Дополнительная образовательная программа кружка «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей РА
«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»



«У Т В Е Р Ж Д А Ю»:
Директор РЦДОД

__________ А.И. Клёнов
«___»__________2014 г.

Принят на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____
от «___»__________2014 г.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ и ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»


на 2014-2015 учебный год


педагог дополнительного образования по совместительству
при ГБОУ РА «Майкопский политехнический техникум»
Садова Маргарита Анатольевна


Первый год обучения

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов




теор.
учеб.
занят.
практ.
учеб.
занят.
выезд. учеб.
занят.

1
Введение
2
2
-
-


1.1
Ознакомление с планом работы кружка.
2
2
-
-

2
Предмет и задачи экологии.

10
6
4
-

2.1.
Природа – наш общий дом.
2
2
-
-

2.2.
Законы экологии.
Экология и экономика в собственном кошельке.
2
2
-
-

2.3.
Экологическая грамотность – спасение нашей планеты.
2
2
-
-

2.4.
Фенологические наблюдения в природе.
2
-
2
-

2.5.
Экологическая обстановка в республике Адыгея.
2
-
2
-

3
Среда обитания.
Экологические факторы.
16
12
2

2


3.1.
Среды жизни – вода, суша, почва.
2
2
-
-

3.2.
Воздействие среды на организм.
2
2
-
-

3.3.
Прямое и косвенное воздействие экологических факторов.
2
2
-
-

3.4.
Адаптация организмов.
2
1
1
-

3.5.
Местообитание организмов.
Экологическая ниша.
2
2
-
-

3.6.
Типы экологических воздействий.
2
1
1
-

3.7.
Конкурентные взаимодействия.
2
2
-
-

3.8.
Экскурсия «Растительные сообщества»
2
-
-
2

4
Свет как абиотический фактор.
12
6
4
2

4.1.
Свет – основной источник в живой природе.
2
2
-
-

4.2.
Влияние света на жизнедеятельность организмов.
2
2
-
-

4.3.
Влияние освещенности на распределение животных и их образ жизни
2
-
2
-

4.4.
Приспособление к поглощению световой энергии у растений и животных.
2
2
-
-

4.5.
Экскурсия «Суточная активность птиц»
2
-
-
2

4.6.
Составление графиков активности птиц.
2
-
2
-

5
Вода как абиотический фактор.

16
16
-
-

5.1.
Вода – самое важное вещество на Земле. Вода в природе.
2
2
-
-

5.2.
Вода и живые организмы.
2
2
-
-

5.3.
Приспособленность живых организмов к условиям водного режима.
2
2
-
-

5.4.
Пресные воды наше богатство.
2
2
-
-

5.5.
Дефицит пресной воды в природе.
2
2
-
-

5.6.
Источники загрязнения воды.
2
2
-


5.7.
Рациональное использование воды.
2
2
-
-

5.8.
Диспут: « «Бомба замедленного действия» - вода. Ее гибель – наша гибель».
2
2
-
-

6
Температура как абиотический фактор.

10
8
2
-

6.1.
Температура и физиологические процессы в организме.
2
2
-
-

6.2.
Классификация организмов по температурному фактору.
2
2
-
-

6.3.
Приспособленность организмов к температурному фактору и его колебаниям.
2
2
-
-

6.4.
Классификация растений по приспособленности к низким температурам.
2
2
-
-

6.5.
Роль суточных колебаний на активность и поведение животных.
2
-
2
-

7
Деятельность человека как экологический фактор.
12
8
2
2

7.1.
История взаимоотношений между природой и человеком.
2
2
-
-

7.2.
Природопользование и экологические проблемы.
2
2
-
-

7.3.
Мусор – как фактор загрязнений.
2
2
-


7.4.
Конференция: « «Бомба замедленного действия» - мусор. Единственный выход - вторичное сырье.
2
-
2
-

7.5.
Влияние человека на сообщества растений и животных.
2
2
-
-

7.6.
Экскурсия «Положительное и отрицательное действие антропогенных факторов».
2
-
-
2

8
Экологические проблемы человечества.

18
10
8
-

8.1.
Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, нарушение озонового слоя.
2
2
-
-

8.2.
Глобальные экологические проблемы.
2
2
-
-

8.3.
Пути решения экологических проблем.
2
2
-
-

8.4.
Беседа о писателях-натуралистах «Они любили свою Землю».
2
-
2
-

8.5.
Окружающая среда и здоровье человека.
2
2
-
-

8.6.
Экология и генетика.
2
2
-
-

8.7.
Сохраним генофонд планеты.
2
-
2
-

8.8.
Словарик юного эколога.
2
-
2
-

8.9.
Просмотр в/ф «Глобальные экологические проблемы»
2
-
2
-

9
Биогеоценоз леса и его охрана.

18
14
4
-

9.1.
Лес – основной компонент окружающей среды.
2
2
-
-

9.2.
Народно-хозяйственное значение леса.
2
2
-
-

9.3.
Роль зеленых насаждений в жизни человека.
Леса – легкие нашей планеты.
2
2
-
-

9.4.
Лес – местообитание диких животных.
2
2
-
-

9.5.
Средства передвижение у животных.
2
2
-
-

9.6.
Человек – друг или враг?

