Программа военно-патриотического клуба Застава
ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
КЛУБА
«ЗАСТАВА»
Новохопёрск – 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие организационно - методические указания..2
Общественно - государственная подготовка...3
Тактическая подготовка 7
Тактико-специальная подготовка..11
Огневая подготовка...18
Физическая подготовка .23
Строевая подготовка..25
Уставы ВС Р Ф..27
РХБЗ.29
Инженерная подготовка.31
Подготовка по связи ..33
Военная топография ..35
Военно-медицинская подготовка..36
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Военно-патриотическое воспитание – одна из важнейших составляющих формирования гражданского общества в любом государстве. Сейчас, когда молодежь столь многолика, а ее увлечения так разнообразны и зачастую привиты западными образцами поведения, растет стремление найти себя хоть в чем-то. В такой ситуации достаточно сложно привить молодым людям любовь к своей Родине и призвать их по собственному желанию быть ей защитником. Поэтому следует начать формировать положительное и доброе отношение к своей Родине и к самому себе как к гражданину своей страны уже в раннем возрасте. Для этого при многих школах и других учебных заведениях создаются военно-патриотические клубы. Военная подготовка, исходя из специфики и предназначения, учреждений дополнительного образования проводится с целью дать воспитанникам знания, навыки и умения, необходимые для успешного выполнения обязанностей военнослужащего во время службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и в пограничных войсках. Военная подготовка тесно связана с воинским воспитанием. При этом особое внимание должно быть уделено воспитанию у воспитанников беззаветной преданности Отечеству, выработке у них высокого сознания общественного и воинского долга, дисциплинированности, любви к военной службе, чувства гордости, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянно совершенствовать свои военные знания. Каждое занятие должно проводиться наглядно и поучительно. При обучении следует соблюдать логическую последовательность в изучении тем и предметов обучения.
Существующая методика проведения занятий должна творчески использоваться с учетом возрастных особенностей воспитанников и носить элементы игры, состязательности.
Теоретические и практические навыки воспитанников проверяются в ходе контрольных занятий. Эти занятия организуются и проводятся под руководством руководителя клуба с привлечением преподавателей и инструкторов. В целях предупреждения несчастных случаев и травматизма при проведении занятий по военной подготовке с воспитанниками должны быть проведены занятия по мерам безопасности и приняты зачеты с выставлением индивидуальной оценки.
ОБЩИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ОБУЧЕНИЯ
№
п.п.
Наименование предметов
Количество
часов
1.
Общественно- государственная подготовка
10
2.
Тактическая подготовка
60
3.
Тактико-специальная подготовка
104
4.
Огневая подготовка
55
5.
Физическая подготовка
38
6.
Строевая подготовка
10
7.
Уставы ВС РФ
5
8.
РХБЗ
7
9.
Инженерная подготовка
11
10.
Подготовка по связи
4
11.
Военная топография
4
12.
Военно-медицинская подготовка
4
Итого
312
ОБЩЕСТВЕННО - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Пограничные войска
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пограничные войска воинское формирование, предназначенное для охраны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и поддержания соответствующего режима в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пограничные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] были составной частью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Непосредственное руководство пограничными войсками осуществлялось КГБ СССР и подчинённым ему Главным управлением пограничных войск. Состояли из пограничных округов, отдельных соединений, специальных частей и учебных заведений.
К основным обязанностям пограничных войск относятся:
обеспечение правил содержания государственной границы;
пресечение незаконного изменения прохождения государственной границы на местности;
отражать вооружённое вторжение;
контролировать соблюдение гражданами и организациями режима государственной границы, пограничной зоны, пропуска через государственную границу;
осуществлять пропуск через границу физических лиц и грузов согласно законодательству;
оказывать в необходимых случаях поддержку таможенной службе, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], органам государственной безопасности;
выявлять и задерживать нарушителей пограничного режима, пресекать попытки незаконного пересечения государственной границы;
обеспечивать выполнение международных обязательств государства по вопросам режима и охраны границы.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отмечается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В этот день в 1918 году декретом СНК учреждена пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано Главное управление пограничной охраны. День пограничника СССР установлен в 1958 году. В современной России День пограничника 28 мая установлен указом президента РФ от 23 мая 1994 года «в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск». Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ создана указом президента России от 30 декабря 1993 года, была подчинена непосредственно президенту и правительству РФ. Указом президента России от 11 марта 2003 года Пограничная служба передана в ведение Федеральной службы безопасности (ФСБ) России.
Задачи обучения.
Изучить историю создания и традиции Вооруженных Сил РФ и пограничных войск, правовые основы службы в Вооруженных Силах РФ.
Воспитывать у участников клуба чувство ответственности за защиту Родины; чувство гордости за службу в Вооруженных Силах РФ и пограничных войсках, за честь своего коллектива; развивать чувство взаимопомощи, уважения и требовательности друг к другу; создавать дух товарищества, пресекать случаи ущемления личного достоинства, нарушения дисциплины, порядка и правил взаимоотношений между воспитанниками.
Методические указания.
Необходимые знания и качества у воспитанников вырабатывать в ходе проведения всех занятий по военной подготовке и ходе повседневной деятельности клуба.
Необходимо настойчиво внедрять активные формы занятий: диспуты, дискуссии, «круглые столы».
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество
часов
1.
Тема 1. История создания Вооруженных Сил России
4
2.
Тема 2. Защита Отечества, служба в Вооруженных Силах – долг и обязанность гражданина Российской Федерации
3
3.
Тема 3. Организационная структура и воинские традиции Вооруженных Сил РФ и пограничных войск
3
Итого
10
Тема 1. История создания Вооруженных Сил России.
Занятие 1 – 2 час. Полководцы и флотоводцы русской армии и флота XV – XX в.в..
Занятие 2 – 2 час. Великая Отечественная война. Этапы Великой Отечественной войны. Полководцы, выдающиеся ученые и конструкторы. Партизанское движение. Освобождение Европы от фашизма.
Тема 2. Защита Отечества, служба в Вооруженных Силах – долг и обязанность гражданина Российской Федерации.
Занятие 1. – 1,5 час. Конституция РФ о воинской службе. Правовой статус военнослужащих. Воинская обязанность. Военная присяга. Значение принятия военной присяги.
Занятие 2. – 1,5 час. Воинский долг и честь российского воина. Войсковое товарищество. Воинская дисциплина. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части. Современные награды России.
Тема 3. Организационная структура и воинские традиции Вооруженных Сил РФ и пограничных войск.
Занятие 1. – 1,5 час. Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды и рода войск. Военные округа и флоты. Боевые традиции ВС РФ.
Занятие 2. – 1,5 час. Организационная структура пограничных войск. Боевые традиции пограничных войск.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения.
Изучить обязанности личного состава пограничного отделения к бою, основы общевойсковой (одиночной) подготовки, основы организации и ведения боя пограничным отделением в тылу противника, организационно-штатную структуру пограничного отделения и взвода, сигналы управления флажками и фонарем.
Обучить приемам и способам действия солдата-пограничника в бою в тылу противника.
Методические указания.
Занятия по тактике должны быть тесно увязаны с другими предметами обучения военной подготовки и обеспечивать получение воспитанниками необходимых знаний, навыков и умений для практических действий в бою.
Основными видами учебных занятий являются: теоретические занятия, групповые занятия, тактико-строевые занятия, тактические занятия, тактические учения (военная игра) и контрольные занятия.
На каждом виде занятий необходимо применять присущие ему методы обучения. На теоретических занятиях применяются устное изложение учебного материала, рассказ, беседа (дискуссия); на тактико-строевых занятиях – объяснение, показ, упражнение, тренировка; на тактических занятиях (учениях) - практическая работа.
Обучение приемам и способам действия солдата в бою должно основываться на принципе постепенного увеличения физических и морально-психологических нагрузок и проводится последовательно от простого к сложному. Вначале руководитель занятия показывает выполнение приема (действия) в целом, затем знакомит обучаемых с порядком отработки его по элементам, показывает выполнение элемента, поясняя его, и приступает к обучению. Отработка приема (действия) начинается в замедленном темпе, при этом главное внимание обращается на правильность его выполнения, в последующем темп тренировки постепенно наращивается. Отработав прием (действие) по элементам, руководитель занятия переходит к выполнению его в целом и повторяет до полного усвоения. В такой последовательности отрабатываются все приемы (действия), составляющие содержание учебного вопроса.
Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно, действия противника обозначаются мишенями, макетами вооружения и боевой техники, а также средствами имитации.
Тактико-строевые занятия проводятся в целях обучения технике выполнения приемов и способов действия солдата и отделения в различных видах боя. Отработка учебных вопросов на тактико-строевых занятиях проводится по элементам, затем слитно с повторением изучаемых тактических приемов до правильного, слаженного и быстрого выполнения их обучаемыми.
Тактическое учение (военная игра), подводящее итоги обучения по тактической подготовке, проводится на завершающем этапе обучения в ходе полевого выхода как комплексное двухстороннее занятие. Занятие имеет целью совершенствование навыков воспитанников по действиям солдата-пограничника в бою, выработки у них физической выносливости и морально-психологической устойчивости. В ходе учений (военной игры) все учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности на фоне единой тактической обстановки. Каждый последующий учебный вопрос является продолжением предыдущего.
Руководителем учений (военной игры) является руководитель клуба. Для проведения занятий привлекаются преподаватели и инструктора. Занятия в ходе учений (военной игры) проводятся в учебных центрах (лагерях) на местности, позволяющей обучать ведению различных видов боя по маршруту протяженностью 10-15 км.
План учений (военной игры) разрабатывается руководителем клуба с привлечением преподавателей и инструкторов. Разрабатывается он на крупномасштабной карте и включает: тему и учебные цели, время проведения, состав обучаемых, нормы расхода моторесурсов и имитационных средств; тактический замысел (положение подразделений и боевая задача вышестоящего подразделения, боевые задачи воспитанников и соседей); этапы военной игры, их продолжительность, учебные вопросы и время на их отработку; маршрут полевого выхода, места отдыха, мероприятия, проводимые руководителем учений (военной игры) порядок вывода личного состава на тактические занятия, время окончания учений (военной игры), время и место разбора; расчет привлекаемых на занятие преподавателей и инструкторов.
При подготовке к учениям (военной игре) необходимо составить строевой и боевой расчет по штату пограничного подразделения. Для проведения учения (военной игры) определяется состав руководства и посредников.
Перед началом учений (военной игры) с руководством и посредниками на местности проводятся инструкторско-методические занятие, в ходе которого определяется единая последовательность и методика отработки учебных вопросов, а также меры безопасности.
За два-три дня до начала учений (военной игры) проводится строевой смотр и проверяется готовность личного состава к занятиям, его экипировка наличие материального обеспечения и военно-технического имущества. Обнаруженные недостатки устраняются.
Тактические учения (военная игра) могут организовываться и проводиться исходя из специфики клуба.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№ п.п.
Номер и наименование темы
Количество часов
1.
Тема 1. Показ вооружения и техники, состоящей на вооружении подразделений и частей пограничных войск
2
2.
Тема 2. Организация, вооружение и боевая техника пограничного отделения
3
3.
Тема 3. Основы современного общевойскового боя
3
4.
Тема 4. Основы ведения наступления
2
5.
Тема 5. Основы ведения обороны
4
6.
Тема 6. Обязанности личного состава отделения в бою
4
7.
Тема 7. Действия солдата и пограничного отделения
в бою
30
8.
Тема 8. Тактические учения (военная игра)
12
Итого
60
Тема 1. Показ вооружения и техники, состоящей на вооружении подразделений и частей пограничных войск.
Занятие 1 – 2 час. Ознакомление с образцами вооружения и техники, состоящих на вооружении подразделений и частей пограничных войск.
Тема 2. Организация, вооружение и боевая техника пограничного отделения (взвода).
Занятие 1–3 час. Состав пограничного отделения. Тактико-технические характеристики вооружения и боевой техники пограничного отделения.
Тема 3. Основы современного общевойскового боя.
Занятие 1 – 3 час. Виды боя и их характеристика. Маневр огнем и подразделениями в бою. Походный, предбоевой и боевой порядок.
Тема 4. Основы ведения наступления.
Занятие 1 – 2 час. Цель наступления, способы перехода в наступление. Боевая задача отделения и взвода. Боевой порядок подразделения в наступлении.
Тема 5. Основы ведения обороны.
Занятие 1 – 4 час. Сущность оборонительного боя. Требования, предъявляемые к обороне, условия перехода к обороне. Боевой порядок отделения и взвода в обороне. Инженерное оборудование. Организация системы огня в обороне.
Тема 6. Обязанности личного состава отделения в бою.
Занятие 1 – 4 час. Обязанности военнослужащего в бою. Обязанности гранатометчика, пулеметчика, старшего стрелка (стрелка) в бою. Соблюдение норм международного гуманитарного права.
Тема 7. Действия солдата и пограничного отделения в бою.
Занятие 1 – 3 час. Управление одиночным военнослужащим в бою. Сигналы управления флажками и фонарем. Порядок управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.
Занятие 2 – 3 час. Передвижение на поле боя. Способы передвижения (в полный рост, пригнувшись, перебежками, переползанием). Использование местности и местных предметов при передвижении, выполнение нормативов.
Занятие 3 – 3 час. Погрантирование в тыл противника. Действия солдата в наступлении. Подготовка к атаке: пополнение боеприпасов, снаряжение гранат, наблюдение за сигналами командира. Движение в атаку. Преодоление заграждений. Атака противника, забрасывание его гранатами, уничтожение противника огнем в упор и в рукопашном бою.
Занятие 4 – 6 час. Действие солдата в обороне. Выбор и оборудование места (окопа) для стрельбы и его маскировка. Отрывка и маскировка одиночных окопов. Подготовка к ведению огня. Наблюдение за полем боя. Действия при нахождении под артиллерийским огнем противника. Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Уничтожение атакующего и ворвавшегося в траншею противника. Смена огневой позиции (места для стрельбы), самопомощь при ранении.
Занятие 5 – 3 час. Действие солдата-наблюдателя при ведении разведки. Выбор места для наблюдения, его занятие и маскировка. Изучение местности и местных предметов с использованием приборов наблюдения. Доклад результатов наблюдения.
Занятие 6 – 3 час. Действия дозорного в разведке. Подготовка к действиям в разведке. Осмотр местности и местных предметов (оврага, отдельного строения, опушки леса). Ведение разведки огневых средств противника, инженерных заграждений, доклад результатов разведки.
Занятие 7 – 3 час. Занятие исходного положения и подготовка к атаке. Поражение противника огнем в ходе атаки, преодоление минно-взрывных заграждений. Овладение объектом атаки. Использование промежутков в боевых порядках противника для маневра и атаки во фланг огневой точки. Уничтожение огневых средств и преследование отходящего противника.
Занятие 8 – 3 час. Отделение в обороне. Занятие и оборудование позиции отделением. Организация наблюдения и системы огня. Действие отделения с началом огневой подготовки. Уничтожение противника, ворвавшегося на позицию отделения. Маневр отделения на запасную позицию. Уничтожение противника огнем в упор.
Занятие 9 – 3 час. Отделение на марше и в походном охранении. Организация марша. Подготовка к маршу и его совершение. Организация походного охранения. Действия дозорного отделения.
Тема 8. Тактические учения (военная игра).
Занятие 1 – 12 час. Действия подразделения по сигналу «Сбор по тревоге» и «Боевая тревога». Выход в район сосредоточения. Совершение марша с преодолением участков заражения, дистанционного минирования, завалов. Действия при налете авиации, при встрече с разведкой противника. Сбор на площадке приземления. Переход в наступление, овладение указанным рубежом (объектом), преследование отходящего противника. Переход к обороне вне соприкосновения с противником. Ведение оборонительного боя.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения.
Обучить воспитанников приемам и способам действий разведчика в составе элементов боевого порядка и в составе разведывательной группы при выполнении ею задач в тылу противника, а также по борьбе с разведывательно-диверсионными группами и при расположении подразделений в районе сосредоточения или при перемещении на марше. Прививать воспитанникам высокие моральные и боевые качества: смелость, инициативу, военную хитрость, дерзость, наблюдательность, предусмотрительность и бдительность, необходимые для успешного выполнения поставленных задач по разведке и уничтожению важнейших объектов в тылу противника.
