Открытый урок по ИЗО в 5 классе по теме Искусство Гжели


Конспект урока изобразительного искусства
Ф.И.О. Немцова Светлана Александровна
Место работы: МБОУ «Петропавловская ООШ»
Должность: учитель изобразительного искусства
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Тема урока: «Искусство Гжели»
Цели и задачи:
Предметные:
Познакомить обучающихся с гжельской керамикой, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.
Метапредметные:
Формирование навыков росписи;
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.
Личностные:
воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Оборудование и материал: гжельские изделия и их изображения, плакаты со схемами композиций и этапами росписи, заготовки шаблонов изделий, м- проектор, магнитофон, художественные материалы, салфетки.
Структура урока
№ Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий ЭОР)
Деятельность ученика
1. Этап мотивации
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-помочь принять правильную рабочую позу;
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.
- Здравствуйте, ребята!
-Садитесь!
- Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусства, который подарит вам много новых впечатлений и эмоций! (проверяет готовность к уроку)
Учащиеся приветствуют учителя
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
-Постановка учебной задачи
Цель: сформулировать цель и тему урока. Учащимися
Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. А вот о чём вы мне скажите сами, послушав стихотворение.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы,
Неведомой красы,
Деревня в Подмосковье,
Прославилась теперь,
Известно всем в народе,
Ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла!
Ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
На уроке мы познакомимся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи. О посуде, о гжельской керамике.
3. Изучение нового материала На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.
Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло ещё много времени, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим людям.
- Как вы думаете для чего он был необходим?
В нём варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы и т.д. Форма была то простая, то замысловатая.
- Вы, наверное, обратили внимание на доску.
Здесь даны понятия:
Керамика – это глиняная посуда. Слово произошло от греческого керамос, что означает глина
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика.
А вот фарфор – тонкий, звучный – делают из необыкновенно белой глины.
Фаянсовая посуда – это изделия из белой глины.
У нас было домашнее задание, приготовить сообщение о Гжели. Ответы детей
Дети подготовили сообщение о Гжели.
4. Физкультминутка Учитель показывает упражнения Дети повторяют
5. Первичное осмысление и закрепление материала Учитель: посмотрим на рисунок на доске и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи . Скажите какие мотивы присущи гжельской росписи?
Назовите элементы Гжельской Росписи.
Какого цвета роспись?

Дети, как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.
Учитель на доске показывает приемы работы кистью при выполнении основных узоров “Гжельской росписи”:
-- Мастера расписывая Гжельские изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями-одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. ПОКАЗ
2) Четкие мазки с разным нажимом кисти 3) Легкие нажимы кисти( Концом кисти наносят стебельки и усики, жилки
Дети отвечают на вопросы
- Природные Растительные). цветы, веточки, листочки, волнистые линии- змейки, травинки, птицы)
-синего, голубого
Ребята выполняют приёмы работы кистью
6. Постановка учебной задачи (Практическая часть) Затем предлагает выполнить эскиз гжельской расписной керамики на заготовках.
Ребята самостоятельно выполняют эскиз гжельской расписной керамики
7. Выставка работ Учитель: Ребята, давайте прикрепим свои работы на доску. Представьте вы прищли на выставку и там выставлены работы ребят и вам дано задание оценить работы. Учащиеся оценивают сами свои работы
8. Домашнее задание Объяснение домашнего задания .Подготовить сообщение о городецкой росписи. Учащиеся записывают в дневник домашнее задание
9. Итог урока, рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали?
Ребята, продолжите фразы
«Мне понравилось на уроке…»
«Что не получилось…»
Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток розового цвета, Кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите лепесток синего цвета. Давайте идите с ними сюда составим цветок ( увидим Результат нашего урока( эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока).
Ребята продолжают фразы «Мне понравилось…»
Выходят с урока и прилепляют свой лепесток