Рабочая программа элективного курса Компьютерная графика и дизайн
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
Лицей №1
Рассмотрено
на заседании кафедры
математики и информатики
МБОУ г. Иркутска Лицей № 1
Протокол № _____ от«____»_августа_2015 г.
Заведующий кафедрой
_________/Л.М. Нефедьева/
Согласовано
Заместитель директора
по НМР МБОУ г. Иркутска
Лицей № 1
___________ Н.В. Камозина.
Утверждаю
Директор МБОУ г. Иркутска
Лицей № 1
В.И. Четвертаков
_______________________
Приказ № ____
от «____»_ __________2015 г.
Рабочая программа
элективного курса
«Компьютерная графика и дизайн»
для 9-1,2 и 9-7,8 класса
Разработчик:
Нефедьева М.А. Должность: учитель информатики
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Компьютерная графика (СПО)» (авторы М.А. Нефедьева, Н.А. Константинова). Программа курса зарегистрирована в МОУ ДПО ЦИМПО» 26.05.11 г., регистрационный № 2096; рассмотрена и утверждена на заседании ГКМС протокол № 7 от 30 мая 2011 г.2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика и дизайн» для 9-х классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ4;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России N 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Диапазон применения компьютерной графики весьма широк – от создания мультимедийных программ, телевизионной рекламы и спецэффектов в кино до компьютерного проектирования в машиностроении и фундаментальных научных исследований. Компьютерная графика – эта та область информационных технологий, которую ученикам хочется реально увидеть, а не слушать разговоры о ней. Поэтому большое значение имеют демонстрации на компьютере разнообразных продуктов компьютерной графики: красочных рисунков, схем, чертежей, диаграмм, образцов анимационной и трехмерной графики.
Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Но процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание учениками необычных достаточно сложных изобразительных композиций.
Компьютерная графика не требует перевода на другие языки, позволяет делать все, что угодно фантазии человека, или имитировать то, что существует в природе. Поэтому именно компьютерная графика представляет особый интерес для школьников даже в ряду других программных средств. Компьютер – великолепное средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества, а также индивидуализации образовательного процесса.
Для успешной работы в этой области необходимо развить в учащихся особый склад психики, мышления, воображения, чтобы учащиеся могли ощутить внутреннюю потребность в реализации образа, идеи. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до пятнадцати лет, т.е. в сензитивный период. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Воображение — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
При решении любой мыслительной задачи используется какая-либо информация. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых. Для детей это особенно важно. Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. «Поле неопределенности» в восприятии жизни так высоко, что решать постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии, которые заменяют им недостаток знаний и опыта, помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.
Значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для реализации позитивного направления можно использовать рисование, при котором развиваются творческое мышление, креативность личности и, прежде всего, воображение. Особенно увлекательным занятием для детей является рисование на компьютере, которое можно рассматривать как средство творческого развития учащихся.
Следует обратить внимание учеников на то, что любимые многими из них компьютерные игры в большинстве имеют графический интерфейс, причем достаточно сложный. Программы, с помощью которых, на компьютере получается трехмерное реалистическое изображение изобилуют математическими расчетами. Программирование графики – одна из самых сложных областей в современном программировании. Благодаря существованию прикладных графических пакетов компьютерная графика стала доступна широкому курсу пользователя.Актуальность курса заключается в практическом применении учащимися полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Характеристика курса
Содержание рабочей программы курса «Компьютерная графика (СПО)» направлено на освоение учащимися технологий обработки графических изображений. Кроме того, в процессе занятий учащиеся осваивают способы деятельности, актуальные для работы над проектами, создают личностно значимую для него продукцию: буклеты, плакаты, коллажи, иллюстрации к любимым произведениям, эскизы интерьера своей комнаты или кабинета, орнаменты, фракталы, анимация и т.д. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность, готовит учащихся к разработке и реализации собственных проектов. Знания, полученные при изучении этого курса, учащиеся могут использовать для визуализаций научных и прикладных исследований в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещено на Web-странице или импортировано в документ издательской системы.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся расширят свой кругозор, повысят эрудицию в области компьютерной графики и получат первоначальные знания из области проектного метода, что может понадобиться при изучении разных школьных дисциплин.
Место учебного курса в образовательном процессе
На изучение курса отводится 34 часа.
Содержание обучения, представленное в программе элективного курса «Компьютерная графика и дизайн», имеет практическую направленность и учитывает актуальные интересы учащихся. Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения учащихся задач, активизирует их творческий потенциал и познавательный процесс, позволяет реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создает предпосылки по применению освоенных способов обработки и преобразования графической информации в других графических редакторах. Изобразительная информация выступает важнейшей составной частью коммуникативных процессов в обществе и в сфере дизайна, в частности.