2
2
-
-

9.7.
Охрана и рациональное использование лесов.
2
2
-
-

9.8.
Мероприятие «Международный день знаний о лесе»
4
-
4
-

10
Современное состояние атмосферы. Охрана воздуха.
14
8
6
-

10.1
Значение воздуха для живых организмов.
2
2
-
-

10.2
Влияние чистого воздуха на здоровье человека.
2
2
-
-

10.3.
Источники загрязнения воздуха.
2
2
-
-

10.4.
Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха в Республике Адыгея.
2
-
2
-

10.5.
«Бомба замедленного действия» - воздух. Изменения в глобальном масштабе.
2
2
-
-

10.6.
Составление и демонстрация презентаций «Современное состояние атмосферы».
4
-
4
-

11
Подведение итогов.
4
-
4
-

11.1.
Итоговое мероприятие «Сохраним наш хрупкий мир».
4
-
4
-


Итого:
132
90
36
6


Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей РА
«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»



«У Т В Е Р Ж Д А Ю»:
Директор РЦДОД

__________ А.И. Клёнов
«___»__________2014 г.

Принят на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____
от «___»__________2014 г.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ и ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»


на 2014-2015 учебный год


педагог дополнительного образования по совместительству
при ГБОУ РА «Майкопский политехнический техникум»
Садова Маргарита Анатольевна


Второй год обучения

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов




теор.
учеб.
занят.
практ.
учеб.
занят.
выезд. учеб.
занят.

1
Вводное занятие:
" Я и Природа».
3
2
1


1.1.
История взаимоотношений человека и природы. Самооценка отношения к природе.

3
2
1


2
Человек и окружающая природная среда. Природные ресурсы и их рациональное использование.
63
26
28
9

2.1.
Среда обитания человека.
3
3



2.2.
Деятельность человека как экологический фактор.
3
3



2.3.
Природные и антропогенные источники веществ-загрязнителей окружающей среды.
3
2
1


2.3.
Антропогенные экологические системы.
3
3



2.4.
Экологические кризисы в истории человечества.
3
3



2.5.
Основные причины экологического кризиса.
3
3



2.6.- 2.8.
Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения: экологические проблемы и охрана воздушного бассейна, водных акваторий, почв, радиоактивное загрязнение среды, проблема бытовых и промышленных отходов, истребление лесов, проблемы урбанизации.
9

9


2.9.
Атмосфера. Современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ).
3
3



2.10.
Гидросфера. Современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические).
3
3



2.11.
Экскурсия на несанкционированные свалки.
3


3

2.12.
Экскурсия на очистные сооружения.
3


3

2.13.
Охраняемые территории: проблемы и перспективы
3
3



2.14.
Экскурсия в городской комитет природы к ведущим специалистам и экспертам.
3


3

2.15.
Самостоятельная работа по решение задач на моделирование экологических ситуаций по теме: «Экологические катастрофы».
3

3


2.16.
Практическая работа: «Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды».
3

3


2.17.
Практическая работа над реферативным материалом по теме: «Экология сегодня и завтра».
3

3


2.18.
Создание (просмотр) мультимедийных презентаций.
3

3


2.19.
Создание (просмотр) мультимедийных презентаций.
3

3


2.20.
Участие учащихся в конференции по теме: "Экология сегодня и завтра".
3

3


3
Комплексное понимание человека.
Национальные экологические традиции и их изучение.
9
6
3


3.1.
Человек как биопсихосоциальный субъект. Комплексное исследование – человек - общество.
3
3



3.2.
Поведение и воспитание. Нормы экологического бытия.
3
3



3.3.
Национальные экологические традиции и их изучение: экологические традиции русских и адыгов.
3

3


4
Человек и индивидуальность.
12
9
3


4.1.
Общие закономерности психического развития человека. Понятие возраста и возрастных особенностей.
3
3



4.2.
Развитие личности и формирование индивидуальности человека. Экология пространства.
3
3



4.3.
Типизация различных темпераментов их классификация. Экологическая этика и экологический гуманизм. Значение общения с природой в формировании личности.
3
2
1


4.4.
Практическая работа: " Исследования ощущения человека в различных пространствах. Поведения и восприятия человеком определенной территории".
3
1
2


5
Поведение и сознание. Особенности психической деятельности человека.
3
3



5.1.
Сознание: проявление двуполушарности мозга. Умственный потенциал человека. Гигиена умственного труда. Творчество - как высшая психическая активность человека.
3
3



6
Биологические механизмы работа мозга.
9
9



6.1.
Стимуляция работы мозга. Биоритмы и биологические часы. Проблемы регуляции биологической активности нервной системы и мозга.
3
3



6.2.
Связь и аналогия функционирования между нервной и иммунной системами. Роль серотониновой системы. Значение медиаторов в регуляции активности мозга.
3
3



6.3.
Многообразие поведенческих реакций организма. Искусственный интеллект XI века.
3
3



7
Качество окружающей среды и здоровье человека.
72
37
35


7.1.
Общее понимание здоровья. Формирование здоровья ребенка.
3
3



7.2.
Роль наследственности и среды в формировании нормального и патологически измененного фенотипа человека.
3
3



7.3.
Химические загрязнение среды и здоровье человека. Симптомы при отравлениях химическими веществами.
3
3



