина?
- Какой сюжет лёг в её основу?
- Из какой книги этот сюжет?
Ребята рассматривают картину, отвечая на вопросы учителя Излагать и аргументировать свою точку зрения
Готовность признавать другие точки зрения Бережное отношение к духовным ценностям Понимание и принятие норм этики в выстраивании отношений в семье и обществе Ценностное отношение к культурному наследию
Анализ нравственных поступков других людей
Подведем итог
-О чем мы с вами говорили на уроке? Ответы ребят Понимать причины успеха- неуспеха учебной деятельности Наличие мотивации к труду, работе на результат Ценностное отношение к своему народу
Задание на дом( приложение 3)
Задание 1 – устно, Задание2 письменно
Раздает дидактический материал, благодарит за работу Ребята записывают задание Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Развитие доброжелательности и Эмоционально – нравственной отзывчивости Знание и принятие ценностей: семья, религия Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина
Рефлексия Приложение 1
Раскаяние истинное и ложное
Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: "согрешил я, предав Кровь невинную" (т. е. предал на смерть неповинного Человека).
Они же сказали ему; "что нам до того; смотри сам" (то есть сам отвечай за свои дела).
Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).
(Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий)Илл. 1. Отречение апостола Петра и раскаяние Иуды. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Вверху справа – первое отречение Петра (фигура самого апостола почти не сохранилась), внизу – второе его отречение (у костра). Вверху слева – повесившийся на дереве Иуда.
Илл. 2. Отречение и покаяние апостола Петра. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Внизу – третье отречение Петра. Вверху слева – апостол Петр стоит облокотившись на колонну и плачет от раскаяния.Вспомните историю жизни апостола Петра после отречения и покаяния (§ 10). Чье покаяние было истинным – Петра или Иуды?
В чем ошибка Иуды?
Приложение 2
Урок 10
Раскаяние
Задание 1.
Внимательно посмотри на схему.
Покаяние (Раскаяние)
1. Сожаление о том, что сделано
2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание
3. Твердое решение больше так не поступать
Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Ответь на вопросы.
Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________________
Всегда ли есть возможность покаяться? _____________________________________
Задание 3.
Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:
Кто наказал его?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
. Урок 10
Совесть
Задание 1.
Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? ______________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Заполни таблицу.
Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать. Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться
Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков.
1.
2.
3.
4.