Курс опирается на знания и умения, сформированные при изучении базового курса информатики. Курс служит средством предпрофильной подготовки в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся, формирует навыки работы с различного рода графическими программами, развивает навыки принятия оптимальных решений и тренирует восприятие.
Принципы и методологические основы программы
Курс «Компьютерная графика и дизайн» основывается на следующих принципах:
Применение технологий развивающего обучения
Развитие от простого – к сложному: формирование навыков и умений в одной среде и применение их в более сложных незнакомых средах
Поддержание у учащихся психологического комфорта при общении с компьютером.
Методологические основания курса базируются на таких сущностных аспектах компьютерной графики как:
Моделирование и создание воображаемой реальности;
Модель развертывания процесса от замысла до реализации;
Взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового.
Цели учебного курса
Развитие личностных качеств учащихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Углубленное и расширенное изучение методов кодирования, создания, редактирования, хранения изображений в памяти компьютера
Задачи учебного курса
Образовательные:
формирование навыков создания компьютерного графического образа, анимации и редактирования графических изображений;
формирование умения определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта, пользоваться различными информационными ресурсами, представлять и защищать проект;
проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
формирование универсальных учебных действий, расширение кругозора;
развитие творческих способностей и мышления, умения анализировать, грамотно и доказательно излагать материал
обобщать полученные знания.
Воспитательные:
способствовать повышению личной уверенности учащихся, его самореализации
развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Планируемые результаты курса
В рамках курса «Компьютерная графика и дизайн» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
знают виды компьютерной графики, их функциональные, структурные и технологические особенности;
умеют эффективно использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера при работе с растровой и векторной компьютерной графикой;
владеют способами работы в средах Gimp и Inkscape
знают принципы построения, обработки и хранения изображений с помощью компьютера;
вырабатывают навыки коллективной работы над совместным или индивидуальным графическим проектом.
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт
проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в растровых и векторных графических программах, освоение основных практических приемов создания изображения в программах Gimp и Inkscape.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Компьютерная графика и дизайн»
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении курса «Компьютерная графика и дизайн», являются:
нравственно-эстетическое оценивание (отношение к миру, художественный вкус);
навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
умение видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость информационной подготовки в области компьютерной графики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса «Компьютерная графика и дизайн», являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую;
умение выбирать форму представления графической информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
умение и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении курса «Компьютерная графика и дизайн», являются:
основные понятия о представлении графической информации;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
представление о компьютере как универсальном устройстве обработки графической информации; основные навыки и умения использования компьютерных устройств;
навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
принципы построения компьютерной анимации;
форматы графических файлов;
среда и режим работы графических редакторов
понятие проекта;
типы проектов и их проектные продукты;
понятие презентации проекта;
этапы выполнения проекта и структура проекта.
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Основными коммуникативными результатами, формируемыми при изучении курса «Компьютерная графика и дизайн», являются:
умение ставить вопросы (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
умение корректно разрешать конфликты;
умение выражать свои мысли;
умение управлять поведением своим и партера (контроль, коррекция, оценка действий партнера);
умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение целей, функций участников, способов взаимодействия).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Организация учебного процесса
Учебный процесс организован в следующих формах:
практические занятия, на которых изучается новый материал, рассматриваются различные приемы и способы выполнения заданий, формируются навыки работы в конкретной среде;
самостоятельная работа под руководством учителя, при которой полученные навыки должны быть использованы для выполнения творческой работы на свободную тему;
коллективное обсуждение выполненных работ;
групповые и индивидуальные проекты;
защита проектов.
Примерные темы краткосрочных и итоговых проектов (по выбору учащихся):
Осень в нашем городе
Осенние листья кружат и кружат в саду…
Мой класс
Мои друзья
Памятники нашего города
Иркутск старинный
Мы здесь живем
Память о войне
Этот день Победы
Это нужно не мертвым, это нужно живым…
11.Иркутский зоопарк
12.Опять зима
13. Песнь о Байкале
14. Цветы на улицах города
15. Братья наши меньшие
16. Дом, в котором я хочу жить
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на занятиях и самостоятельных творческих работ. При этом внимание обращается на умение учащегося найти тему для самостоятельной работы. Критерии оценки развития творческой активности учащихся:
способность генерировать новые идеи;
способность осваивать новые информационные технологии;
обладание визуальной культурой и художественным вкусом.
Итоговый контроль проводится в виде защиты творческой (зачетной) работы на свободную или предложенную учителем тему. Первая работа выполняется в растровом графическом редакторе Gimp, вторая – в векторном редакторе Inkscape.
