Технология подведения детей младшего дошкольного возраста к игре-драматизации


Технология подведения детей младшего дошкольного возраста к игре-драматизации
«Костанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы
әкімдігінің білім бөлімінің № 44 бөбекжай бақшасы» МКҚК.
ГККП «Ясли –сад №44 акимата города
Костанай отдела образования акимата города Костанай».
Бубнова.С.В.,
воспитатель первой квалификационной категории
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста формирую интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показываю детям, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек ,прибауток, стихов или сказок. Участие в хороводных играх, организуемые мной и по собственной инициативе детей, использование в играх предметов для ряженья. Проявление желания импровизировать с персонажами пальчикового театра (на пальцы надеваются головки зверюшек или кукол), с куклами-варежками (на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей), передавать игровые действия, сопровождать их речью, вступать в игровой диалог с другим ребёнком. Всё это в дальнейшем стимулирует желание детей включаться в игры -драматизации, а сначала , дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Очень активно в своей работе использую перчаточные и другие театральные куклы использую в повседневном общении, на занятии. От их лица благодарю и хвалю детей, здороваюсь и прощаюсь. Основные направления развития театрализованной игры вижу в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Важным аспектом в приобщении ребенка к театрализованным играм в своей работе считаю постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра. Понимаю, что приступать сразу к постановке игры драматизации с включением детей глупо и нелепо, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней. Для этого использую в своей работе доступные для детей младшего возраста игры- импровизации и игры – имитации как разновидность и подготовительный этап для игр – драматизаций.
Имитация - это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать - значит подражать.
Импровизация (от лат. improvises- неожиданный, создание произведения одновременно с его исполнением (импровизация стихов, песен, танца, сцен в театре, музыкальная импровизация и пр). Импровизация предполагает свободу выражения внутреннего состояния, раскрепощение.
Предлагаю детям:
• Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, потешка «Это кто у нас проснулся? Кто так сладко потянулся?»; воробышки машут крыльями ; мы — мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики; покажи, как неслышно, мягко двигаются котята- потешка «Котята», игры: «Зайка беленький сидит»,имитация цыплят в стихихотворении Т.Волгина «Цыплята») и имитации основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались- П/и «Солнышко и дождик»: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игры-имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать ,зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .
• Игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке), предметов ( самолёт летит, садится на посадку, заводит матор и т.д) .
• Игры-импровизации под музыку (создание игровых образов в соответствии с разным настроением музыки, ее темпом: изображать неуклюжих медведей, веселых зайчиков, птиц, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером , веселый дождик , листочки летят по ветру и падают на дорожку, хоровод вокруг елки).
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель (« Кисонька- мурысонька», «Заинька, попляши...», «Катя, Катя маленькая. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель ((3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»). Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
- Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Используя игры-имитации, игры –импровизации , как разновидность и подготовку к играм –драматизациям в работе с детьми младшего возраста, делаю жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполняю ее яркими впечатлениями и радостью творчества. При этом совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. Участия в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Приложение №1: речевой материал
Это кто у нас проснулся?
Кто так сладко потянулся?
Потягуни-потягушечки!
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся:
Вот так, вот так, мы растем, растем!
Вот так ножками пойдем, пойдем!
Большие ноги идут по дороге:
Топ! Топ! Топ! Топ!
Маленькие ножки бегут по дорожке:
топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ!
«Котятки»
Где котятки, отзовитесь?
Маме-кошке покажитесь!
Прибежали малыши,
Так пушисты, хороши!
Ну-ка милые котятки,
Покажите ваши лапки.
Как ступают славно.
Тихо, очень плавно.
Я люблю своих ребяток.
Всех накормит мама.
Скажите только : «Мяу!»
— Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька мурысонька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!
Приложение №2: фото детей в игровой деятельности
7112046355
Сказка «Рукавичка» импровизация сказочного героя волка

Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по тексту потешки«Кисонька- мурысонька»

Игра- имитация отдельных действий животных «Зайка беленький сидит»

Игра- импровизация «Мишка косолапый»