7.4.
Способы уменьшения вреда от химических загряз нений.
3
2
1


7.5.
Самостоятельная работа по теме: «Оценка качества воздуха, воды и пищевых продуктов при химическом загрязнении среды».
3

3


7.6.
Практическая работа: «Определение кислотности почв»
3

3


7.7.
Практическая работа по теме: «Оценка загрязненности местности твердыми отходами»
3

3


7.8.
Практическая работа: «Оценка газоустойчивости древесно-кустарниковых и травянистых растений»
3

3


7.9.
Практическая работа: «Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории».
3

3


7.10.
Биологические загрязнения и болезни человека.
3
3



7.11.
Практическая работа по теме: «Санитарно-эстетическая оценка школьного помещения и рабочего места»
3

3


7.12.
Практическая работа: «Составление экологического паспорта школы»
3

3


7.13.
Мониторинг естественного и искусственного освещения.
Практическая работа «Искусственное и естественное освещение кабинетов, рекреаций»
3
2
1


7.14.
Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты.
Практическая работа «Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты», «Изучение вентиляционного режима помещений».
3
1
2


7.15.
Физические факторы среды и самочувствие человека. Влияние звуков на человека.
3
3



7.16.
Шумовое загрязнение среды. Аудиэкология или шум вредящий и помогающий.
3
3



7.17.
Питание и здоровье человека. Человек - сбалансированная саморегулирующаяся система.
3
3



7.18.
Адекватно-раздельное питание. Макробиотика питания.

3
2
1


7.19.
Пищевые добавки, их классификация.

3
3



7.20.
Практическая работы «Первичная экологическая экспертиза упакованных продуктов питания».
3

3


7.21.
От сауны до асаны. Водолечение и здоровье человека.
3
3



7.22.
Фитотерапия и здоровье человека.

3
3



7.23.
Практическая работа по составлению лекарственных сборов из трав для лечения основных систем органов человека.
3

3


7.24.
Составление презентаций по выбору на темы раздела.
3

3


8
Адаптация, её значение в экологии.
9
3
3


8.1.
Адаптация как приспособление. Различные виды адаптации человека. Адаптация и реактивность. Проблемы хронобиологии и адаптации. Экологическая адаптация.
3
3



8.2.
Стресс. Реакция иммунной системы на стресс. Отдалённые последствия стресса. Психоэмоциональный стресс.
3
3



8.3.
Релаксация.
Практическая работа с учащимися по программам релаксации.
3

3


9
Общая стратегия построения общества устойчивого развития.
12
9
3


9.1.
Общая стратегия построения общества устойчивого развития.
3
3



9.2.
Международное сотрудничество в охране окружающей среды. Основы и рационального управления природными ресурсами и их использование.
3
3



9.3.
Экономика природопользования. За чистоту родного края, или что могут несколько человек.
3
3



9.4.
Анкетирование «Отношение человека к природе». Анализ и выводы.
3

3


10
Весенне-летний практикум по экологическим исследованиям .
18

3
15

10.1.
Сравнительный анализ влияния абиотических и антропогенных факторов на леса в окрестностях города Майкопа.
3


3

10.2.
« Оценка состояния городских зеленых насаждений гМайкопа»
3


3

10.3.
« Мониторинговые исследования качественных и количественных показателей видового состава зоопланктона и зообентоса водоемов г. Майкопа».
3


3

10.4.
« Оценка визуально-психологического комфорта в условиях искусственной урбанизированной среды г. Майкопа».
3


3

10.5.
« Оценка масштабов загрязнения воздуха автотранспортом в городе Майкопа».
3


3

10.6.
Обработка результатов исследований.
3

3


11
Подведение итогов.
6

6



Итого:
216
104
88
24

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей РА
«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»



«У Т В Е Р Ж Д А Ю»:
Директор РЦДОД

__________ А.И. Клёнов
«___»__________2014 г.

Принят на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____
от «___»__________2014 г.




Дополнительная образовательная программа
кружка «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»



Направленность эколого-биологическая

Срок реализации программы 2 года

Вид программы модифицированная

Возраст обучающихся 14 – 16 лет

Педагог дополнительного образования Садова Маргарита Анатольевна










г.Майкоп, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа отражает эколого-биологическую направленность дополнительной образовательной программы. Данная программа является модификационной, за основу взята типовая программа «Юные экологи» из сборника «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, «Исследователи природы» под редакцией И.В. Костинской и авторская программа " Экология человека" – Макеевой М.А.
Данная дополнительная образовательная программа актуальна, т.к. направлена на формирование экологической культуры воспитанников, привлечение внимания к вопросам охраны окружающей среды.
Педагогическая целесообразность выбора данной дополнительной образовательной программы исходит их интересов воспитанников, актуальности экологического образования (приказ МО РФ № 237 от 07.06.93., № 431 от 13.10.93 «О непрерывном экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях» и нормативных документов в системе образования – Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, в которой большой акцент делается на компетентностный характер получаемых знаний.

