Дополнительная образовательная программа кружка «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»
Министерство образования и науки Республики Адыгея
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей РА
«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»:
Директор РЦДОД
__________ А.И. Клёнов
«___»__________2014 г.
Принят на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____
от «___»__________2014 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ и ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»
на 2014-2015 учебный год
педагог дополнительного образования по совместительству
при ГБОУ РА «Майкопский политехнический техникум»
Садова Маргарита Анатольевна
Первый год обучения
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов
теор.
учеб.
занят.
практ.
учеб.
занят.
выезд. учеб.
занят.
1
Введение
2
2
-
-
1.1
Ознакомление с планом работы кружка.
2
2
-
-
2
Предмет и задачи экологии.
10
6
4
-
2.1.
Природа – наш общий дом.
2
2
-
-
2.2.
Законы экологии.
Экология и экономика в собственном кошельке.
2
2
-
-
2.3.
Экологическая грамотность – спасение нашей планеты.
2
2
-
-
2.4.
Фенологические наблюдения в природе.
2
-
2
-
2.5.
Экологическая обстановка в республике Адыгея.
2
-
2
-
3
Среда обитания.
Экологические факторы.
16
12
2
2
3.1.
Среды жизни – вода, суша, почва.
2
2
-
-
3.2.
Воздействие среды на организм.
2
2
-
-
3.3.
Прямое и косвенное воздействие экологических факторов.
2
2
-
-
3.4.
Адаптация организмов.
2
1
1
-
3.5.
Местообитание организмов.
Экологическая ниша.
2
2
-
-
3.6.
Типы экологических воздействий.
2
1
1
-
3.7.
Конкурентные взаимодействия.
2
2
-
-
3.8.
Экскурсия «Растительные сообщества»
2
-
-
2
4
Свет как абиотический фактор.
12
6
4
2
4.1.
Свет – основной источник в живой природе.
2
2
-
-
4.2.
Влияние света на жизнедеятельность организмов.
2
2
-
-
4.3.
Влияние освещенности на распределение животных и их образ жизни
2
-
2
-
4.4.
Приспособление к поглощению световой энергии у растений и животных.
2
2
-
-
4.5.
Экскурсия «Суточная активность птиц»
2
-
-
2
4.6.
Составление графиков активности птиц.
2
-
2
-
5
Вода как абиотический фактор.
16
16
-
-
5.1.
Вода – самое важное вещество на Земле. Вода в природе.
2
2
-
-
5.2.
Вода и живые организмы.
2
2
-
-
5.3.
Приспособленность живых организмов к условиям водного режима.
2
2
-
-
5.4.
Пресные воды наше богатство.
2
2
-
-
5.5.
Дефицит пресной воды в природе.
2
2
-
-
5.6.
Источники загрязнения воды.
2
2
-
5.7.
Рациональное использование воды.
2
2
-
-
5.8.
Диспут: « «Бомба замедленного действия» - вода. Ее гибель – наша гибель».
2
2
-
-
6
Температура как абиотический фактор.
10
8
2
-
6.1.
Температура и физиологические процессы в организме.
2
2
-
-
6.2.
Классификация организмов по температурному фактору.
2
2
-
-
6.3.
Приспособленность организмов к температурному фактору и его колебаниям.
2
2
-
-
6.4.
Классификация растений по приспособленности к низким температурам.
2
2
-
-
6.5.
Роль суточных колебаний на активность и поведение животных.
2
-
2
-
7
Деятельность человека как экологический фактор.
12
8
2
2
7.1.
История взаимоотношений между природой и человеком.
2
2
-
-
7.2.
Природопользование и экологические проблемы.
2
2
-
-
7.3.
Мусор – как фактор загрязнений.
2
2
-
7.4.
Конференция: « «Бомба замедленного действия» - мусор. Единственный выход - вторичное сырье.
2
-
2
-
7.5.
Влияние человека на сообщества растений и животных.
2
2
-
-
7.6.
Экскурсия «Положительное и отрицательное действие антропогенных факторов».