Методические указания.
Тактико-специальная подготовка является одним из главных предметов подготовки участников клуба. Основное внимание в подготовке воспитанников должно быть уделено обучению их умелым, активным и решительным действиям по ведению разведки и проведению специальных мероприятий в составе отдельных элементов боевого порядка и в составе разведывательной группы в тылу противника при его активном противодействии в любых погодных, временных, географических и тактических условиях. Тактико-специальным занятиям должна предшествовать отработка соответствующих тем и вопросов по военной топографии, оружию массового поражения противника и защите от него, подготовке по связи и другим предметам обучения с тем, чтобы знания и навыки, приобретённые участниками клуба на занятиях по этим предметам, практически и в комплексе применялись и закреплялись на тактико-специальной подготовке ТСП. Каждое занятие по ТСП должно проводиться с выполнением соответствующих нормативов. Обучение личного состава проводится на тактико-строевых, тактико-специальных занятиях и входе полевого выхода. Занятия на макете местности или объекте имеют целью подготовить воспитанников к осмысленным действиям в поле. На этих занятиях они наглядно изучают способы ведения разведки и проведения специальных мероприятий, порядок действий при выполнении различного рода задач. Завершающим этапом курса подготовке по ТСП являются полевой выход воспитанников, общим руководителем полевого выхода является руководитель клуба.
Тактико-строевые занятия проводятся для совершенствования одиночной подготовки воспитанников и выработке навыков действий в составе разведывательной группы на отдельных этапах (боевых эпизодах) ведения разведки. На всех тактико-строевых занятиях, наряду с отработкой поставленных вопросов, руководитель, используя естественные условия и усложняя их имитацией действий противника, должен учить личный состав умелым, решительным и дерзким действиям, преодолению различных препятствий, заграждений. Тактическая обстановка на этих занятиях создаётся отдельно для каждого учебного вопроса, отработка которых осуществляется последовательно, от простого к сложному, путём многократного повторения (тренировки) действий отдельных разведчиков и в составе разведывательной группы. Обозначение действий противника и тактической обстановки производится указками, мишенями, макетами, техникой и личным составом со средствами имитации и должно быть таким, чтобы обучаемые постоянно ощущали его присутствие. Тактико-строевые занятия проводит преподаватель или инструктор.
Тактические занятия с участниками клуба проводятся как завершающие занятия каждой темы. На них совершенствуются навыки воспитанников в действиях в составе разведывательной группы. Все учебные вопросы каждого занятия отрабатываются последовательно и в полном объёме. Тактическая обстановка создаётся единой на все занятие. Действия противника обозначаются теми же средствами, что и при проведении тактико-строевых занятий, но увязываются с общим замыслом занятий по теме. Тактико-специальные учения организует и проводит руководитель клуба. На всех занятиях и учениях руководители подачей команд и вводных тренируют воспитанников в быстром принятии решений по ситуации и в действиях по ним. На каждом занятии (учении) выполняются нормативы по ТСП и другим предметам обучения.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№ п.п.
Номер и наименование темы
Количество часов
1.
Тема 1. Задачи войсковой разведки и способы их решения
6
2.
Тема 2. Передвижение и маскировка пограничников
8
3.
Тема 3. Разведка местности, препятствий и заграждений
6
4.
Тема 4. Следопытство
6
5.
Тема 5. Подготовка разведывательной группы к действиям в тылу противника
10
6.
Тема 6. Забазирование разведывательной группы и действия с подготовленной базы
6
7.
Тема 7. Вывод разведывательной группы в тыл противника
6
8.
Тема 8. Действия разведчика и разведывательной группы. Порядок совершения марша в район ведения разведки
6
9
Тема 9. Ведение разведки в тылу противника наблюдением
6
10.
Тема 10. Приёмы и способы нападения разведчиков на одиночных солдат и часовых противника
6
11.
Тема 11. Действия разведывательной группы в поиске
8
12.
Тема 12. Действия разведывательной группы в засаде
8
13.
Тема 13. Действие разведывательной группы в налёте
8
14.
Тема 14. Обеспечение жизнедеятельности разведчиков при действиях в тылу противника (выживание)
14
Итого
104
Тема 1. Задачи войсковой разведки и способы их решения.
Занятие 1 - 3 час. Требования, предъявляемые к разведке: целеустремленность, непрерывность, активность, скрытность, достоверность.
Разведывательные органы и способы их действий. Разведывательные органы и задачи, выполняемые ими: наблюдатель, наблюдательный пост, дозорный, дозорное отделение, разведывательный дозор, боевой разведывательный дозор, разведывательная группа.
Занятие 2 - 3 час. Способы решения разведывательных задач: наблюдение, поиск, налет, засада.
Тема 2. Передвижение и маскировка разведчиков.
Занятие 1 - 2 час. Способы скрытого и бесшумного передвижения разведчиков в тылу противника: ходьба в полный рост, ходьба, пригнувшись, ходьба бесшумно, бегом, перебежками, переползанием.
Занятие 2 - 3 час. Преодоление препятствий: прыжки в длину, прыжки через препятствие с опорой рукой и ногой, преодоление проволочного заграждения прыжком со спины товарища, прыжки с шестом, влезания и перелезания, преодоление препятствия при помощи товарища. Спуски с препятствий.
Занятие 3 - 3 час. Передвижения в особых условиях. Особенности передвижения: в составе группы, ночью, в городе, зимой и в северных районах, в пустынной местности, в горах, преодоление болот.
Тема 3. Разведка местности, препятствий и заграждений.
Занятие 1 - 3 час. Общие правила осмотра местности и местных предметов. Действия дозорных и дозорного отделения. Сигналы для связи с дозорными. Использование местных предметов для маскировки наблюдателя.
Занятие 2 - 3 час. Особенности разведки в горах. Разведка населенного пункта. Осмотр леса, рощи, кустарника.
Тема 4. Следопытство.
Занятие 1 - 3 час. Чтение следов, оставленных войсками и техникой. Определение направления движения техник. Изучение следов пеших военнослужащих и лыжников. Определение давности следов: общие и характерные признаки.
Занятие 2 - 3 час. Разведывательные признаки различных объектов (целей) и деятельности войск. Понятие о разведывательных признаках. Признаки инженерных сооружений и огневых средств. Признаки наблюдательных, командно-наблюдательных пунктов и командных пунктов, ракетных подразделений и объектов тыла. Признаки боевой деятельности войск.
Тема 5. Подготовка разведывательной группы к действиям в тылу противника.
Занятие 1 - 4 час. Подготовка группы к действиям в тылу противника. Изучение по карте (аэрофотоснимку) района предстоящих действий: района погрантирования (участков перехода госграницы или линии фронта), пунктов сбора, маршрутов движения и обстановки в районе ведения разведки. Действия разведывательной группы при выполнении поставленной задачи.
Занятие 2 - 3 час. Отдача указаний личному составу разведывательной группы на получение, проверку на работоспособность и подготовку вооружения, техники и имущества к применению в тылу противника. Подгонка снаряжения, укладка грузов в рюкзаки и пограничную тару.
Занятие 3 - 4 час. Отдача устного боевого приказа личному составу разведывательной группы на действия в тылу противника. Выработка способов действий личного состава разведывательной группы при выполнении поставленной задачи в тылу противника.
Тема 6. Забазирование разведывательной группы и действия с подготовленной базы.
Занятие 1 - 6 час. Мероприятия по подготовке базы на вероятных направлениях действия противника, её оборудование, необходимые силы и средства. Порядок занятия базы разведывательной группой (забазирование), соблюдение мер конспирации. Режим пребывания на базе, охрана и оборона. Особенности действий разведывательной группы с подготовленной базы. Действие с подготовленной базы по ведению разведки противника.
Тема 7. Вывод разведывательной группы в тыл противника.
Занятие 1 - 2 час. Особенности вывода разведывательной группы в тыл противника морем, переходом через государственную границу или линию фронта.
Занятие 2 - 2час. Действие разведывательной группы при выводе в тыл противника через линию фронта. Действия личного состава в случае встречи или обнаружения противником.