Программа кружка рассчитана на два года обучения. В программах "Основы экологии и охраны природы" 1-года обучения и "Экология человека" 2 года обучения значительное место отведено описанию процессов и механизмов, свойственных всем живым организмам. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рост народонаселения породили серьезные экологические проблемы. Поиск эффективных путей преодоления указанных проблем невозможен без понимания закономерностей функционирования биологических систем, включая человека и среды их обитания. Все это способствует формированию экологического типа мышления, совершенно необходимого для гражданина III тысячелетия. Прежде всего, большая часть времени уделяется не на рассмотрение готовых знаний, а на пути их получения. Осуществляется попытка к интеграции знаний. В программе наблюдается взаимопроникновение идей и методов различных наук и между разными разделами курсов. И это объясняется тем, что выход из любой серьёзной проблемы требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон. Вместе с тем, поэтапное обучение по спирали курсов программы "Основы экологии и охраны природы" позволяет сформировать у учащихся целостное представление о природе, месте и роли человека в нем, способствует пониманию экологических проблем, вставшие сейчас перед человечеством, комплексному подходу к их решению и выработку практических умений у кружковцев, их готовности к активным действиям по охране природы.
Программа кружка предусматривает творчество и широкий простор для инициативы в рамках изучения большинства разделов курсов, особенно 2 года изучения. Важным элементом в программе является большое количество практических и творческих заданий.
В программе закладываются основы понимания учащимися взаимосвязи природы и общества, бережного отношения к природе и здоровью человека.


Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи:
Обучающие:
исследование функционального состояния человека и состояний природной, природно-антропогенной, производственной и социальной среды, изучение приспособительных изменений, происходящих в человеческом организме (группах населения) в зависимости от природных и социальных условий жизни.
использование активных методов обучения (дискуссии, имитационные игры, конференции, семинарские занятия, проблемные лекции и т.д.), обеспечивающие включение учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность в процессе изучения содержания программы.

Развивающие:
развитие аналитической культуры старшеклассников, научного мировоззрения.

Воспитательные:
привлечение учащихся к изучению экологического состояния окружающей среды и её сохранения;
воспитание у учащихся активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, своему здоровью.
формирование у учащихся гуманного и ответственного отношения к природе, нового экологического мышления.

Курс программы 1 года обучения кружка рассчитан на учащихся 9-11 классов, в группе могут обучаться как мальчики, так и девочки в количестве 10-15 человек. Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, состоит из отдельных взаимосвязанных этапов. Программа рассчитана на 2 года обучения ( 1 год – 144 часа, 2 год – 192 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа с 10 минутным перерывом - 1 год обучения; 2 раза в неделю по 3 академических часа с 10 минутным перерывом – 2 год обучения.
На теоретическую часть отводится больше времени, чем на практическую часть, в связи с отсутствием хорошо оборудованной химико-биологической лаборатории. Теоретическая подготовка осуществляется за счет лекций и бесед на современном научном уровне по плану кружка. В теоретической подготовке важным звеном является работа с научной литературой, на это отводится специальное время. Запланирована реферативная работа по проблемам человечества и экологии, где преподаватель проводит консультирование и собеседование по теме реферата на городскую конференцию по экологически и природоохранным темам, которые традиционно проводятся в нашем городе СЮН.
При выполнении практической работы определенное время отводится правилам техники безопасности. Необходимо постоянно воспитывать у учащихся навыки труда: соблюдать чистоту и порядок, аккуратность при выполнении эксперимента. Запланирован коллективный эксперимент по микробиологии, в котором у каждого кружковца будет своя роль и место в постановке этого эксперимента. Это запланировано с целью воспитания ответственности и значимости каждого при выполнении данной работы. Результатом проделанного эксперимента должен быть отчет, где включены разделы: введение, литература, методика исследований, экспериментальные данные и их обсуждение. Выводы подводят итог обсуждению экспериментальной задачи, намечают перспективы и необходимость постановки очередных экспериментов.
В результате разнообразных теоретических и практических работ у учащихся углубляется, расширяется, прививаются исследовательские умения и навыки.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса учащиеся будут знать:
- об экологии как науке, исследующей отношения организмов между собой и окружающей средой;
- об основных понятиях экологии человека и соотношение её с другими науками;
- об эволюционных аспектах экологии человека;
- об экологических факторах, их действия на человека;
- об экологических кризисах в прошлом человечества и особенности современного экологического кризиса;
- о понятиях экологической проблемы и экологических проблемах Республики Адыгея;
- об экологическом развитии и воздействии на природную среду;
- об изменениях во взаимоотношениях «Человек-природа»;
- о значении природы для человека;
- о масштабах воздействия человека на природу;
- о значении сред жизни для человека;
- об особенности экологии человека в урбанизированных территориях, сельской местности, жилище;
- о понятиях качество жизни, качество среды и качество здоровья населения;
- о проблемах образа жизни и качества жизни в исследованиях по экологии человека (проблемы алкоголизма, курения, наркомании, общественной нравственности);
- о понятиях экологической безопасности, экологического мониторинга;
- об прикладных аспектах экологии человека;
- о понятии оптимизации природной среды на основе изучения отношений «человек-природа - общество – производство»;
- о принципах создания ноосферы, как условия сохранения человеческой цивилизации;
Учащиеся будут уметь:
- давать определение экологии как науке, исследующей отношения организмов между собой и окружающей средой;
- пользоваться основными понятиями экологии человека;
- характеризовать эволюционные аспекты экологии человека;
- объяснить действие экологических факторов на человека;
- характеризовать причины экологических кризисов;
- объяснять изменения во взаимоотношениях «Человек-природа»;
- характеризовать значение природы для человека и понятие равновесия в экосистеме;
- объяснять масштабы воздействия человека на природу и значение сред жизни для человека;
- характеризовать понятие качество жизни, качество среды и качество здоровья населения;
- объяснять проблемы образа жизни и качества жизни в исследованиях по экологии человека (проблемы алкоголизма, курения, наркомании, общественной нравственности);
- характеризовать понятие экологической безопасности, экологического мониторинга;
- приводить примеры прикладных аспектов экологии человека;
- разъяснять понятие оптимизации природной среды на основе изучения отношений «человек-природа - общество – производство»;
- проводить лабораторные и практические исследования;
- обобщать материал, пользоваться разнообразными источниками информации.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