2
-
-
2
8
Экологические проблемы человечества.
18
10
8
-
8.1.
Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, нарушение озонового слоя.
2
2
-
-
8.2.
Глобальные экологические проблемы.
2
2
-
-
8.3.
Пути решения экологических проблем.
2
2
-
-
8.4.
Беседа о писателях-натуралистах «Они любили свою Землю».
2
-
2
-
8.5.
Окружающая среда и здоровье человека.
2
2
-
-
8.6.
Экология и генетика.
2
2
-
-
8.7.
Сохраним генофонд планеты.
2
-
2
-
8.8.
Словарик юного эколога.
2
-
2
-
8.9.
Просмотр в/ф «Глобальные экологические проблемы»
2
-
2
-
9
Биогеоценоз леса и его охрана.
18
14
4
-
9.1.
Лес – основной компонент окружающей среды.
2
2
-
-
9.2.
Народно-хозяйственное значение леса.
2
2
-
-
9.3.
Роль зеленых насаждений в жизни человека.
Леса – легкие нашей планеты.
2
2
-
-
9.4.
Лес – местообитание диких животных.
2
2
-
-
9.5.
Средства передвижение у животных.
2
2
-
-
9.6.
Человек – друг или враг?
2
2
-
-
9.7.
Охрана и рациональное использование лесов.
2
2
-
-
9.8.
Мероприятие «Международный день знаний о лесе»
4
-
4
-
10
Современное состояние атмосферы. Охрана воздуха.
14
8
6
-
10.1
Значение воздуха для живых организмов.
2
2
-
-
10.2
Влияние чистого воздуха на здоровье человека.
2
2
-
-
10.3.
Источники загрязнения воздуха.
2
2
-
-
10.4.
Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха в Республике Адыгея.
2
-
2
-
10.5.
«Бомба замедленного действия» - воздух. Изменения в глобальном масштабе.
2
2
-
-
10.6.
Составление и демонстрация презентаций «Современное состояние атмосферы».
4
-
4
-
11
Подведение итогов.
4
-
4
-
11.1.
Итоговое мероприятие «Сохраним наш хрупкий мир».
4
-
4
-
Итого:
132
90
36
6
Министерство образования и науки Республики Адыгея
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей РА
«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»:
Директор РЦДОД
__________ А.И. Клёнов
«___»__________2014 г.
Принят на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____
от «___»__________2014 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ и ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»
на 2014-2015 учебный год
педагог дополнительного образования по совместительству
при ГБОУ РА «Майкопский политехнический техникум»
Садова Маргарита Анатольевна
Второй год обучения
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов
теор.
учеб.
занят.
практ.
учеб.
занят.
выезд. учеб.
занят.
1
Вводное занятие:
" Я и Природа».
3
2
1
1.1.
История взаимоотношений человека и природы. Самооценка отношения к природе.
3
2
1
2
Человек и окружающая природная среда. Природные ресурсы и их рациональное использование.
63
26
28
9
2.1.
Среда обитания человека.
3
3
2.2.
Деятельность человека как экологический фактор.
3
3
2.3.
Природные и антропогенные источники веществ-загрязнителей окружающей среды.
3
2
1
2.3.
Антропогенные экологические системы.
3
3
2.4.
Экологические кризисы в истории человечества.
3
3
2.5.
Основные причины экологического кризиса.
3
3
2.6.- 2.8.
Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения: экологические проблемы и охрана воздушного бассейна, водных акваторий, почв, радиоактивное загрязнение среды, проблема бытовых и промышленных отходов, истребление лесов, проблемы урбанизации.
9
9
2.9.
Атмосфера. Современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ).
3
3
2.10.
Гидросфера. Современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические).
3
3
2.11.
Экскурсия на несанкционированные свалки.
3
3
2.12.
Экскурсия на очистные сооружения.
3
3
2.13.
Охраняемые территории: проблемы и перспективы
3
3
2.14.
Экскурсия в городской комитет природы к ведущим специалистам и экспертам.
3
3
2.15.