Занятие 3 - 2 час. Действия разведывательной группы при выводе в тыл противника. Порядок оказания помощи в случае ранения (поражения).
Тема 8. Действия разведчика и разведывательной группы. Порядок совершения марша в район ведения разведки.
Занятие 1 - 3 час.
Способы сбора разведывательной группы. Проверка личного состава, наличия вооружения и материальной части. Действия в случае травмирования разведчиков и обнаружения группы противником. Уточнение задачи на дальнейшие действия.
Занятие 2 – 3 час. Оценка местности. Выбор маршрута движения. Построение походного порядка при совершении марша группой в район ведения (к объекту) разведки, его элементы и задачи, выполняемые разведчиками при совершении марша. Порядок действий при встрече с противником. Наблюдение за воздухом, использование местности и местных предметов для маскировки от наблюдения с воздуха, порядок действия при обнаружении группы противником с воздуха. Отражение воздушного налета противника всем составом разведывательной группы. Действия разведчиков в различных ситуациях.
Тема 9. Ведение разведки в тылу противника наблюдением.
Занятие 1 - 6 час. Наблюдение – основной способ ведения разведки. Наблюдатель. Наблюдательный пост. Занятие места для наблюдения и его маскировка, порядок осмотра местности в полосе (секторе) наблюдения. Использование приборов наблюдения и подслушивание. Наблюдение за объектом, определение его характера и координат. Определение местоположения элементов объекта, наличие и характер действия личного состава, порядок охраны и обороны, его уязвимые места. Доклад о результатах наблюдения. Ведение журнала наблюдения (карточки наблюдателя).
Тема 10. Приёмы и способы нападения разведчиков на одиночных солдат и часовых противника.
Занятие 1 - 6 час. Основные приёмы и способы нападения одним (двумя) разведчиками на одиночного военнослужащего противника из засады с целью его пленения или уничтожения. Обыск пленного (убитого), связывание и конвоирование (доставка), практическая отработка приёмов и способов нападения. Допрос пленного.
Ведение наблюдения за объектом с целью определения порядка охраны и обороны. Наблюдение за часовыми. Выбор места, времени и способа нападения на часового. Нападение на часового с целью его уничтожения (захвата).
Тема 11. Действия разведывательной группы в поиске.
Занятие 1 - 4 час. Действие разведывательной группы с выходом в район разведки. Действия разведчиков в ядре группы, дозоре.
Занятие 2 - 4 час. Ведение разведки поиском. Действия дозорного отделения (дозорных). Порядок поддержания связи и доклада результатов разведки внутри группы, управление группой в поиске. Обнаружение объектов поиска, установление наблюдения за ним, определение координат объекта (его основных элементов). Характер действия противника на объекте. Использование технических средств для выявления объектов противника.
Тема 12. Действия разведывательной группы в засаде.
Занятие 1 - 4 час. Порядок организации и проведения засады для нападения на небольшую группу противника (отдельную машину) с целью захвата пленных и документов, образцов вооружения. Уточнение обстановки. Определение боевого порядка и задач подгруппам.
Занятие 2 - 1 час (ночью). Действия разведывательной группы в засаде. Постановка задач. Скрытный выход к месту проведения засады, занятие исходного положения, уточнение задач подгруппам. Захват (уничтожение) противника, отход и ликвидация следов действия, первичный допрос пленного. Эвакуация раненых и оказание им первой доврачебной помощи. Сбор после выполнения задачи.
Занятие 3 - 3 час. Действия разведывательной группы в засаде с целью нападения на небольшую колонну противника и уничтожение его живой силы и техники. Порядок использования технических средств разведки для установления наличия в колонне ядерных боеприпасов. Организация наблюдения и системы огня, использование минно-взрывных средств, РПГ, ПТУР. Определение порядка действий в засаде.
Тема 13. Действие разведывательной группы в налёте.
Занятие 1 - 4час. Порядок организации и проведения налёта на объект противника с целью его уничтожения (вывода из строя, порчи). Оценка обстановки. Силы и средства для уничтожения объектов противника (устройство пожара, коротких замыканий электротока и прочее). Поиск, обнаружение и доразведка объекта. Боевой порядок разведывательной группы в налёте. Определение задач подгруппам (разведчикам) и их действий при уничтожении объекта (отдельных элементов) различными способами с использованием различных средств, а также при захвате пленных документов.
Занятие 2 - 1 час. (ночью). Действия разведывательной группы при организации налёта. Постановка задачи на налёт. Обнаружение и доразведка объекта. Выявление его уязвимых элементов и скрытых подступов. Принятие боевого порядка. Уточнение задач подгруппам.
Занятие 3 - 3 час. Организация действий разведывательной группы при налёте на объект с целью его уничтожения, захвата документов и образцов вооружения. Постановка задачи на налёт. Определение мероприятий по обнаружению объекта, его доразведке, выявлению основных элементов и определению их координат. Постановка задач подгруппам, определение порядка их действий. Отход после выполнения задачи с использованием различных средств, а также при захвате образцов вооружения, боевой техники, документов и пленных.
Тема 14. Обеспечение жизнедеятельности разведчиков при действиях в тылу противника (выживание).
Занятие 1 - 4 час. Физико-географические зоны земли и их влияние на организм человека. Особенности действий разведчика в районах с жарким климатом (условиях горно-пустынной местности) и в северных районах (арктических условиях).
Занятие 2 - 3 час. Питание. Использование готовых продуктов. Добывание и приготовление пищи: мясные и рыбные продукты, растительная пища.
Занятие 3 - 2 час. Обеспечение водой. Способы добывания воды. Очистка воды. Поведение разведчика при недостатке воды.
Занятие 4 - 2 час. Оборудование укрытий: палатки, плащ-палатки, навесы, заслоны-навесы, шалаши, снежные хижины «Иглу», снежные пещеры и ямы, укрытие для отдыха в болотистой местности.
Занятие 5 - 2 час. Разведение костров. Виды костров: «Ямка», «Пирамида», «Нодья» и другие. Добыча огня.
Занятие 6 - 1 час. (ночью). Отработка элементов прыжка на снарядах ВДК ночью. Особенности определения момента встречи с поверхностью земли (воды).
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения.
Изучить назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, ручного пулемета, ручного противотанкового гранатомета и ручных осколочных гранат. Основные положения из внутренней и внешней баллистики; правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения стрельб и меры безопасности при проведении стрельб.
Выработать твёрдые навыки владения автоматом при выполнении огневых задач. Выполнить всеми участниками начальное упражнение из автомата.
Методические указания.
Огневая подготовка является составной частью полевой выучки воспитанников. Высокое качество огневой подготовки участников клуба обеспечивается методической последовательностью в обучении, правильной организацией и эффективностью проводимых занятий, постоянным проведением (установленной периодичностью) стрелковых тренировок. При планировании огневой подготовки должны тесно увязываться сроки изучения материальной части оружия, основ и правил стрельбы, стрелковых тренировок и отработки нормативов, стрельб.
При проведении занятий по огневой подготовке необходимо убедительно показывать воспитанникам высокие боевые свойства стрелкового оружия, его преимущества над оружием иностранных армий, прививать любовь и бережное отношение к своему оружию.
Материальная часть и основы стрельбы изучаются воспитанниками на занятиях в учебном классе, последующие знания закрепляются и во время ухода за ним. При изучении материальной части оружия особое внимание следует обращать на выработку у обучаемых твёрдых навыков в разборке, сборке, чистке и смазке оружия, осмотре его в разобранном и собранном виде, подготовке его к стрельбе, обнаружении и устранении задержек, обслуживание после стрельбы и поддержание его в постоянной готовности к применению. Обучение проводится, как правило, на учебных образцах оружия с соблюдением всех мер безопасности. Перед началом, в ходе и в конце каждого занятия производить осмотр оружия и учебных боеприпасов. На занятиях необходимо широко использовать макеты, плакаты, схемы, учебные видеофильмы.