выставки детских работ;
тематические выступления;
природоохранные мероприятия;
презентации.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов




теор.
учеб.
занят.
практ.
учеб.
занят.
выезд. учеб.
занят.

1
Введение
2
2
-
-


2

Предмет и задачи экологии.

10
6
4
-

3

Среда обитания.
Экологические факторы.
16
14
2

-


4
Свет как абиотический фактор.
12
8
2
2

5
Вода как абиотический фактор.

8
8
-
-

6
Температура как абиотический фактор.

10
8
2
-

7
Деятельность человека как экологический фактор.
18
10
4
4

8
Экологические проблемы человечества.

16
12
4
-

9
Биогеоценоз леса и его охрана.

16
14
2
-

10
Современное состояние атмосферы. Охрана воздуха.
20
16
4
-

11
Охрана водных систем. Вода в природе.
14
14
-
-

12
Итоговое мероприятие: «Сохраним наш хрупкий мир».
2
-
2
-


Итого:
144
112
26
6


Второй год обучения

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов




теор.
учеб.
занят.
практ.
учеб.
занят.
выезд. учеб.
занят.

1
Вводное занятие:
" Я и Природа».

·3
2
1


2
Человек и окружающая природная среда. Природные ресурсы и их рациональное использование
51
9
39
3

3
Комплексное понимание человека.
Национальные экологические традиции и их изучение.
9
6
3


4
Человек и индивидуальность.
9
6
3


5
Поведение и сознание. Особенности психической деятельности человека.
3
3



6
Биологические механизмы работа мозга.
9
9



7
Качество окружающей среды и здоровье человека.
60
40
20


8
Адаптация, её значение в экологии.
6
3
3


9
Общая стратегия построения общества устойчивого развития
12
9
3


10
Весенне-летний практикум по экологическим исследованиям
24

12
12

11
Индивидуальная работа с учащимися.
30

30



Итого:
216
87
114
15


РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ

Первый год обучения

Введение.

Знакомство с планом работы объединения. Организационные вопросы по методике работы в классе и на природе. Инструктаж по технике безопасности. Выбор старосты.

Предмет и задачи экологии.

Экология как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Почему возникла необходимость экологических знаний для современного человека. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Нарушение равновесия в живой природе. Экологическая обстановка в нашем районе.

Практическая работа.1.Как правильно вести фенологические наблюдения в природе. 2. Выявление источников загрязнения по своему краю.

Среда обитания. Экологические факторы.

Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Воздействие среды на организм. Экологические факторы. Понятие о прямом и косвенном воздействии экологических факторов. Диапазон действия фактора: эврибионты. Средообразующая деятельность живых организмов. Местообитание и экологические ниши.

Практическая работа «Адаптация животных и растений, живущих в сходных условиях».

Экскурсия в природу по теме «Растительные сообщества».

Свет как абиотический фактор.

Свет – основной источник в живой природе. Влияние солнечного спектра, продолжительности, периодичности, интенсивности, освещенности на рост и развитие организмов. Роль хлорофиллоносных растений. Приспособление к поглощению световой энергии у растений и животных. Светолюбивые, теневые, теневыносливые виды. Активность животных, ведущих дневной, ночной, сумеречный образ жизни. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. Понятия о биоритмах.

Практическая работа. «Влияние освещенности на распределение животных и их образ жизни».

Экскурсия. Проведение наблюдений по суточной активности зимующих птиц. Составление графиков активности. Выявление влияния освещенности, ее интенсивности и периодичности на распределение животных и их образ жизни (по следам жизнедеятельности), суточную, сезонную активность в различных биоценозах.

Вода как абиотический фактор.

Вода в составе живых организмов. Физическое состояние воды, распределение влаги в течение сезонов, характер осадков и влияние их продолжительности на организмы. Приспособление организмов к условиям водного режима (влажности): морфологическое, физическое и поведенческое. Организмы-эфемеры. Разделение организмов на гигрофильные, мезофильные, ксерофильные.
Пресные воды – наше богатство. Дефицит пресной воды в природе. Источники загрязнения вод. Загрязнение питьевой воды .Рациональное использование воды.

Температура как абиотический фактор.

Температура (тепловой режим) и физиологические процессы в организме. Теплолюбивые (термофилы) и холодолюбивые (криофилы) организмы. Влияние оптимальных температур, сезонных и суточных колебаний на рост и развитие организмов, их распространение и поведение. Классификация организмов по температурному фактору. Морфологическая, физиологическая, поведенческая приспособленность организмов к температурному фактору и его колебаниям. Правила Бергмана и Аллена у животных. Миграция и перелеты. Классификация растений по морфологическому и физиологическому приспособлениям к низким температурам: эпифиты, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички, травянистые, полукарлики. Жизненные формы растений.

