Технологическая карта урока по музыке в 1 классе Музыкальная азбука, 1 четверть.

Технологическая карта урока

Предмет: Музыка
Класс: 1
Базовый учебник: Е.Д.Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина «Музыка 1 класс», Просвещение, Москва, 2014г.
Тема урока: Музыкальная азбука.
Цель урока: Узнать и изучить азбуку музыки.
Задачи урока: Образовательная: формировать знания о нотной азбуке; учиться исполнять и слушать музыку, взаимодействовать в процессе хорового пения;
Развивающая: развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы, правильно исполнять музыкальные произведения;
Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки; учить работать в паре.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Необходимое оборудование: компьютер, пианино, музыкальный материал, УМК, презентация.
Методы: деятельностный подход, словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки
Пение
Музыкально –пластическое движение.

Музыкальный материал:
«Азбука» А. островский.
«Звуки музыки» Р. Роджерс
«Учат в школе» В. Шаинский.
«Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковский.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Формирование предметных УУД:
а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение)
б) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;
в) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, игре);
г) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
2.Формирование личностных УУД:
а) формировать мотивацию к обучению и познанию;
б) уметь давать адекватную самооценку;
в) формировать готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
3.Формирование регулятивных УУД :
а) умение удерживать цель деятельности до получения ее результата;
б) умение видеть ошибку;
в) умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
4. Формирование познавательных УУД:
а) умения эмоционально исполнять музыкальные произведения.
б) воспринимать на слух музыкальное произведение.
в) давать образную характеристику прослушанного произведения.
5. Формирование коммуникативных УУД:
а) воспринимать различные точки зрения;
б) строить монологическое высказывание;
в) владеть диалогической формой речи;
г) ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
д) умения слушать и слышать учителя, ученика;
.




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1. Мотивационный
Организационный момент

Дети входят в класс под песню «Азбука» А.Островского
Ребята, скажите о чем была песенка?
А зачем нам нужна азбука?



Кто может мне ответить, сколько в русском алфавите букв?
Интересно было бы узнать, а для чего нужны 33 буквы, что можно с ними делать?
Как вы, ребята, думаете можно ли написать музыку буквами или цифрами?
Как вы думаете, что еще можно назвать азбукой?
Азбукой, ребята, называют не только буквы. Основу чего-либо, важную и необходимую, тоже называют азбукой. Например, азбука поведения, азбука вежливости. А есть ли азбука у музыки? А хотели бы вы это узнать?
Сегодня мы с вами поговорим о том, что составляет основу для музыки. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.


Песенка про азбуку.
Азбука нам нужна, чтобы уметь составлять слова и предложения.



С помощью букв мы читаем и пишем слоги, слова и предложения.

Нет.

Дети дают свои ответы.





Дети дают свои ответы.





Личностные: мотивация, самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: организовывать свои действия.
Определяют своё рабочее место под руководством учителя.
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме


Постановка цели урока
Тема нашего урока: Музыкальная азбука.
Как вы думаете, с помощью чего записывается азбука музыки?
Для чего может потребоваться азбука музыки?

А какую цель мы сегодня поставим на урок?
Чтобы достичь нашей цели, что мы должны сделать? Давайте поставим задачи на сегодняшний урок.
Задачи:
Узнать азбуку музыки (слайд 1)
Учиться исполнять и слушать музыку. (Выделенные слова написаны заранее учителем на доске, дети должны их дополнить)





Ответы детей.


Узнать и изучить азбуку музыки

Ответы детей
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: строить сообщения в устной форме.
Личностные: формировать интерес к обучению. Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.

2.
Ориентировочные действия.

Актуализация знаний УУД
Какая первая задача? Что мы с вами должны сделать?
А сейчас я предлагаю вам послушать небольшое стихотворение (слайд 2)
Что вы узнали про ноты?
Сколько их всего? Назовите их?

А где же нотки живут? (слайд 4-5)
Вот теперь когда вы познакомились с семью нотками. Послушайте сказку.


Для чего они нужны? В какой последовательности ноты расположены?

Предлагаю каждому из вас представить себя композитором и записать первые свои нотки!