Основы и правила стрельбы целесообразно изучать в последовательности: основные сведения о внутренней баллистике; основные сведения из внешней баллистики; рассеивание пуль; правила стрельбы из стрелкового оружия. Занятия следует проводить в учебных классах, на электронных стрелковых тренажерах, на огневом городке или стрельбище. В учебных классах изучаются основные теоретические положения, а на огневых городках (стрельбищах) основное внимание уделяется решению простейших задач по применению правил стрельбы, определению поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных и определение исходных установок. Тренировки в решении огневых задач могут проводиться и на макете местности. При изучении основ и правил стрельбы главное внимание обращается на умелое практическое их применение при решении огневых задач в ограниченное время.
Занятия по обучению стрельбе, метанию гранат, разведке целей наблюдением, определением дальностей и целеуказанию проводится в ходе стрелковых тренировок в поле, на огневом городке, стрельбище, тире. Стрелковые тренировки проводятся на нескольких учебных местах. При этом обязательными (постоянными) учебными местами для каждой тренировки должны быть места по обучению разведке целей наблюдением и определением расстояний до них; изучение материальной части оружия, основ, правил стрельбы и решению огневых задач; тренировке в изготовке к стрельбе, прицеливанию и производству выстрела; метанию ручных гранат; тренировке в выполнении подготовительных упражнений из малокалиберной винтовки (автомата).
Тренировки по содержанию должны быть связаны между собой и каждая последующая тренировка, наряду с изучением новых вопросов, должна обеспечивать наращивание и совершенствование ранее приобретённых участниками клуба знаний, навыков и умений. При этом от занятия к занятию усложняются условия решения огневых задач (сокращается время на стрельбу, увеличивается расстояние до целей и скорости их движения и т.д.).
Перед выполнением начального упражнения учебных стрельб от всех воспитанников принимаются зачёты по знанию мер безопасности при стрельбе.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество
часов
1.
Тема 1. Стрелковое оружие и гранатометы
16
2.
Тема 2. Ручные осколочные гранаты
2
3.
Тема 3. Оптические приборы наблюдения и прицеливания
4
4.
Тема 4. Основы и правила стрельбы
6
5.
Тема 5. Проверка боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою
3
6.
Тема 6. Подготовка вооружения к стрельбе и уход за ним после стрельбы
3
7.
Тема 7. Основные положения курса стрельб
8
8.
Тема 8. Стрелковые тренировки
13
Итого
55
Тема 1. Стрелковое оружие и гранатометы.
Занятие 1 - 6 час. Автомат Калашникова (АКС-74). Назначение и боевые свойства автомата. Назначение и общее устройство частей и механизмов автомата. Положение частей и механизмов до заряжания и работа их при заряжании и стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата.
Осмотр и подготовка автомата к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Принадлежности к автомату. Чистка и смазка автомата после стрельбы. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Занятие 2 – 2 час. Пулемет Калашникова (РПКС-74). Особенности по сравнению с АКС-74. Осмотр и подготовка к стрельбе РПКС-74 и патронов. Порядок чистки и смазки оружия. Меры безопасности.
Занятие 3 - 3 час. РПГ-7 - назначение и боевые свойства, общее устройство и понятие о работе гранатомета. Порядок разборки и сборки. Назначение, устройство и принцип действия гранаты. Задержки при стрельбе из гранатомета. Меры безопасности при обращении с гранатой и при стрельбе из гранатомета.
Занятие 4 - 3 час. Малокалиберная винтовка. Назначение, возможности, общее устройство. Порядок разборки и сборки винтовки.
Занятие 5 - 2 час. Правила стрельбы из винтовки. Правила стрельбы из винтовки. Возможные задержки при стрельбе и порядок их устранения. Меры безопасности.
Тема 2. Ручные осколочные гранаты.
Занятие 1 - 2 час. Назначение и боевые свойства ручных наступательных и оборонительных гранат. Устройство гранат и запалов к ним, подготовка гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Приемы и правила метания ручных осколочных гранат из положения лежа, с колена, стоя, с ходу во время движения, из окопа.
Тема 3. Оптические приборы наблюдения и прицеливания.
Занятие 1 - 2 час. Общее предназначение приборов наблюдения и их классификация. Назначение, характеристика и общее устройство бинокля и приборов прицеливания. Поле зрения, шкала и цена её деления. Подготовка приборов наблюдения и прицелов к работе (стрельбе). Порядок наблюдения и измерения горизонтальных и вертикальных углов для определения дальности.
Занятие 2 - 2 часа. Выверка прицелов, крепление их на оружии, подготовка аккумуляторов. Обслуживание прицелов. Порядок прицеливания и корректировки огня с помощью прицелов.
Тема 4. Основы и правила стрельбы.
Занятие 1 – 3 час. Сведения из внутренней баллистики. Явление выстрела и краткая характеристика его периодов. Сведения из внешней баллистики. Начальная скорость полета пули и ее практическое значение. Траектория полёта пули (гранаты) и её основные элементы. Прямой выстрел. Нормальные (табличные) условия стрельбы. Влияние внешних условий на полёт пули (гранаты). Пробивное (убойное) действие пули (гранаты).
Занятие 2 - 3 час. Формула тысячной и её применение. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным (появляющимся) целям днём и ночью. Влияние на стрельбу угла места цели, ветра и температуры воздуха, определение и учёт поправок на них. Особенности учёта поправок в горах. Решение огневых задач. Корректирование стрельбы.
Тема 5. Проверка боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою.
Занятие 1 – 3 час. Общие положения по проверке боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою. Правила и порядок проверки боя АКС – 74 и приведение его к нормальному бою.
Тема 6. Подготовка вооружения к стрельбе и уход за ним после стрельбы.
Занятие 1 – 3 час. Осмотр и подготовка оружия и боеприпасов к стрельбе. Обслуживание оружия после стрельбы. Порядок чистки и смазки оружия.
Тема 7. Основные положения курса стрельб.
Занятие 1 – 2 час. Назначение и содержание Курса стрельб из стрелкового оружия. Порядок проведения дневных и ночных стрельб. Меры безопасности при проведении стрельб, при обращении с оружием и боеприпасами.
Занятие 2 – 2 час. Принятие зачетов по знанию мер безопасности при проведении стрельб, при обращении с оружием и боеприпасами.
Тема 8. Стрелковые тренировки.
Занятие 1 – 3 час. Меры безопасности на занятиях по огневой подготовке. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Изготовка к стрельбе и производство стрельбы (установка прицела и переводчика, прикладка, прицеливание, производство выстрела, удержание автомата) из положения, лёжа и с упора. Прекращение стрельбы, разряжание и осмотр автомата после стрельбы. Особенности изготовки к стрельбе в горах.
Занятие 2 – 2 час. Правильное совмещение мушки, прорези прицельной планки (установка «ровной мушки») и цели, однообразие прицеливания, плавный спуск.
Занятие 3 - 3 час. Разведка целей, определение расстояния до них, целеуказания различными способами. Определение установки прицела и точки прицеливания по высоте и боковому направлению. Решение огневых задач по стрельбе с места с учётом поправок на угол места, ветер и температуру воздуха. Корректирование стрельбы.
Занятие 4 - 2 час. Метание ручных гранат на дальность и меткость с места (лёжа, с колена, стоя, из окопа, из-за укрытия) и в движении (в движении бегом, из кузова или кабины автомобиля, из БТР).
Занятие 5 – 3 час. Выполнение начального упражнения из автомата.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Задача обучения.
Готовить физически развитых воспитанников, способных переносить длительные и большие физические нагрузки и психологические напряжения в условиях современной войны при действиях в тылу противника. Прививать навыки передвижения в пешем порядке и на лыжах на большие расстояния, преодоления препятствий полевого и городского типа, плавания в обмундировании с оружием, выполнения приёмов рукопашного боя.
Методические указания.
Физическая подготовка воспитанников осуществляется на учебных занятиях по физической подготовке, самостоятельно и в процессе учебных занятий по другим предметам обучения, а также при проведении соревнований и состязаний. Занятия по физической подготовке проводятся в составе отделения продолжительностью не менее 2 часов с высокой плотностью и интенсивностью. На занятиях физическую нагрузку следует повышать постепенно, с учётом уровня развития воспитанников. Учебные занятия организуются в форме практических занятий.