Практическая работа. Выяснение роли суточных колебаний на распределение, активность и поведение животных в различных биоценозах.

Деятельность человека как экологический фактор.

Использование человеком природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды. Мусор как фактор загрязнения. Влияние человека на сообщества растений и животных. Отходы сельского хозяйства.

Практическая работа. Провести наблюдения и сбор материалов по влиянию объектов промышленности или сельского хозяйства на изменение окружающей среды.
Экскурсия в природу «положительные и отрицательные действия антропогенных факторов.

Экологические проблемы человечества.

Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, нарушение озонового слоя, кислотные дожди, сведение лесов. Экология и генетика. Знакомство с писателями – натуралистами.

Практическая работа. « Сохраним генофонд планеты», составление презентаций
Ознакомление с основами добычи нефти в наших краях.

Просмотр в\ф «Глобальные экологические проблемы».

Биогеоценоз леса и его охрана.

Лес как основной компонент окружающей среды. Народно-хозяйственное значение леса. Роль зеленых насаждений в жизни человека. Лес как источник древесины. Лес – место обитания диких животных. Пищевые цепи. Лесовосстановление. Засорение леса. Исчезновение лесов. Охрана и рациональное использование лесов.

Мероприятие «Международный день знаний о лесе».

10.Современное состояние атмосферы. Охрана воздуха.

Значение воздуха для живых организмов. Влияние чистого воздуха на здоровье человека. Зеленые растения и их роль в очистке воздуха. Источники загрязнения воздуха. Глобальные экологические проблемы.

Практическая работа. Определение загазованности окружающего воздуха по лишайникам в лесу и на территории школы. Выявление вреда, причиняемого загрязнением воздуха на данной местности.

Исследовательская работа. Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха нашего края.

Охрана водных систем. Вода в природе.

Вода – как чудо природы. Вода и живые организмы. Круговорот воды в природе. Пресные воды – наше богатство. Дефицит пресной воды в природе. Источники загрязнения вод. Загрязнение питьевой воды. Рациональное использование воды.

12. Подведение итогов.

Итоговое мероприятие «Сохраним наш хрупкий мир».

Второй год обучения.

1.Вводное занятие "Я и Природа".

История взаимоотношений человека и природы. Самооценка отношения к природе.

2. Человек и окружающая природная среда. Природные ресурсы и их рациональное использование и охрана.

Среда обитания человека. Деятельность человека как экологический фактор. Антропогенные экологические системы. Экологические кризисы в истории человечества. Основные причины экологического кризиса. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения: экологические проблемы и охрана воздушного бассейна, водных акваторий, почв, радиоактивное загрязнение среды, проблема бытовых и промышленных отходов, истребление лесов, проблемы урбанизации. Атмосфера, современные способы очистки выбросов. Гидросфера, современные способы очистки сточных вод. Охраняемые территории: проблемы и перспективы.

Экскурсия в городской комитет природы к ведущим специалистам и экспертам.

Самостоятельная работа по решение задач на моделирование экологических ситуаций по теме: «Экологические катастрофы».

Практическая работа: «Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды»

Практическая работа над реферативным материалом по теме: «Экология сегодня и завтра».
Индивидуальные консультации по подготовке научно-исследовательских и реферативных работ.

Участие учащихся в конференции по теме: "Экология сегодня и завтра"

3.Комплексное понимание человека.

Человек как биопсихосоциальный субъект. Комплексное исследование – человек - общество. Поведение и воспитание. Нормы экологического бытия. Национальные экологические традиции и их изучение: экологические традиции нижегородских мари, мордвы, русских, татар-мишарей. Рекомендации по изучению экологических традиций разных народов.

4.Человек и его индивидуальность.

Общие закономерности психического развития человека. Понятие возраста и возрастных особенностей. Развитие личности и формирование индивидуальности человека. Экология пространства. Типизация различных темпераментов их классификация. Экологическая этика и экологический гуманизм. Значение общения с природой в формировании личности.
Практическая работа: " Исследования ощущения человека в различных пространствах. Поведения и восприятия человеком определенной территории".

5. Поведение и сознание. Особенности психической деятельности человека.

Сознание: проявление двуполушарности мозга. Умственный потенциал человека. Гигиена умственного труда. Творчество - как высшая психическая активность человека.

6. Биологические механизмы работа мозга.

Стимуляция работы мозга. Биоритмы и биологические часы. Проблемы регуляции биологической активности нервной системы и мозга. Связь и аналогия функционирования между нервной и иммунной системами. Роль серотониновой системы. Значение медиаторов в регуляции активности мозга. Многообразие поведенческих реакций организма. Искусственный интеллект XI века.

7.Качество окружающей среды и здоровье человека.