Содержание курса
1. Графический растровый редактор Gimp (17 ч.)
Интерфейс. Панель инструментов. Инструменты выделения. Управление параметрами инструментов. Инструменты и диалоги. Приемы выделения областей сложной формы. Изменение яркости и контрастности. Цветокоррекция (кривые, уровни, микшер каналов, тон-насыщенность, баланс цветов, обесцвечивание). Отмена действий. Работа со слоями. Эффекты слоя. Связывание слоев. Трансформация содержимого слоя. Работа с текстом. Создание анимационного текста. Анимация изображений. Сменяющиеся кадры. Постепенно появляющиеся и исчезающие рисунки, текст.
Создание коллажей. Выбор формы и параметров кисти. Непрозрачность, режимы наложения. Закраска областей. Создание градиентных переходов. Чистка и восстановление деталей изображения с помощью инструмента “штамп”. Фильтры. Выполнение сложного монтажа.
2. Графический векторный редактор Inkscape (17 ч.)
Знакомство с редактором Inkscape. Панель инструментов, структура панели. Рисование. Закраска рисунков. Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки. Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура). Вспомогательные режимы работы.
Работа с цветом, группами, текстом, растровой графикой. Импорт из других приложений. Редактирование геометрической формы объектов. Разделение объектов с помощью инструмента-ножа. Удаление части объекта с помощью инструмента-ластика. Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами. Кривые Безье. Панель кадров. Ключевой и дублирующий кадры. Слои. Методы создания иллюстраций в векторных программах. Методы создания анимации. Публикация фильма. Создание анимированных роликов. .
Учебно-тематический план
№
разделов/тем Наименование
разделов и тем Всего часов В том числе, час
теория практика контроль
1. Графический растровый редактор Gimp (17 ч.)
1.1 Знакомство с графическим редактором Gimp. 1 1 1.2 Инструменты рисования. Инструменты выделения. Работа со слоями. 3 1 2 1.3 Цветокоррекция1 1 1.4 Работа с текстом 3 1 2 1.5 Создание коллажей 2 2 1.6 Фильтры 3 1 2 1.7 Анимация в GIMP 3 1 2 1.8 Зачетная работа в редакторе Gimp 1 1
2. Графический векторный редактор Inkscape (17 ч.)
2.1 Знакомство с векторным графическим редактором Inkscape1 1 2.2 Панель опций. Основные приемы создания фигур 2 1 1 2.3 Редактирование геометрической формы объектов 1 1 2.4 Выделение. Клоны
2 1 1 2.5 Фильтры. Слои
3 1 2 2.6 Работа с текстом
2 1 1 2.7 Выполнение упражнений 4 4 2.8 Зачетная работа в редакторе Inkscape2 1
(на 2 часа)
Всего
34 10 21 3
Учебно-методическое обеспечение
Авторские методические разработки, карточки с заданиями
Учебники, входящие в состав редакторов Gimp и InkscapeБесплатные электронные учебники и уроки:
http://schoollinux.narod.ru: Интернет-учебник "АльтЛинукс Школьный"
http://www.inkscape.org: Векторный редактор INKSCAPE
http://www.gimp.org: Растровый редактор GIMP:
http:// www.openclipart.org: Открытая Библиотека клипартов в SVG
http://www.solnushki.ru
http://www.linuxrsp.ru
http://galinadolgikh.com/graficheskij-redaktor-inkscape-ii-chast/
http://a2in.ya.ru/replies.xml http://gimp.nas2.net/?n=4&id=38http://www.progimp.ru/articles/esche_odin_interesnyij_tekstovyij_effekt/http://www.linformatika.ru
http://www.openarts.ru/inkscape-tutorials/techniques/45-create-globe-in-inkscapehttp://www.mginet.ru/web/rus/education/cg/index.htm
Список литературы
Основной
Хахаев А. Свободный графический редактор GIMP: первые шаги. - ДМК-пресс, 2009. - 232 с.
Зильберман М.А. Работа с векторным графическим редактором Inkscape. Практикум. Пермь, 2008 (электронный учебник)
Дополнительный
Учебники, входящие в состав редакторов Gimp и InkscapeМатериально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности учащихся в школе является установка в компьютерном классе 13–15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога. Компьютера должны быть объединены в локальную сеть с обеспечением выхода в Интернет для использования сетевых цифровых образовательных ресурсов.
Техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
Принтер
сканер
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
оперативная память – не менее 256 Мб;
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
жёсткий диск – не менее 80 Гб;
клавиатура;
мышь;
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Программное обеспечение компьютеров
Графический растровый редактор Gimp
Графический векторный редактор Inkscape