Практические занятия - основная форма учебных занятий. Они организуются и проводятся в целях овладения прикладными навыками, развития и совершенствования физических, специальных и психических качеств. Подготовительная и заключительная части каждого занятия, а также комплексная тренировка, бег, игры и эстафеты проводятся в составе отделения (взвода), а основная часть занятий – в составе отделения, реже в составе взвода. Обучения упражнениям проводятся в последовательности: ознакомление, разучивание, тренировка. Широко применяется метод состязания. На всех занятиях проводится систематическая тренировка в выполнении ранее изученных упражнений (приёмов, действий). При проведении всех форм физической подготовки участники клуба готовятся к сдаче нормативов военно-спортивного комплекса и выполнению спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта. Руководители занятий обязаны предусматривать меры предосторожности, чтобы не допускать ушибов, переломов, травм и других несчастных случаев. Каждый воспитанник должен быть оценен по всем изученным упражнениям.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество
часов
1.
Тема 1. Рукопашный бой
30
2.
Тема 2. Преодоление полосы препятствий
4
3.
Тема 3. Плавание.
4
Итого
38
Тема 1. Рукопашный бой.
Занятие 1. – 3 час. Уязвимые места человека. Боевые стойки. Ударные части рук. Упражнения, укрепляющие ударные части рук. Удары руками: кулаком, ребром ладони, пальцами, основанием ладони, локтем.
Занятие 2. – 3 час. Ударные части ног. Упражнения, укрепляющие ударные части ног. Удары ногой: прямые, боковые, круговые, назад, лежа снизу вверх, в прыжке.
Занятие 3. – 3 час. Сваливание противника в рукопашной схватке: подножка, зацеп ногой изнутри и с наружи, бросок через бедро, бросок через себя.
Занятие 4. – 3 час. Удушающие приемы, «ножницы», кистями рук с захватом обмундирования, сдавливанием плечом и предплечьем с захватом сзади, отворотом обмундирования, предплечьем сверху - спереди - сбоку, предплечьем сидя сверху, предплечьем и бедрами сзади и сбоку.
Занятие 5. – 3 час. Приемы защиты от ударов рукой и ногой. Уклоны, уходы, нырки, подставки, блоки руками и ногами.
Занятие 6. – 3 час. Владение холодным оружием (ножом, штыком) и подручными средствами. Ношение ножа: в ножнах, за поясом. Правила держания ножа. Варианты нанесения ударов ножом: прямой снизу, обманный сверху («восьмеркой»), наотмашь, сбоку, обманный снизу, прямой тычок, прямой сверху, сзади.
Занятие 7. – 3 час. Владение автоматом, как холодным оружием. Удары штыком: вперед, в сторону, снизу, сверху, сбоку. Удары магазином: вперед, от себя, сверху вниз. Удары прикладом: в сторону, сверху вниз, снизу вверх, сбоку. Способы защиты автоматом в рукопашном бою: вверх, вниз, в сторону (верхний уровень), в сторону (нижний уровень).
Занятие 8. – 3 час. Малая саперная лопатка. Удары саперной лопаткой: сверху, снизу, сбоку, наотмашь, тычком. Приемы защиты саперной лопаткой: вверх, вниз, в сторону (верхний уровень), в сторону (нижний уровень).
Занятие 9. – 6 час. Нападение и захват вооруженного противника. Некоторые приемы и способы захвата пленного: нападение одного и двух десантников на противника. Связывание пленного. Подготовка двойной затягивающейся петли и брючного ремня для связывания. Способы связывания: руки за спину, одна сверху, другая снизу; руки за спиной, кисти скрещены, веревка через шею; руки скрещены на груди, кисти рук за спиной; руки за спиной, кисти прижаты друг к другу (наружной или внутренней стороной); руки за спиной, кисти одна над другой; руки за головой, кисти скрещены, свободный конец петли привязан к поясному ремню; с помощью рюкзака РД-54 и обмундирования. Связывание пленного с помощью дерева, палки, оружия при необходимости его кратковременного оставления. Связывание двух и более пленных. Конвоирование пленного. Способы конвоирования: загибом руки за спину, рычагом локтя через предплечье, рычагом локтя через плечо. Способы доставки (транспортировки) пленного: на спине, на плече, волоком, с использованием палки, без приспособлений вдвоем. Освобождение при конвоировании. Взаимопомощь. Способы освобождения: загибом руки за спину, кувырком вперед, скручиванием. Освобождение при конвоировании под угрозой оружия. Освобождение при конвоировании вдвоем (спереди и сзади; сбоку и сзади).
Тема 2. Преодоление полосы препятствий.
Занятие 1. – 4 час. Общевойсковая полоса препятствий. Приемы и способы преодоления общевойсковой полосы препятствий. Тренировка в преодолении общевойсковой полосы препятствий.
Тема 3. Плавание.
Занятие 1. – 4 час. Плавание в обмундировании с оружием. Подготовка обмундирования и оружия для плавания. Тренировка в плавании.
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Задача обучения.
Вырабатывать у воспитанников строевую выправку, чёткое выполнение строевых приёмов без оружия. Научить слаженным действиям и правильному выполнению команд в составе строя отделения. Добиться образцового внешнего вида воспитанников и строгого соблюдения ими правил ношения военной формы одежды, знания ими общих положений Строевого устава Вооружённых Сил РФ. Прививать любовь к строевой песне и гордость за свою принадлежность к Вооружённым Силам РФ и Пограничным войскам.
Методические указания.
Строевая подготовка участников клуба включает:
- одиночное строевое обучение;
- обучение действиям в строю подразделения в пешем порядке.
Основой строевой подготовки является одиночное строевое обучение.
Занятия по строевой подготовке проводятся преподавателями и инструкторами. Занятия по строевой подготовке следует планировать, как правило, одночасовым и проводить на строевом плацу. Каждое из них должно быть образцово организовано. Необходимо предусматривать эффективное использование учебного времени, из которого не менее 80% должно отводиться на практическую отработку строевых приемов и действий.
Все занятия по строевой подготовке необходимо проводить в строгом соответствии с требованиями Строевого устава Вооруженных Сил РФ.
Главное внимание уделяется правильному пониманию всеми участниками порядка выполнения команд и соответствующих им строевых приёмов. Обучение каждому строевому приёму, как правило, включает: изучение названий строевых приёмов и когда они применяются; порядок их выполнения; разучивание и выполнение строевых приёмов по разделениям; выполнение строевых приёмов в целом, с начала в медленном темпе, а затем в нормальном темпе; тренировка в выполнении. Должно широко применяться разучивание и выполнение строевых приёмов под барабан. Одиночная строевая подготовка воспитанников и их действия в составе отделения совершенствуются в ходе всех занятий и построений. Для повышения качества строевой выучки воспитанников проводятся состязания на лучшего воспитанника клуба по строевой подготовке, а также смотры-конкурсы на лучшее исполнение песен в составе подразделения.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество
часов
1.
Тема 1. Строевые приёмы и движения без оружия
6
2.
Тема 2. Строи подразделений в пешем порядке
2
3.
Тема 3. Строевые смотры
2
Итого
10
Тема 1. Строевые приёмы и движения без оружия.
Занятие 1 - 2 час. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)».
Занятие 2 - 2 час. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движение.
Занятие 3 - 2 час. Выполнение воинского приветствия – на месте и в движение. Подход к начальнику и отход от него. Выход из строя и возвращение в строй.
Тема 2. Строи подразделений в пешем порядке.
Занятие 1 - 2 час. Строи отделения. Построение, перестроение, повороты, перемещение, выполнение команд. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Ответ на приветствие начальника.
Тема 3. Строевые смотры.
Занятие 1 - 2 час. Строевой смотр подразделения в пешем порядке.
УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Задачи обучения.
Изучить воинский уклад жизни в частях и подразделениях и воспитывать правильное взаимоотношение между воспитанниками. Прививать навыки жизнедеятельности в рамках распорядка дня. Изучить обязанности дневальных по роте.
Методические указания.
Занятия по уставам Вооружённых Сил проводят преподаватели и инструктора. У участников клуба воспитывается понятие, что общевоинские уставы являются законом, а точное и беспрекословное выполнение их требований – священная обязанность военнослужащего.
