Статья по оцениванию Ветер перемен
Заметка «Ветер перемен»
В жизни каждого человека бывает момент, когда требуются срочные, кардинальные изменения. Но для того, чтобы изменения в жизни человека действительно происходили и были результативными, они должны быть запланированы. Изменения в жизни человека я анализирую по формуле Дэвида Глэйчерса: Изменения = Н*П*ПБ*Д — С, где Н – недовольство ситуацией; П – проактивность, способность направленно менять ситуацию; ПБ – привлекательное будущее (четкая картинка); Д – действия; С – сопротивление. Многократно мне приходилось, как учителю математики, делать тонкий расчет своих изменений по данной формуле.
В период с 02.02-25.04.2015 г. я изучила и освоила «Программу курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня. «Ожидаемыми результатами которой является сформированность у учащихся навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях» (Руководство для учителя, стр. 110).
Иоганн Вольфганг Гёте писал: «Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как!» - являются ключевыми аспектами для изменений в планировании уроков с использованием семи модулей и оценивании, как формативном, так и суммативном. Важно было сформировать систему
Очень хорошо удалось реализовать ОдО и ОО на всех уроках при выполнении исследовательской работы и написания краткосрочных научных проектов. Данные проекты повысили интерес к изучению нового материала, способствовали развитию у учащихся логического мышления, умения работать с консультантами банков первого и второго уровней, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно делать выводы, сравнивать, анализировать изучаемые явления. Тем не менее, учащиеся с большим удовольствием самостоятельно выполняли индивидуальную работу и записывали результаты эксперимента в оценочных листах. После завершения исследования каждая группа аргументировала свои выводы и представляла результаты проделанной работы, которые занесли в таблицу измерений. Весь план исследовательской работы соответствовал возрастным особенностям школьников. Учащиеся уже использовали в своей практике данные исследования и без труда могли анализировать и делать выводы. Выбранная структура плана была рациональна для решения поставленных задач.. С тренером Саворовской Т.Ю. мы продумали единый лист саморегуляции, который сыграл значительную роль в серии последовательных уроков. В нем было учтено формативное и суммативное оценивание, карточки обратной связи, критерии оценивания.
Признаюсь, что в прошлом, я почти не использовала самооценку и взаимооценку на уроках, не считала это важным для оценивания, не хотела тратить драгоценное время урока. Заполнение электронного журнала E-learning было сложным, так как проверка выполнения письменных работ была произведена после уроков. Я понимала, что важность момента оценивания «сегодня и сейчас» носил стихийный характер. После того, как на уроках предоставила учащимся возможность оценить друг друга и собственную работу на уроке, сделала вывод, что это главный стимул для учащихся. А для того, чтобы не столкнуться с проблемой оценивания, необходимо качественно разрабатывать чёткие критерии по каждому виду работу. На первом уроке взаимооценивания в паре было некорректным. Детей захватило море эмоций от интересных и ярких видов и форм работ. Учащиеся подарили друг другу положительные оценки. Не обращая внимания на критерии данного урока, где важной деталью было выставление только положительных оценок. Учащиеся отметили «2», «3», а также о (нуль) баллов. Было заметно, что они не хотели ставить друзьям заниженные оценки, но когда я попросила нескольких учащихся прокомментировать и объяснить, почему они поставили именно эти оценки, проблема сразу была исчерпана, так как сразу у учащихся возникали спорные вопросы. После, на последующих уроках ребята стали подходить более серьезно и ответственно к оцениванию, так как чувствовали контроль со стороны своих же одноклассников.
В песне Булата Окуджава есть такие слова: «Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось». Большинство людей, так или иначе, хотят изменить жизнь.
Наличие государственных стандартов не позволяет нам отклонится от определенных рамок. А значит нельзя не учесть и возрастные особенности учащихся, а также их психологические особенности, которые предусматривают подготовку для них специальных заданий.
Если задать себе вопросы и постараться на них ответить. Что я хочу изменить в своей дальнейшей деятельности и что мне нужно сделать, чтобы это изменить.
Хочется вернуться к формуле Дэвида Глэйчерса: Изменения = Н*П*ПБ*Д — С, где Н – недовольство ситуацией я заменю знанием и использованием 7 Модулей, как фундаментом построения ситуации успеха и уверенности во вчерашний день; П – проактивность, способность направленно менять ситуацию я изменю на ССП, как умелое планирование, направленное на глубину знаний ; ПБ – привлекательное будущее (четкая картинка)- останется, как постоянная величина; Д – действия; С – сопротивление. Сегодня создана новая формула моей будущей жизни.
Изменения=7М*ССП* ПБ*Д - С.
Хочется верить, что изменения войдут в мою новую, другую жизнь и дадут свои плоды.
Фото№ 1 «Лист саморегуляции серии последовательных уроков»
Фото № 2. Данные оценки занесены в классный журнал и..
Фото № 3…зафиксированы в дневниках учащихся
Фото № 4 Формативное оценивание в рабочих тетрадях учащихся
Фото№ 5. Рефлексия четвертого урока на пальцах и всех четырех уроков в целом -на ладони.
Фото№ 6. Самостоятельная работа и заполнения листа саморегулирования учащимися
1 урок 2 урок 3 урок 4 урок
«5»-0
«4»-1
«3»-0
«2»-0 «5»-8
«4»-2
«3»-2
«2»-11 «5»-2
«4»-6
«3»-7
«2»-7 «5»-8
«4»-3
«3»-7
«2»-4
* *4 ученика *4 ученика *5 уч-ся
% качества-?% успев-?Сложно оценить % качества-40%
% успев- 56% %качества-36 %
% успев-68% % качества-50
% успев-85
Победа!
Качество выросло на 14 %, % успеваемости на 33 %. Значит все прошло не просто так. Диаграмма это подтверждает.
Итог 4 уроков