Самостоятельная работа по решение задач на моделирование экологических ситуаций по теме: «Экологические катастрофы».
3
3
2.16.
Практическая работа: «Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды».
3
3
2.17.
Практическая работа над реферативным материалом по теме: «Экология сегодня и завтра».
3
3
2.18.
Создание (просмотр) мультимедийных презентаций.
3
3
2.19.
Создание (просмотр) мультимедийных презентаций.
3
3
2.20.
Участие учащихся в конференции по теме: "Экология сегодня и завтра".
3
3
3
Комплексное понимание человека.
Национальные экологические традиции и их изучение.
9
6
3
3.1.
Человек как биопсихосоциальный субъект. Комплексное исследование – человек - общество.
3
3
3.2.
Поведение и воспитание. Нормы экологического бытия.
3
3
3.3.
Национальные экологические традиции и их изучение: экологические традиции русских и адыгов.
3
3
4
Человек и индивидуальность.
12
9
3
4.1.
Общие закономерности психического развития человека. Понятие возраста и возрастных особенностей.
3
3
4.2.
Развитие личности и формирование индивидуальности человека. Экология пространства.
3
3
4.3.
Типизация различных темпераментов их классификация. Экологическая этика и экологический гуманизм. Значение общения с природой в формировании личности.
3
2
1
4.4.
Практическая работа: " Исследования ощущения человека в различных пространствах. Поведения и восприятия человеком определенной территории".
3
1
2
5
Поведение и сознание. Особенности психической деятельности человека.
3
3
5.1.
Сознание: проявление двуполушарности мозга. Умственный потенциал человека. Гигиена умственного труда. Творчество - как высшая психическая активность человека.
3
3
6
Биологические механизмы работа мозга.
9
9
6.1.
Стимуляция работы мозга. Биоритмы и биологические часы. Проблемы регуляции биологической активности нервной системы и мозга.
3
3
6.2.
Связь и аналогия функционирования между нервной и иммунной системами. Роль серотониновой системы. Значение медиаторов в регуляции активности мозга.
3
3
6.3.
Многообразие поведенческих реакций организма. Искусственный интеллект XI века.
3
3
7
Качество окружающей среды и здоровье человека.
72
37
35
7.1.
Общее понимание здоровья. Формирование здоровья ребенка.
3
3
7.2.
Роль наследственности и среды в формировании нормального и патологически измененного фенотипа человека.
3
3
7.3.
Химические загрязнение среды и здоровье человека. Симптомы при отравлениях химическими веществами.
3
3
7.4.
Способы уменьшения вреда от химических загряз нений.
3
2
1
7.5.
Самостоятельная работа по теме: «Оценка качества воздуха, воды и пищевых продуктов при химическом загрязнении среды».
3
3
7.6.
Практическая работа: «Определение кислотности почв»
3
3
7.7.
Практическая работа по теме: «Оценка загрязненности местности твердыми отходами»
3
3
7.8.
Практическая работа: «Оценка газоустойчивости древесно-кустарниковых и травянистых растений»
3
3
7.9.
Практическая работа: «Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории».
3
3
7.10.
Биологические загрязнения и болезни человека.
3
3
7.11.
Практическая работа по теме: «Санитарно-эстетическая оценка школьного помещения и рабочего места»
3
3
7.12.
Практическая работа: «Составление экологического паспорта школы»
3
3
7.13.
Мониторинг естественного и искусственного освещения.
Практическая работа «Искусственное и естественное освещение кабинетов, рекреаций»
3
2
1
7.14.
Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты.
Практическая работа «Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты», «Изучение вентиляционного режима помещений».
3
1
2
7.15.
Физические факторы среды и самочувствие человека. Влияние звуков на человека.
3
3
7.16.
Шумовое загрязнение среды. Аудиэкология или шум вредящий и помогающий.
3
3
7.17.
Питание и здоровье человека. Человек - сбалансированная саморегулирующаяся система.
3
3
7.18.
Адекватно-раздельное питание. Макробиотика питания.
3
2
1
7.19.
Пищевые добавки, их классификация.