Главным условием успешного усвоения и практической деятельности курсантов в соответствии с уставами является выполнение их требований в ходе учебных занятий.
Преподавание предмета осуществляется путем проведения групповых упражнений и практических занятий и должны обеспечить осмысленное освоение учебного материала каждым воспитанником.
На групповых занятиях детально следует изучить требования общевоинских уставов и их законодательную основу. В ходе занятий раскрываются наиболее сложные вопросы учебного материала.
На практических занятиях воспитанникам прививаются навыки применения уставных положений в повседневной деятельности. Практические занятия проводятся на реальных объектах и специально оборудованных местах.
Для повышения эффективности практических занятий целесообразно давать задание участникам клуба на опережающее изучение статей устава в ходе самостоятельной подготовки; в содержание занятий необходимо включать решение практических задач, связанных с использованием уставных норм.
Рекомендуется практиковать проведение практических занятий по общевойсковым уставам игровым методом, создавая для обучаемых поучительные проблемные ситуации; с помощью упражнений и тренировок развивать у них творческое мышление, разумную инициативу, смелость и решительность.
Совершенствование знаний и практических навыков воспитанников следует проводить на всех занятиях.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество часов
1.
Тема 1. Военная присяга
1
2.
Тема 2. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок.
2
3.
Тема 3. Обязанности лиц суточного наряда
2
Итого
5
Тема 1. Военная присяга.
Занятие 1 - 1 час. Содержание военной присяги, порядок ее принятия, ответственность военнослужащих за нарушение военной присяги.
Тема 2. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок.
Занятие 1 - 2 час. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчинённые, старшие и младшие. Порядок получения и выполнения приказаний. Обязанности солдата.
Тема 3. Обязанности лиц суточного наряда.
Занятие 1 - 2 час. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчинённость и обязанности дневального по роте.
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ, БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ (БИОЛОГИЧЕСКАЯ) ЗАЩИТА
Задача обучения.
Изучить с воспитанниками боевые свойства и поражающие факторы ядерного, химического, бактериологического (биологического) и зажигательного оружия противника и способы защиты от него, порядок использования местности, инженерных сооружений и штатной боевой техники для защиты от поражающих факторов оружия массового поражения. Научить воспитанников практически пользоваться индивидуальными средствами защиты. Тренировать участников клуба в действиях по сигналам оповещения при применении противником оружия массового поражения.
Методические указания.
Предмет изучается в тесном взаимодействии с тактической подготовкой. Занятия по нему должны предшествовать занятия по тактической подготовке.
Занятия по изучению поражающих свойств оружия массового поражения проводятся с использованием наглядных пособий и учебных видеофильмов. Следует обратить особое внимание на воспитание у участников клуба уверенности в том, что при быстром и умелом использовании имеющихся средств и способов защиты личного состава потери от радиационного, химического и бактериологического (биологического) поражения резко сокращаются.
Обучение пользованию индивидуальными средствами защиты проводят преподаватели и инструктора, тренировку в выполнении нормативов проводят, как правило, командиры отделений. Изучение индивидуальных средств защиты и приемов пользования ими проводится практически. Обучение приемам пользования следует начинать с показа порядка перевода индивидуальных средств защиты из походного положения в положение «наготове» и в «боевое», а затем проводить тренировки по надеванию этих средств.
Боевые свойства и поражающие факторы ОМП противника изучаются в оборудованных классах, в поле участники клуба обучаются использованию защитных свойств местности. Навыки, полученные воспитанниками на занятиях по РХБЗ, совершенствуются в ходе других занятий и учений. Проверку обученности следует проводить в ходе комплексного контрольного занятия во время лагерного сбора (полевого выхода).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество часов
1.
Тема 1. История развития оружия массового поражения
1
2.
Тема 2. Ядерное оружие
1
3.
Тема 3. Химическое оружие
1
4.
Тема 4. Бактериологическое (биологическое) оружие
1
5.
Тема 5. Зажигательное оружие
1
6.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты от ОМП
1
7.
Тема 7. Оказание первой помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим (биологическим) оружием
1
Итого
7
Тема 1. История развития оружия массового поражения.
Занятие 1 - 1 час. Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль в современном бою.
Тема 2. Ядерное оружие.
Занятие 1 - 1 час. Виды ядерных боеприпасов и ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс. Нейтронное оружие. Действия в условиях применения противником ядерного оружия.
Тема 3. Химическое оружие.
Занятие 1 - 1 час. Определение химического оружия. Классификация и характеристики отравляющих веществ: отравляющие вещества нервно-паралитического действия, кожно-нарывные ОВ, общеядовитые ОВ, удушающие ОВ, психохимические ОВ, раздражающие ОВ. Химические боеприпасы. Действия в условиях применения противником химического оружия. Первая помощь при поражении отравляющими веществами.
Тема 4. Бактериологическое (биологическое) оружие.
Занятие 1 - 1 час. Классификация и характеристики бактериологического (биологического) оружия. Внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия. Средства защиты от бактериологического (биологического) оружия и меры предупреждения инфекционных заболеваний. Действия в условиях применения противником бактериологического (биологического) оружия.
Тема 5. Зажигательное оружие.
Занятие 1 - 1 час. Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его применения. Способы защиты личного состава, вооружения, боевой техники от зажигательного оружия. Действия личного состава при попадании зажигательных веществ на обмундирование, снаряжение, средства защиты, вооружение, технику. Оказание помощи при поражении зажигательными веществами.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты от ОМП.
Занятие 1 - 1 час. Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты. Использование их в положениях «походном», «наготове» и «боевом», подаваемые при этом команды. Обслуживание и содержание средств индивидуальной защиты. Тренировка в выполнении нормативов.
Тема 7. Оказание первой помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим (биологическим) оружием.
Занятие 1 - 1 час. Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета, шприц - тюбика и правила пользования ими. Оказание самопомощи при радиоактивном заражении, поражении ОВ нервно-паралитического, общеядовитого, кожно-нарывного, удушающего действия и при поражении бактериальными средствами. Правила поведения на зараженной местности.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения.
Научить воспитанников проведению самоокапывания в бою, самостоятельному фортификационному оборудованию и маскировке одиночных окопов и мест для наблюдения (наблюдательных пунктов), преодолению инженерных заграждений и разрушений, преодолению водных преград вброд и вплавь с использованием местных материалов, маскировке, возведению полевых сооружений для размещения личного состава.
Методические указания.
Практические занятия по инженерной подготовке проводится в поле (на инженерном городке). Обучение самоокапыванию, устройству и оборудованию окопов, приемам маскировки следует начинать с показа образцово выполненных сооружений и приемов, а затем переходить к обучению практическому выполнению работ по устройству окопов и других сооружений, создавая необходимую тактическую обстановку.
Знакомство с инженерными заграждениями необходимо проводить с использованием плакатов, учебных видеофильмов, инженерного городка.
Практические навыки воспитанников совершенствовать на занятиях по другим дисциплинам, особенно по тактической (тактико-специальной) подготовке и проверять в ходе комплексного контрольного занятия.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество часов
1.
Тема 1. Фортификационное оборудование и маскировка одиночных окопов и мест для наблюдения (наблюдательных пунктов)
2
2.
Тема 2. Преодоление инженерных заграждений и разрушений
3
3.
Тема 3. Преодоление водных преград
2
4.
Тема 4. Маскировка
2
5.
Тема 5. Полевые сооружения для размещения личного состава
2
Итого
11
Тема 1. Фортификационное оборудование и маскировка одиночных окопов и мест для наблюдения (наблюдательных пунктов).
Занятие 1 - 2 час. Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Назначение окопов и порядок их оборудования. Выбор места, отрывка, оборудование и маскировка одиночных окопов и мест для наблюдения (наблюдательных пунктов). Приспособление местных предметов и местности под пункты наблюдения.
Тема 2. Преодоление инженерных заграждений и разрушений.
Занятие 1 - 2 час. Инженерные заграждения, их название и требования, предъявляемые к ним. Мины, их классификация, способы установки. Минно-взрывные заграждения. Индивидуальные средства и приспособления для преодоления минно-взрывных заграждений. Порядок их преодоления. Меры безопасности при выполнении задач по разведке и преодолению минно-взрывных заграждений.
