Программа вокальной студии Ветер перемен
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.НАДЫМА»
г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева, 13/1
тел.: (3499) 52-32-71;факс 52-32-71; E-mail:sosh5ndm@mail.ru
605155-191770
РАССМОТРЕНО
на заседании НМС
протокол
от _________ г. № ____ УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ СОШ №5 г. Надыма
_____________Е.В. Лихацких
Приказ от _________ г. № ____
Программа
вокальной студии «Ветер перемен»
объединения внеурочной деятельности
Художественно-эстетическое направление
Возраст 7-8 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Тулюпа С. А., учитель музыки
МОУ СОШ №5 г. Надыма
НАДЫМ-2013
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.НАДЫМА»
г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева, 13/1
тел.: (3499) 52-32-71;факс 52-32-71; E-mail:sosh5ndm@mail.ru
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Учреждение МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.НАДЫМА»
2. Полное название программы Вокальная студия «Ветер перемен» объединения внеурочной деятельности
3. Сведения об авторах Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодоко М.Р.
3.1. Ф.И.О., должность Тулюпа С.А. – учитель музыки, педагог дополнительного образования
4. Сведения о программе Тип программы – модифицированная.
Направление деятельности – общекультурная.
Уровень освоения – 1 год.
Возрастной диапазон – 7-8 лет.
Количество часов в год – 68 (2 часа в неделю).
Форма проведения занятий – группы по 10-12 человек.
Сводные репетиции – 1 раз в четверть.
Промежуточная аттестация – 1раз в полугодие
Итоговая аттестация – конец года.
4.1.Нормативная база Федеральный уровень
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. NQ189, зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1999.
Окружной уровень
Закон №6-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 27 января 2000 года).
Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы».
Муниципальный уровень
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район « О совершенствовании работы по обеспечению условий получения общего и дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях Надымского района» № 205 от 30.03.2009 г.
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымского района от 15.10.2009г. №633 «О проведении ежегодного мониторинга качества дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях»
Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымского района от 16.11.2009г. №730 «О совершенствовании условий предоставления качественного дополнительного образования детям в ОУ Надымского района»
Институционального уровня
Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (принят Общим собранием трудового коллектива (Пр. от 30.03.2012г. №7; утвержден приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 15.06.2012 г № 527)
Положение о внеурочной деятельности классов, реализующих ФГОС НОО (рассмотрено и принято решением педагогического совета от 01.09.2011г. №2)
Положение о требованиях к программе дополнительного образования детей МОУ СОШ №5 г. Надыма (рассмотрено на заседании НМС от 31.08.2011г. №1; принято решением педагогического совета от 01.09.2011г. №2)
4.2. Область применения внеурочная деятельность
4.3.Направленность общекультурная
4.4. Тип программы Модифицированная
4.5. Целевая направленность программы внеурочная деятельность
4.6. Возраст обучающихся по программе 7-8 лет
4.7.Продолжительность обучения 1 год
5. Рецензенты и авторы отзывов Заместитель директора по воспитательной работе Самакина Е.А.
Пояснительная записка
Модифицированная программа вокальной студии «Ветер перемен» объединения внеурочной деятельности с уровнем освоения 1 год составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и на основе примерной образовательной программы «Хоровой класс». Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодоко М.Р. («Хоровой класс»/ Сборник примерных образовательных программ для педагогов дополгительного образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып.40., Ч.1/ Под общ.ред. Минько Н.Г. – М., 2004. Библиотечка педагога доп. образования).
Программа опирается на предшествующий опыт русских музыкантов и педагогов (М.И. Глинка, А.Е. Варламов, А.М. Маслов, Н. Дилецкий и др.). А также на достижения современных педагогов-хормейстеров (В.Г. Соколов, В.С. Попов, Т.А. Жданова, Г.П. Стулова и др.), благодаря которому становится возможным решение задач и достижение поставленных целей данной программы. Воспитание вокально-хоровых навыков в традициях русской вокальной школы связывает предлагаемую программу с имеющимися разработками в данной области.В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
В практической работе педагогом широко используются элементы таких частных методик развития слуха и голоса, как “хоровое сольфеджио” Г. Струве, методики относительной сольмизации П. Вейса, Н. Долматова, методика развития детского голоса Г.П. Стуловой. Этот процесс сопровождается зрительной наглядностью (рисунки, таблицы, нотная запись) и подкрепляется двигательно-моторной активностью учащихся. С этой целью на занятии применяются различные игровые методы включения элементов музыкальной грамоты в процесс вокально-хоровой работы.