3
3
7.20.
Практическая работы «Первичная экологическая экспертиза упакованных продуктов питания».
3
3
7.21.
От сауны до асаны. Водолечение и здоровье человека.
3
3
7.22.
Фитотерапия и здоровье человека.
3
3
7.23.
Практическая работа по составлению лекарственных сборов из трав для лечения основных систем органов человека.
3
3
7.24.
Составление презентаций по выбору на темы раздела.
3
3
8
Адаптация, её значение в экологии.
9
3
3
8.1.
Адаптация как приспособление. Различные виды адаптации человека. Адаптация и реактивность. Проблемы хронобиологии и адаптации. Экологическая адаптация.
3
3
8.2.
Стресс. Реакция иммунной системы на стресс. Отдалённые последствия стресса. Психоэмоциональный стресс.
3
3
8.3.
Релаксация.
Практическая работа с учащимися по программам релаксации.
3
3
9
Общая стратегия построения общества устойчивого развития.
12
9
3
9.1.
Общая стратегия построения общества устойчивого развития.
3
3
9.2.
Международное сотрудничество в охране окружающей среды. Основы и рационального управления природными ресурсами и их использование.
3
3
9.3.
Экономика природопользования. За чистоту родного края, или что могут несколько человек.
3
3
9.4.
Анкетирование «Отношение человека к природе». Анализ и выводы.
3
3
10
Весенне-летний практикум по экологическим исследованиям .
18
3
15
10.1.
Сравнительный анализ влияния абиотических и антропогенных факторов на леса в окрестностях города Майкопа.
3
3
10.2.
« Оценка состояния городских зеленых насаждений гМайкопа»
3
3
10.3.
« Мониторинговые исследования качественных и количественных показателей видового состава зоопланктона и зообентоса водоемов г. Майкопа».
3
3
10.4.
« Оценка визуально-психологического комфорта в условиях искусственной урбанизированной среды г. Майкопа».
3
3
10.5.
« Оценка масштабов загрязнения воздуха автотранспортом в городе Майкопа».
3
3
10.6.
Обработка результатов исследований.
3
3
11
Подведение итогов.
6
6
Итого:
216
104
88
24
Министерство образования и науки Республики Адыгея
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей РА
«Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»:
Директор РЦДОД
__________ А.И. Клёнов
«___»__________2014 г.
Принят на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____
от «___»__________2014 г.
Дополнительная образовательная программа
кружка «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»
Направленность эколого-биологическая
Срок реализации программы 2 года
Вид программы модифицированная
Возраст обучающихся 14 – 16 лет
Педагог дополнительного образования Садова Маргарита Анатольевна
г.Майкоп, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа отражает эколого-биологическую направленность дополнительной образовательной программы. Данная программа является модификационной, за основу взята типовая программа «Юные экологи» из сборника «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, «Исследователи природы» под редакцией И.В. Костинской и авторская программа " Экология человека" – Макеевой М.А.
Данная дополнительная образовательная программа актуальна, т.к. направлена на формирование экологической культуры воспитанников, привлечение внимания к вопросам охраны окружающей среды.
Педагогическая целесообразность выбора данной дополнительной образовательной программы исходит их интересов воспитанников, актуальности экологического образования (приказ МО РФ № 237 от 07.06.93., № 431 от 13.10.93 «О непрерывном экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях» и нормативных документов в системе образования – Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, в которой большой акцент делается на компетентностный характер получаемых знаний.