Общее понимание здоровья. Формирование здоровья ребенка. Изменение патологии за последнее время. Роль наследственности и среды в формировании нормального и патологически измененного фенотипа человека.
Химические загрязнение среды и здоровье человека. Канцерогенные факторы жилища человека. Симптомы при отравлениях химическими веществами. Способы уменьшения вреда от химических загряз нений.
Пищевые добавки, их классификация. ПДН, необходимые в техническом процессе производства пищевых продуктов. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Коды стран по данным международной организации ЕАН. Наиболее вредные добавки.
Самостоятельная работа по теме: «Оценка качества воздуха, воды и пищевых продуктов при химическом загрязнении среды».
Практическая работа: «Определение кислотности почв»
Практическая работа по теме: «Оценка загрязненности местности твердыми отходами»
Практическая работа: «Оценка газоустойчивости древесно-кустарниковых и травянистых растений»
Практическая работа: «Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории».
Практическая работа: «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта»
Методы биоиндикации загрязнений наземных и водных экосистем.
Биологические загрязнения и болезни человека.
Практическая работа по теме: «Санитарно-эстетическая оценка школьного помещения и рабочего места»
Практическая работа: «Составление экологического паспорта школы»
Физические факторы среды и самочувствие человека. Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение среды. Аудиэкология или шум вредящий и помогающий. Ландшафт как фактор здоровья человека.
Практическая работа по теме: «Знакомство с планировкой пришкольной территории». Питание и здоровье человека. Человек - сбалансированная саморегулирующаяся система. Адекватно-раздельное питание.
Практическая работа: «Первичная экологическая экспертиза упакованных продуктов питания».
Макробиотика питания. От сауны до асаны. Водолечение и здоровье человека. Фитотерапия и здоровье человека.
Практическая работа по составлению лекарственных сборов из трав для лечения основных систем органов человека.

8.Адаптация, её значение в экологии.

Адаптация как приспособление. Различные виды адаптации человека. Адаптация и реактивность. Проблемы хронобиологии и адаптации. Экологическая адаптация. Стресс. Реакция иммунной системы на стресс. Отдалённые последствия стресса. Психоэмоциональный стресс. Релаксация.
Практическая работа с учащимися по программам релаксации.
Кризис, тревожность и депрессия. Программы по преодолению кризиса в жизни человека, тревожности, депрессии.

9.Общая стратегия построения общества устойчивого развития.

Общая стратегия построения общества устойчивого развития. Перспективы развития энергетики. Международное сотрудничество в охране окружающей среды. Основы и рационального управления природными ресурсами и их использование. Экономика природопользования. За чистоту родного края, или что могут несколько человек.

10.Весенне-летний практикум по экологическим исследованиям.

« Оценка состояния городских зеленых насаждений г. Майкопа».

« Мониторинговые исследования качественных и количественных показателей видового состава зоопланктона и зообентоса водоемов г. Майкопа».

« Оценка визуально-психологического комфорта в условиях искусственной урбанизированной среды г. Майкопа».

« Оценка масштабов загрязнения воздуха автотранспортом в городе Майкопе ».

« Сравнительный анализ видового состава лихенофлоры на территориях памятников природы Республики Адыгея».


11.Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка учащихся ориентирована на следующие виды будущей профессиональной деятельности:
- научные исследования в области экологии и охраны природы в академических учреждениях и вузах;
- оценку воздействий на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности, проектирование мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, контроль и прогноз загрязнений природной среды в органах охраны природы.
- управление природопользованием в экологических службах ведомств, муниципалитетов и предприятий, в проектных организациях;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Одна из наиболее распространенных форм кружковых занятий – экскурсии в природу. Они дают возможность руководителю углубить интересы учащихся. На экскурсиях в природу кружковцы накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, экскурсии помогают формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.
Экскурсии с юннатами должны иметь краеведческий характер. Пристальное внимание юннатов следует направить на изучение и охрану природы своего края. Экскурсии и однодневные походы по родному краю научат разумному использованию, охране и приумножении природных богатств.
Методика работы педагога в ходе освоения программы имеет первостепенное значение. Очень важно «идти от ребенка» - исходить из его потребностей, из возможностей учебной группы. Поэтому необходимо искать такие формы проведения занятий, которые в меньшей степени воздействовали бы на ребенка, обеспечивая максимально эффективное взаимодействие с ним. В этой связи приоритет отдается развивающим и творческим заданиям, которые помогают детям выразить личное отношение к изучаемым явлениям, осмыслить и глубоко прочувствовать все, что происходит на занятии.
Диапазон сведений, предлагаемый учащимся в ходе освоения программы, может широко варьировать. Любая – с учетом возрастных особенностей – информация о природе, если она подкреплена личным опытом детей, интересна для них, воспринимается живо, находит отклик. Материал каждого занятия призван, иллюстрировать основные экологические понятия, такие как приспособление растений и животных к условиям местообитания, взаимозависимость природных компонентов, роль организмов в природе.
Один из способов организации деятельности в процессе реализации программы – выполнение заданий в форме докладов и презентаций. Задания позволяют ребенку выразить свое отношение к изученному, закрепить полученные знания. Домашние задания помогают привлечь внимание родителей к занятиям детей.
Темы докладов и презентаций:
Природа – наш общий дом.
Среды жизни – вода, суша, почва.
Пресные воды – богатство нашей планеты.
Адаптация организмов.
Источники загрязнения воды.
Мусор – бич XXI века.
Глобальные экологические проблемы.
Леса – легкие нашей планеты.
Источники загрязнения атмосферы.