А теперь, когда все ноты написаны, приглашаю вас поиграть в игру “Нота заблудилась”.
Учитель раздаёт детям карточки с названиями нот.
Игра «Нота заблудилась».






А хотите узнать смешной стишок про ноты? (слайд 8)



А нот ребята сколько? Для чего они нужны? В какой последовательности они расположены?




С какой задачей справились? Узнали азбуку музыки?


Переходим ко второй задаче.




Зачитывают 1 задачу

Слушание стихотворения.



Ответы детей.

Слушание сказки.


Ноты нужны, чтобы сочинять музыку. До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Дети рисуют на готовых нотоносцах муз. звукоряд.
.




Пока звучит музыка, дети двигаются, танцуют. По окончанию звучания музыки дети с нотами должны встать по порядку.

Разучивание стишка.





Дети делают вывод по первой задаче.
Всего 7 нот, ноты нужны, чтобы композитор мог сочинять музыку.
С первой задачей мы справились:узнать азбуку музыки.

Зачитывание 2 задачи.
Коммуникативные: воспринимать различные точки зрения.
Строить монологическое высказывание.
Владеть диалогической формой речи.
Познавательные: строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

3. Исполнительные действия.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
“День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.”

Чтобы вы хорошо запомнили названия нот, я предлагаю вам послушать песню, которая так и называется “Звуки музыки”. Музыку написал композитор Р. Роджерс, а стихи поэтесса М.Цейтлина. С помощью наших семи нот композитор написал замечательную песню.
Первичное прослушивание песни.
Грустно или весело звучала эта песня?


Кто ее исполнял?

О чем в ней шла речь?

Какая учительница, какие ученики?



В этой замечательной песенке к каждой ноте придумали предложение, в одном из слов которого, есть название ноты.
Сейчас мы пропоём эту песенку, которая поможет нам лучше запомнить наши ноты .








Слушание песни «Звуки музыки»







Музыка звучала весело, энергично, ярко.
Исполняли песню учитель и ученики.
В песенке поется о нотках.
Учительница добрая, но и строгая.
Ученики послушные, замечательные.






Регулятивные: планировать работу в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
Личностные: формировать интерес к обучению,
оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные: строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Предметные: выражать свое отношение к музыкально-творческой деятельности.
Познавательные: анализ музыкального произведения



Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Пропевание песни.



А теперь давайте разобьемся на пары и попробуем исполнить еще раз эту песенку.Сначала попробую я с Анжелой. Роль учительницы исполню я, роль учеников Анжела.
Исполнение.
Теперь попробуем исполнить песню сами в парах, распределите роли, кто будет исполнять слова учительницы, кто ученика.























Исполнение песенки в парах.
Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Предметные: исполнять музыкальное произведение.
Познавательные: обобщение изученного материала.
Личностные: формировать способность к самооценке



Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Ребята вы уже запомнили и изучили музыкальный звукоряд. И я вам хочу усложнить задачу. Попробуйте к песенке подобрать нотки и спеть её по нотам. Пение по нотам называется – сольфеджио. А поможет нам в этом музыкальная презентация.
Прослушивание попевки «Гуси».


Сколько ноток участвуют в пении?

Как они расположены?

Вам удобно петь?

Как называется пение по нотам?







Слушают муз. материал, подпевают.

-четыре

-рядышком

-ответы

-сольфеджио
Личностные: формировать интерес к обучению. Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного,
Предметные: воплощать художественно-образное содержание в пении.
Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Познавательные: анализ музыкального произведения.

4. Рефлексивно - оценочный
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Давайте вспомним, сколько букв в алфавите? Что делают с помощью букв? А сколько нот в музыке? Для чего они нам нужны?
Давайте вспомним песенку, в которой поется о том, чему учат в школе.
Ребята, исполним всем нам знакомую песню «Учат в школе». О чем поется в этой песенке?
Как мы должны исполнить песню?

Обобщение пройденного материала на уроке.



В песне поется о буква, цифрах, о том, чему учат в школе.
Весело, живо, ярко...
Исполнение песни.