Занятие 2 - 1 час. Невзрывные заграждения, разрушения и порядок их преодоления.
Тема 3. Преодоление водных преград.
Занятие 1 - 2 час. Разведка переправы. Переправа вброд, вплавь. Переправа над водой по веревке. Скрытая переправа по дну. Переправа с использованием местных материалов. Переправа по льду. Способы маскировки переправочных средств и личного состава.
Тема 4. Маскировка.
Занятие 1 - 2 час. Цель маскировки. Демаскирующие признаки. Требования, предъявляемые к маскировке. Чем достигается маскировка личного состава и боевой техники. Общие понятия о современных средствах разведки, наблюдения и маскировки от них. Способы маскировки. Маскировочное окрашивание. Табельные средства скрытия. Маскировочная дисциплина. Способы маскировки следов пребывания в тылу противника.
Тема 5. Полевые сооружения для размещения личного состава.
Занятие 1 - 2 час. Полевые сооружения для размещения личного состава: походные палатки, заслоны, шалаши, постройки изо льда и снега.
ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ
Воинские должности связи и наблюдения.
Связь основное средство управления войсками и оружием. В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемопередающих радиостанций ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую). Деятельность связистов осуществляется в вынужденном темпе и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы. Способствуют развитию необходимых качеств: конструирование радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные наклонности.
Методические указания.
Занятия по изучению материальной части средств связи проводятся в учебном классе. Для наглядности каждое занятие следует обеспечить необходимым количеством средств связи и наглядных пособий, практиковать широкое использование учебных видеофильмов.
Первоначальное обучение работе на средствах связи необходимо осуществлять на практических занятиях в учебном классе на действующих радиостанциях. В последующем обучение проводить при работе на месте и в движении, на фоне тактической обстановки и с соблюдений технических требований эксплуатации радиостанций и правил радиообмена.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество часов
1.
Тема 1. Радиостанции ротной сети. Аппаратура для сбора пограничников
2
2.
Тема 2. Правила работы на радиостанции
2
Итого
4
Тема 1. Радиостанции ротной сети. Аппаратура для сбора пограничников.
Занятие 1 – 1 час. Связь - основное средство, обеспечивающее управление войсками в бою. Требования, предъявляемые к современным средствам связи. Средства связи: радио, проводные, подвижные и сигнальные; их назначение и краткая характеристика. Тактико-технические характеристики и устройство радиостанций. Состав комплекта радиостанции. Подготовка радиостанции к работе, проверка работоспособности и настройка. Правила эксплуатации и хранения.
Занятие 2 - 1 час. Тактико-технические данные и устройство аппаратуры для сбора пограничников. Подготовка аппаратуры к работе и проверка работоспособности. Поиск грузов с помощью приемника.
Тема 2. Правила работы на радиостанции.
Занятие 1 - 2 час. Особенности обеспечения связи на УКВ радиостанциях. Правила радиотелефонного обмена.
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ
Задачи обучения.
Научить воспитанников умению ориентироваться на местности, двигаться на местности без карты и с использованием карты, совершать движение по азимуту днем и ночью, определять расстояние до объектов и координаты целей.
Методические указания.
Занятия по военной топографии проводятся в классе и на местности. Занятия необходимо проводить с использованием плакатов, схем, учебных карт, макетов местности, видеофильмов. Навыки в чтении топографической карты воспитанники получают при работе с картой сначала на знакомой, а затем на незнакомой местности.
Занятия по ориентированию следует начинать с короткого объяснения и практического показа способов и приемов ориентирования, работы с картой и компасом. После чего проводить с воспитанниками тренировки в выполнении этих приемов.
Обучение движению по азимутам следует проводить в пешем порядке, а затем на машине на полузакрытой и закрытой местности днем и ночью.
Совершенствование навыков воспитанников по военной топографии проводится на всех полевых занятиях, а также при движении на них и обратно. Все занятия по военной топографии проводятся на фоне тактической обстановки.
Практические навыки воспитанников проверяются в ходе комплексного контрольного занятия во время полевого выхода (лагерного сбора).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество часов
1.
Тема 1. Ориентирование на местности
2
2.
Тема 2. Топографические карты и работа с ними
2
Итого
4
Тема 1. Ориентирование на местности.
Занятие 1 - 2 часа. Способы ориентирования на местности. Определение направления на стороны горизонта по компасу, по признакам местных предметов и по небесным светилам. Ориентирование в особых условиях (в лесу, горах и пустынной местности).
Занятие 2 - 2 часа. Магнитный азимут. Движение по азимутам. Подготовка данных для движения по азимутам. Обход препятствий. Организация движения по азимутам. Особенности движения по азимуту ночью. Определение расстояний до объектов (целей).
Тема 2. Топографические карты и работа с ними.
Занятие 1 - 1 часа. Назначение и краткая характеристика топографических карт. Масштаб карты. Работа с топографической картой на местности. Ориентирование карты. Определение по карте точки своего стояния. Движение на местности с использованием карты.
Занятие 2 - 1 часа. Определение координат объектов (целей) по карте. Целеуказание по карте.
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
Задачи обучения.
Научить воспитанников оказывать первую доврачебную медицинскую помощь с использованием средств индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и подручных материалов в порядке самопомощи и взаимопомощи при ранениях, кровотечениях, переломах костей, ушибах, при ожогах, отморожениях, несчастных случаях и отравлениях, при поражении ядерным и химическим оружием.
Методические указания.
Занятия по военно-медицинской подготовке проводит врач или фельдшер, а практическую отработку нормативов – командиры отделений, инструктора, преподаватели. Теоретические положения отрабатываются в классе с использованием учебных пособий (плакатов, схем, макетов, видеофильмов), практические в поле с использованием средств индивидуального медицинского оснащения и подручных материалов (доски, связки веток, ремни и др.).
В основу занятий должен быть положен показ руководителем приемов оказания самопомощи и взаимопомощи с последующим выполнением этих приемов обучаемыми. Для отработки приемов все обучаемые разбиваются на две группы, одна из которых оказывает помощь, а другая выступает в роли пострадавших. В ходе занятия обучаемые меняются местами. После усвоения приема проводится тренировка выполнения его в установленные нормативами время. На практическую отработку отводится не менее 80 % учебного времени.
Занятия обеспечивать учебным имуществом из расчета один комплект на двух обучаемых.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ЧАСОВ
№
п.п.
Номер и наименование темы
Количество часов
1.
Тема 1. Табельные средства для оказания первой медицинской помощи
1
2.
Тема 2. Первая помощь при ранениях, переломах костей, ушибах
3
3.
Тема 3. Первая помощь при ожогах, отморожениях, несчастных случаях и отравлениях
2
Итого:
4
Тема 1. Табельные средства для оказания первой медицинской помощи.
Занятие 1 – 1 час. Табельные средства для оказания первой медицинской: индивидуальный перевязочный пакет (ИПА), аптечка войсковая (АВ), аптечка индивидуальная (АИ), индивидуальный комплект медицинской помощи. Предназначение, состав и порядок применения.
Тема 2. Первая помощь при ранениях, переломах костей, ушибах.
Занятие 1 - 1 час. Понятие о ранах и их классификация. Общие правила наложения повязок. Наложение повязок на голову, грудную клетку, живот, на верхние и нижние конечности. Способы остановки кровотечения.
Занятие 2 - 1 час. Оказанием первой помощи при переломах. Основные признаки перелома костей. Правила наложения шин. Последовательность оказания медицинской помощи при переломах костей. Первая помощь при ушибах.
Занятие 3 - 1 час. Способы искусственного дыхания.
Тема 3. Первая помощь при ожогах, отморожениях, несчастных случаях и отравлениях.
Занятие 1 - 1 час. Степени ожогов. Первая помощь при ожогах. Степени отморожения. Первая помощь при отморожениях.
Занятие 2 - 1час. Первая помощь при утоплении. Первая помощь при поражении электрическим током. Первая помощь при тепловом ударе. Первая помощь при отравлении техническими жидкостями. Оказание медицинской помощи при укусах ядовитых насекомых и змей.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Рисунок 15Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615