В ходе каждого занятия педагог наблюдает за работой детей, оценивая степень их вовлечения в различные виды деятельности, устойчивость интереса, эмоциональное состояние.
Выбор средств обучения определяется психологическими особенностями и потребностями детей, целями и содержанием программы. Известно, что общение с природой – одна из основных потребностей старших дошкольников и младших школьников. Ребенок должен не только видеть, слышать учебный материал, но иметь возможность пользоваться в процесс образования осязанием, обонянием, двигаться, вживаться в образ, играть. Любая информация, которая преподносится детям на занятии – в классе или на природе – должна опираться на чувство, эмоции ребенка. Интерес детей имеет не столько созерцательную, познавательную, сколько эмоциональную основу.
При изучении дополнительной образовательной программы кружка «Основы экологии и охраны природы» используются следующие формы занятий, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Первый год обучения

Введение
Форма занятия – беседа, экскурсия. Обязателен инструктаж по технике безопасности.
Методы – словесные (рассказ), наглядные (демонстрация натуральных объектов), аудиовизуальные.

Предмет и задачи экологии.
Форма занятия – беседа, дискуссия, учебная игра.
Методы – словесные (беседа, объяснение, рассказ), наглядные (демонстрация опытов, изобразительных пособий, натуральных объектов), практические, логические.
Формы подведения итогов – тесты, практические задания, взаимопроверка.

Среда обитания. Экологические факторы.
Форма занятия – беседа, дискуссия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные.
Формы подведения итогов – тесты, викторины, экологический диктант, взаимопроверка.

Свет как абиотический фактор.
Форма занятия – беседа, дискуссия, экскурсия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные, практические, аудиовизуальные.
Формы подведения итогов – тесты, практические работы.

Вода как абиотический фактор.
Форма занятия – беседа, дискуссия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические.
Формы подведения итогов – тесты, практические работы, диспут.

Температура как абиотический фактор.
Форма занятия – беседа, экскурсия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные, практические, проблемные.
Формы подведения итогов – практические работы, карточки, презентации.

Деятельность человека как экологический фактор.
Форма занятия – беседа, семинар.
Методы – словесные, наглядные, практические.
Формы подведения итогов – тесты, конференция.

Экологические проблемы человечества.
Форма занятия – дискуссия, экскурсия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные, практические.
Формы подведения итогов – практические работы, карточки.

Биогеоценоз леса и его охрана.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практические.
Формы подведения итогов – практические задания, итоговое мероприятие.

Современное состояние атмосферы. Охрана воздуха.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

Охрана водных систем. Вода в природе.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

Подведение итогов.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, итоговое мероприятие.

Второй год обучения
1." Я и Природа».
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

2.Человек и окружающая природная среда. Природные ресурсы и их рациональное использование.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

3.Комплексное понимание человека.
Национальные экологические традиции и их изучение.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

4.Человек и индивидуальность.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

5.Поведение и сознание. Особенности психической деятельности человека.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

6.Биологические механизмы работа мозга.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

7.Качество окружающей среды и здоровье человека.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

8.Адаптация, её значение в экологии.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

9.Общая стратегия построения общества устойчивого развития.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
10.Весенне-летний практикум по экологическим исследованиям.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.

Индивидуальная работа с учащимися.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.



Перечень оборудования, необходимого для реализации программы:
плакаты,
видеофильмы,
слайды,
карточки с изображением различных растений, животных
микроскопы,
канцелярские лупы,
пинцеты,
микропрепараты,
влажные препараты,
планшеты,
гербарий различных растений,
живые растения,
иллюстрации, фотографии, планшеты, открытки,

СПИСОК литературЫ

Для педагога:

1.
Алексеев В.А., 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль: Академия развития, 1997

2.
Анашкина Е.Н., 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997

3.
Бобров Р., Всё о национальных парках. – М.: Молодая гвардия, 1987

4.
Виленский Е.Р., Растение раскрывает свои тайны. – М,: Колос, 1964

5.
Губарева И.В., Программа «Юный эколог». – В.Новгоро.: РЦРО, 2001.-16 с.

6.
Ефремов Ю.К., Природа моей страны – М,: Мысль, 1985

7.
Ленькова А., Оскальпированная земля. – М,: Прогресс, 1971

8.
Литинецкий И.Е., На пути к бионике. – М,: Просвещение, 1972

9.
Рик Моррис, Тайны живой природы. – М,: Росмэн, 1996

10.
Родионова И.А., Глобальные проблемы человечества. – М., 1995

11.
Сорокоумова Е.А.,Уроки Экологии в начальной школе. – АО «Мэрил», 1994

12.
Тарабанина Т.И., И учеба и игра: природоведении е. – Ярославль: Академия развития, 1997

13.
Цветкова И.В., Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997

14.
Экология России. Хрестоматия – М., 1995


Для учащихся:

1.
Акимушкина И., Причуды природы., Ч.1,2. – М.: Юный натуралист, 1992

2.
Багрова Л.А., Я познаю мир. – М.,: АСТ, 1997

3.
Любимцев В.В., Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? – М.,: Дрофа, 1995

4.
Рянжин С.В., Экологический букварь. – С-Петербург, 1994

5.
Состояние окружающей среды Новгородской области.- Великий Новгород, 2003-2004 годы./аналитический сборник.

6.
Бухвалов В.А, Богданова Л.В, Купер Л.З., Экологическая экспертиза.- М.: Варяг,1995.-191 с.

7.
Журнал «Муравейник»

8.
Журнал «Юный натуралист»

9.
Глобальная сеть Интернет.






















13PAGE 15







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915