Предметные:
исполнять музыкальное произведение.
Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, Коммуникативные: сотрудничество в группе.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.
Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.


Рефлексия деятельности
Сколько всего существует нот в музыке? Назовите их? Какая у нас была цель урока? Как вы думаете, достигли ли мы ее? Все ли мы задачи решили? Как вы думаете, зачем нам эти знания?
Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

Выскажитесь по одному предложению.



Всё ли вам удавалось легко?
В чем вы испытали трудности?


Вы согласны со мной, что мы сегодня хорошо поработали?
Оцените себя при помощи разноцветных карточек. Розовая- хорошо справился с заданиями, оранжевая- были трудности в исполнении заданий.

Дети дают оценку своей работе. Учащиеся делятся своими успехами и неудачами. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать, в чем потренироваться.
Опорные слова:
Я узнал...
Я научился.....
Я смогу.....
Мне понравилось....




Оценивают себя с помощью разноцветных карточек с нотами.




















Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
самооценка, контроль и коррекция.
Личностные: смыслообразование





Сказка.
Музыкальная азбука или страна, где живут звуки

Как мальчик познакомился с нотками

Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко.

Музыка, помоги мне поймать песню звезд, попросил мальчик.

Звёзды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка. Ее платье, сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек. При взмахе ее радужных воздушных крыльев звучала песня радуги.

Я фея Музыки, малыш. Я подарила тебе чудесный дар слышать Музыку. Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого мало.

Спасибо за твой волшебный подарок, Музыка, вежливо поблагодарил мальчик.

Мне жаль, что другие люди не получили от тебя такого подарка. Если я поймаю твои песенки, все смогут услышать их.

Это достойная цель, засмеялась фея Музыки. На самом деле все просто. Что делают люди, чтобы сохранить свои слова?

Они их записывают, ответил мальчик.

Правильно, нужно научиться записывать музыку. Тебе помогут в этом деле семь моих дочек ноток и нотная тетрадь.

Фея Музыки взмахнула одним радужным крылом, и перед мальчиком появилась тетрадка, в которой все страницы были разлинованы пятью линеечками.

Это нотная тетрадь, а пять линеечек это дом для ноток, нотный стан, объяснила фея Музыки и взмахнула другим крылом.

Оттуда вылетели семь ноток. Они кружились в воздухе, превращаясь то в золотые искорки, то в хрустальные капельки. Потом нотки превратились в овальчики, прыгнули в нотную тетрадь и уселись на линеечках.

Меня зовут нотка До, пропела самая нижняя нотка. Я люблю дирижировать.

Позвольте представиться, нотка Ре, запела более тонким голосом нотка, сидящая повыше. Я обожаю петь романсы.

Ми милая минорная нотка, пропела следующая нотка еще более высоким голосом и умолкла, удобнее устраиваясь на своей линеечке. Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса.

Нотка Фа, люблю фантазировать.

Нотка Соль, я хочу быть солисткой.

Нотка Ля, я очень ласковая и люблю летать.

Нотка Си, мечтаю сыграть симфонию.

Нотки сидели на нотных линеечках, словно маленькие птички. Они звучали, вертелись, сверкали и вздрагивали.

С помощью ноток ты сможешь записать любую мелодию, сказала фея Музыки

А вдруг нотки улетят от меня? испуганно спросил мальчик.

Да, мои дочки нотки любят летать, поэтому лучше запирай их на ключ.

Фея выдернула из своего золотистого локона один волосок, причудливо изогнула его и протянула мальчику:

Дарю тебе этот волшебный ключ. Маэстро Скрипичный ключ будет следить за нотками и расскажет им о законах музыкальной гармонии. Скрипичный ключ тут же важно расположился в самом начале нотного стана.

Мне пора. Я должна облететь Землю и спеть все свои песни, фея Музыки взмахнула своими радужными крыльями и исчезла в вышине.

Записывай мои мелодии с помощью ноток, малыш. Тогда ты сможешь подарить их людям и станешь великим композитором, прозвучал в вышине звонкий голос Музыки.

Счастливый мальчик положил под подушку нотную тетрадь и крепко уснул.
15