Данная программа имеет общекультурную направленность, так как дополнительное образование является “прекрасной возможностью” для более подробного изучения хорового искусства детьми школьного возраста. Поэтому педагогически целесообразно использовать педагогам дополнительные занятия для изучения хорового искусства, чтобы наиболее полно раскрыть музыкальные и общие способности детей, их возможности и творческий потенциал, и самое главное, развивать голос и слух ребенка.
Цель программы: воспитание личности ребенка средствами хорового искусства; развитие музыкальных и общих способностей детей, формирование их эстетических взглядов и вкусов; воспитание и развитие музыкального слуха и голоса ребенка.
Задачи программы: научить детей основам голосообразования, т.е. работать над постановкой голоса ребенка; прививать детям любовь к хоровому пению и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании; развивать и укреплять интерес к учебной деятельности; организация учебно-воспитательной, творческой, концертной деятельности ребенка.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:
Обучающие
Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству пения;
Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена).
Воспитательные
Воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
Формирование нравственных представлений.
Развивающие
Развитие творческих способностей обучающихся;
Развитие умений коллективной деятельности;
Развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.
Главная отличительная особенность программы заключается в том, что большое внимание уделяется постановке голоса у детей с невыявленными или неяркими музыкальными и вокальными данными в процессе обучения пению на хоровых занятиях.
В программу были внесены изменения и коррективы. Пересмотрен репертуарный план (добавлены произведения современных авторов); также и учебно-тематический план по темам: «Навык цепного дыхания», «Вокально-хоровой жанр», «Анализ произведения» ( меньший объем часов).
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год из расчета 2 часа в неделю для детей 7-8 лет на 34 учебные недели. Группа состоит из 10-12 человек
Особенности реализации программы
Формы и режим занятий
Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (45 минут). Общее количество 68 часов в год. Занятия проходят в форме:
-репетиция,
-концерт,
-экскурсий,
-музыкально-игровая деятельность.
Для более успешного освоения вокально-хоровых навыков и в соответствии с учебным планом группы делятся на подгруппы.
Режим занятий: 2 раза в неделю, время занятия 45 минут.
Промежуточная аттестация – 1 раз в полугодие (отчетный концерт).
Итоговая аттестация – в конце года (отчетный концерт).
Помещение для проведения занятий зависит от вида деятельности: кабинет музыки, актовый зал.
При занятиях в вокальной студии «Ветер перемен» используются следующие методы:
-словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
-метод организации и стимулирования музыкальной деятельности (Метод игровых ситуаций, упражнений);
- методы вокальной работы (концентрический метод М.И.Глинки, фонетический метод, метод мысленного пения и др.)
Виды музыкальной деятельности
Вокально-хоровая работа
Слушание музыки
Музыкальная грамота
Игровые приемы
Инсценировки и драматизации песен
Игра на элементарных детских музыкальных инструментах
Музыкально-ритмические движения
Концертно-артистическую деятельность
Планируемые результаты освоения программы
Уровень воспитательных компонентов:
-приобретение школьниками социальных знаний;
-понимание социальной реальности;
-формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса школы, то есть в дружественной ему среде.
Данная программа направлена на воспитание и развитие личности ребенка средствами вокального искусства. Большое внимание уделяется постановке голоса, что является необходимым условием развитием вокальных данных ребенка. Использование познавательных и воспитательных возможностей занятий, формирует у учащегося творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус.
Реализация программы направлена на следующие результаты:
Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные – результатом изучения Программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные – формирование навыков работы в области хорового искусства, применения приемов и методов работы по Программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.
Учебно-тематический план
1 группа
№ Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Введение в мир хорового искусства. Знакомство с коллективом. Техника безопасности. 1 1 -
2. Основные вокально-хоровые навыки: певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция, звуковедение, артикуляция. 8 1 7
3. Дирижерский жест: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения. 3 1 2
4. Основные приемы звуковедения: legato, non legato, staccato. 4 1 3
5. Навык «цепного» дыхания. Цензура в пении. 2 1 2
6. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении. 4 1 3
7 Ритм, метр, темп. 4 1 3
8. Музыкально-выразительные средства в музыке. 2 1 1
9. Динамика и агогика. 2 1 1
10 Ансамбль и строй. Унисон в хоре. 6 1 5
11 Вокально-хоровой жанр: песня, романс. 2 1 1
12 Слушание музыки. Беседы и размышления о ней. 2 2 -
13 Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма: период, куплетная и одночастная форма. 2 1 1
14 Одноголосие. Пение a capella и с сопровождением. 4 - 4
15 Двухголосие. Пение a capella и сопровождением. 2 - 2
16 Постановка голоса ребенка (певческого и речевого) 20 - 20
Итого: 68 14 54
Содержание образовательной программы
1 группа
Задачи программы:
– создание интереса к музыке, хоровому пению;
– обучение основным вокально-хоровым навыкам;
– обучению детей основам голосообразования, т.е. работа над постановкой голоса ребенка;
– обучение основам музыкальной грамоты и развитие музыкальной памяти учащихся.
