Урок литературного чтения в 5 классе в школе с казахским языком обучения на тему «Сказка-ложь, да в неё намёк-добрым молодцам урок»


Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
Урок обобщения в 5 классе
Жумадилдинова Т.Б., учитель русского языка и литературы
Средняя школа №21 города Жезказгана Карагандинской области
e-mail toty1876@g mail.com
Жезказган, Б.Момышулы 25/45, тел.87102763570
Цели урока:
1)обобщая знания учащихся по сказкам, научить их извлекать из них уроки;
2) развивать критическое мышление, коммуникативность, образное представление;
3) пропагандировать здоровый образ жизни;
Тип урока: обобщение и систематизация темы
Форма урока: урок с применением стратегий критического мышления
Оборудование: слайды, оценочные листы, задания на листах.
Ход урока:
I.Организационный моментI.Стадия «Вызов» Работа над темой урока:
Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.
( Всё, что происходит в сказке, в реальной жизни не бывает, но в каждой сказке есть намёк, имеющий поучительное воспитательное значение. При анализе сказки мы задумываемся над тем, как бы я поступил на месте этого персонажа. Тем самым учимся различать, что хорошо, а что плохо)Цель нашего урока: узнать, чему могут научить нас сказочные герои.
II.Стадия «Осмысление»
1.Парад сказочных героев.(слайды)
Слайд №1 – Баба - яга
Слайд №2 – Соловей-разбойник
Слайд №3 – Змей Горыныч
Слайд №4 – Кащей Бессмертный
Слай №5 – Волк и заяц
Слайд№6- Василиса-ПремудраяСлайд №7- Иванушка-дурачокСтратегия «Мозговой штурм»
- В каких сказках можно встретить этих героев? («Дикие лебеди», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Марья-искуссница» и т.д.)
-Кто авторы этих сказок?
К какому виду сказок они относятся? (волшебная, бытовая, о животных)
В сказках есть положительные герои и отрицательные. К какой из этих категорий относятся герои сказок? Обоснуйте свои решения.
Стратегия «Кластер»
неухоженнаяКащей Бессмертный
злой
Баба-яга
одинокая одни кости
воровка
обманщица бездушныйгрязнуляСоловей-разбойник
невежливая жестокий
свисти
Змей Горыныч
губит природу
три головычасто остаётся беззубым
мечет огнём
Заяц
злой трусливый
Серый волк
голодный
опасный быстрый
ВасилисаПремудрая трудолюбивая
Иванушка -дурачок добрый терпеливая
доверчивый умная
заботливый находчивая
наивный порядочная
красивая
. Стратегия «Карусель»
- Выясним, какой образ жизни они ведут (работа в парах, группе)
( Каждая группа, состоящая из 4-х человек, ищет ответы на вопросы :
1)Почему Кащей -Бессмертный худой? (болеет)
2)Какой болезнью болеет Змей Горыныч? (изжогой)
3) Почему Волк из мультфильма «Ну, погоди!» никак не может поймать зайца?
( курит, не занимается спортом)
4) Почему Баба-Яга живёт отдельно от людей? (никто не хочет с ней дружить)
( ответы фиксируются на листе, затем выходят представители групп и озвучивают вопросы и ответы.)
III cтадия «Рефлексия»
Стратегия «Галерея»
(каждый ученик отдаёт свой голос за интересный вариант ответа, таким образом, определяется лучшая группа)
Стратегия «РАФТ» (роль, аудитория, форма, тема)
(Предлагается написать эссе, при котором пишущий выбирает для себя роль- от чьего имени напишу (от имени Иванушки, автора сказки ), для кого ( сказочному герою, другу, всем людям), в какой форме(письмо, жалоба, совет), на какую тему ( о здоровом образе жизни) Чтение эссе.(работа в парах, группе, коллективная)
Вернёмся к нашей теме урока: «Сказка-ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок»
Какой урок мы извлекли сегодня? (надо жить так, чтобы не быть одиноким. Нужно вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, любить чистоту и красоту, быть вежливым, образованным, приносить пользу не только себе, но и обществу)Оценивание учащихся проходит сначала в группе, на оценочных листах выставляют отметки каждому члену своей группы, затем коллективно выявляют активных учащихся и ставят оценку «зрительская симпатия»
Домашнее задание: читать сказки и извлекать из них уроки.