Ожидаемый результат
За учебный год должно быть пройдено 25 музыкальных произведений. По окончании года каждый ребенок должен:
-иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах, о вокально-хоровых навыках;
-знать, что такое правильная установка корпуса при пении сидя и стоя;
-уметь правильно пользоваться певческим дыханием;
-знать правила орфоэпии при пении;
-чисто интонировать мелодию в унисон;
-иметь представление пения двуголосия;
-научиться выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Тема 1. Введение в мир хорового искусства. Знакомство с коллективом. Техника безопасности: знакомство с детьми; краткие сведения из истории вокально-хорового искусства; техника безопасности – правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном транспорте (правила дорожного движения) и т.д.
Тема 2. Основные вокально-хоровые навыки: Певческая установка и дыхание: посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении; навыки пения сидя и стоя; дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое); смена дыхания в процессе пения, различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука; округление гласных и способы их формирования в различных регистрах (головное звучание);
Тема 3. Дирижерский жест: “внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения: воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера “внимание”, “дыхание”, “начало”, “окончание” пения).
Тема 4. Основные приемы звуковедения: легато, нон легато и стаккато: объяснение понятий в пении – легато, нон легато и стаккато; отработка данных приемов во время исполнения произведений и упражнений.
Тема 5. Навык “цепного дыхания”. Цезура в пении: понятие “цезура”; знакомство с навыками “цепного” дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение продолжительных музыкальных фраз на “цепном” дыхании).
Тема 6. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие дикционных навыков; основные правила произношения слов в пении; гласные и согласные, их роль в пении; взаимоотношение гласных и согласных в пении; отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Тема 7. Ритм, метр, темп: простые ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных, половинных длительностей; пунктирный ритм; простые размеры -2/4, 3/4; темп – медленный, умеренный, быстрый.
Тема 8. Музыкально-выразительные средства в музыке: темп (медленный, средний, быстрый), динамика – нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата), тембр, штрихи(легато, нон легато, стаккато), фразировка.
Тема 9. Динамика и агогика: взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического; различные виды динамики; многообразие агогических возможностей исполнения произведений (пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов – быстрого и медленного).
Тема 10. Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста;
Тема 11. Вокально-хоровой жанр: песня, романс: знакомство детей с основными вокально-хоровыми жанрами (песня, романс)
Тема 12. Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвуют в концертных программах школы.
Тема 13. Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма:период, куплетная и одночастная форма: анализ словесного текста и его содержания; чтение текста по партиям и партитурам; определение музыкальной формы( куплетная, одночастная), членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.
Тема 14. Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию;пение без сопровождения простых попевок, прибауток, русских народных песен (a capella).
Тема 15.Двухголосие: навыки пения двухголосия с аккомпанементом; пение простых двухголосных произведений без сопровождения.
Тема 16. Постановка голоса ребенка (певческого и речевого): распевание (попевки, скороговорки, и т.д), различные виды вокализации (упражнения на легато и стаккато); пение гамм, упражнений на различные интервалы; работа над развитием слуха и голоса.
В репертуар этого коллектива включены несложные музыкальные произведения для детей младшего школьного возраста (классический и современный песенный репертуар), народные песни и попевки с небольшим диапазоном мелодии (в пределах квинты).
Формы подведения итогов
Проверка уровня успешности обучения проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий, а также учитывается участие ребенка в концертной деятельности хорового коллектива. В течение каждого учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты музыкальной студии, выступления на школьных мероприятиях и праздничных концертах, а также участие в окружных конкурсах и фестивалях.
Этапы педагогического контроля
Форма контроля Содержание Сроки
Прослушивание Входящий контроль
Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Пропеть один куплет песни. Повторить за педагогом музыкальную фразу. Сентябрь
Сводные репетиции Промежуточный контроль
Теория: Назвать типы дыхания, певческая установка.
Практика: Петь чистый унисон, пение в единой манере, выразительное исполнение хоровых произведений. Декабрь
Творческий отчет Итоговый контроль
Знание всей хоровой программы. Апрель
Содержание критериев обученности по уровням
Уровни Теория Практика
Высокий
(7-10 баллов) Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку. Выработана академическая манера пения, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии.
Средний
(4- 6 баллов) Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку. Не выработана единая манера пения, нет унисона. Знание всей хоровой программы, хороший исполнительский уровень.
Дидактический материал
– Методическая литература;
– Музыкально-дидактический материал: нотные тетради, доска учебная;
– Объяснительно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, наглядные пособия;
– Аудио и видео-фонотека;
– Нотная библиотека.
Техническое оснащение занятий
– Помещения с инструментами (пьянола, аккрдеон, гитара), кабинет музыки; актовый зал;
– Шкафы для хранения нот, аппаратуры;
– Музыкальный центр, компьютер, проектор.
Примерный репертуарный список произведений
для работы с детским хоровым коллективом
Произведения современных композиторов
1) «Песенка о школе» (муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Викторова)
2) «Музыкальная семья» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой)
3) «Слон и скрипочка» (муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова)
4) «Неприятность эту мы переживем» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта)
5) «Про меня и муравья» (муз.и сл. Л. Абелян)
6) «Песенка про Деда Мороза» (муз. О. Юдахиной, сл. И. Черницкой)
7) «Песенка Деда Мороза» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)
8) « Солнечная капель» (муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой)
9) «Мама все поймет» (муз. Е. Ботярова, сл. М. Пляцковского)
10) «Смешной человечек» (муз. А. Журбина, сл. П Синявского)
11) «Котенок и щенок» (муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова)
12) «Зеленые ботинки» (муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной)
13) «Солнечный зайчик» (муз. В.Мурадели, сл.М. Садовского)
14) «Песенка о лете» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)
15) «Лошадка пони» (муз. М. Славкина, шотл. Нар.поэзия)
Произведения русских и зарубежных композиторов
1) «Осень» М. Анцев
2) «Фиалка» А. Аренский
3) «Козел-Васька» А. Гречанинов
4) «Ходит-бродит осень» Т. Попатенко
5) «Ты, соловушка, умолкни» М. Глинка (обр. А Егорова)
6) «Старинная французская песенка» П. Чайковский
7) «За рекою старый дом» И. С. Бах
8) «Старый добрый клавесин» Й. Гайдн
9) «Колыбельная» В. А. Моцарт
10) «Веселый кузнец» З. Кодай
Русские народные песни в обработках:
1) «Пойду ль я, выйду ль я» (В. Попов)
2) «Как у наших у ворот» (А. Луканин)
3) «Как на дубе» (Ю. Славнитский)
4) «Комарочек» (С. Поляков)
5) «Вейся, вейся, капустка» (В. Орлов)
6) «Сорока-сорока» (Т. Попатенко)
7) «Петушок» (И. Арсеев)
8) «Кап-кап-кап» (Т. Попатенко)
9) «Я иду с цветами» (Е. Тиличеева)
10) «На рассвете» (Е. Тиличеева)
11) «Эхо», «Лесенка» (Е. Тиличеева)
Музыкально-дидактические игры:
1) «Живое пианино», «Прятки» (Т. В. Надолинская)
2) «Догадайся, кто поет» (Е. Тиличеева)
3) «Ступеньки», «Повтори звуки», «Сколько нас поет» (Г. П. Новикова)
Драматизация:«Репка» (р.н. сказка), «Теремок» (муз.Т.Попатенко)
Импровизация: «Кто как кричит», «Времена года» - вокальные импровизации; «Подбери к стихотворению интонацию» - речевая импровизация; «Веселая дудочка», «У каждого свой инструмент» - пластические импровизации.
Учебная литература:
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, - 336с
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 431с.
Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник примерных образовательных программ для педагогов дополнительного образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40., Ч.1./ Под общ.ред. Минько Н.Г. – М., 2004. (Библиотечка педагога доп.образования)
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб.пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Осенева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192с.
Шамин Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 2003. – 176с., нот.
Методическая литература:
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2004г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2002г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 2009г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 2008г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,2009г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Классикс Стиль, 2005.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1.Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b16412.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.