Программа кружка рассчитана на два года обучения. В программах "Основы экологии и охраны природы" 1-года обучения и "Экология человека" 2 года обучения значительное место отведено описанию процессов и механизмов, свойственных всем живым организмам. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рост народонаселения породили серьезные экологические проблемы. Поиск эффективных путей преодоления указанных проблем невозможен без понимания закономерностей функционирования биологических систем, включая человека и среды их обитания. Все это способствует формированию экологического типа мышления, совершенно необходимого для гражданина III тысячелетия. Прежде всего, большая часть времени уделяется не на рассмотрение готовых знаний, а на пути их получения. Осуществляется попытка к интеграции знаний. В программе наблюдается взаимопроникновение идей и методов различных наук и между разными разделами курсов. И это объясняется тем, что выход из любой серьёзной проблемы требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон. Вместе с тем, поэтапное обучение по спирали курсов программы "Основы экологии и охраны природы" позволяет сформировать у учащихся целостное представление о природе, месте и роли человека в нем, способствует пониманию экологических проблем, вставшие сейчас перед человечеством, комплексному подходу к их решению и выработку практических умений у кружковцев, их готовности к активным действиям по охране природы.
Программа кружка предусматривает творчество и широкий простор для инициативы в рамках изучения большинства разделов курсов, особенно 2 года изучения. Важным элементом в программе является большое количество практических и творческих заданий.
В программе закладываются основы понимания учащимися взаимосвязи природы и общества, бережного отношения к природе и здоровью человека.
Цель программы: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи:
Обучающие:
исследование функционального состояния человека и состояний природной, природно-антропогенной, производственной и социальной среды, изучение приспособительных изменений, происходящих в человеческом организме (группах населения) в зависимости от природных и социальных условий жизни.
использование активных методов обучения (дискуссии, имитационные игры, конференции, семинарские занятия, проблемные лекции и т.д.), обеспечивающие включение учащихся в поисковую, исследовательскую деятельность в процессе изучения содержания программы.
Развивающие:
развитие аналитической культуры старшеклассников, научного мировоззрения.
Воспитательные:
привлечение учащихся к изучению экологического состояния окружающей среды и её сохранения;
воспитание у учащихся активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, своему здоровью.
формирование у учащихся гуманного и ответственного отношения к природе, нового экологического мышления.
Курс программы 1 года обучения кружка рассчитан на учащихся 9-11 классов, в группе могут обучаться как мальчики, так и девочки в количестве 10-15 человек. Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, состоит из отдельных взаимосвязанных этапов. Программа рассчитана на 2 года обучения ( 1 год – 144 часа, 2 год – 192 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа с 10 минутным перерывом - 1 год обучения; 2 раза в неделю по 3 академических часа с 10 минутным перерывом – 2 год обучения.
На теоретическую часть отводится больше времени, чем на практическую часть, в связи с отсутствием хорошо оборудованной химико-биологической лаборатории. Теоретическая подготовка осуществляется за счет лекций и бесед на современном научном уровне по плану кружка. В теоретической подготовке важным звеном является работа с научной литературой, на это отводится специальное время. Запланирована реферативная работа по проблемам человечества и экологии, где преподаватель проводит консультирование и собеседование по теме реферата на городскую конференцию по экологически и природоохранным темам, которые традиционно проводятся в нашем городе СЮН.
При выполнении практической работы определенное время отводится правилам техники безопасности. Необходимо постоянно воспитывать у учащихся навыки труда: соблюдать чистоту и порядок, аккуратность при выполнении эксперимента. Запланирован коллективный эксперимент по микробиологии, в котором у каждого кружковца будет своя роль и место в постановке этого эксперимента. Это запланировано с целью воспитания ответственности и значимости каждого при выполнении данной работы. Результатом проделанного эксперимента должен быть отчет, где включены разделы: введение, литература, методика исследований, экспериментальные данные и их обсуждение. Выводы подводят итог обсуждению экспериментальной задачи, намечают перспективы и необходимость постановки очередных экспериментов.
В результате разнообразных теоретических и практических работ у учащихся углубляется, расширяется, прививаются исследовательские умения и навыки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса учащиеся будут знать:
- об экологии как науке, исследующей отношения организмов между собой и окружающей средой;
- об основных понятиях экологии человека и соотношение её с другими науками;
- об эволюционных аспектах экологии человека;
- об экологических факторах, их действия на человека;
- об экологических кризисах в прошлом человечества и особенности современного экологического кризиса;
- о понятиях экологической проблемы и экологических проблемах Республики Адыгея;
- об экологическом развитии и воздействии на природную среду;
- об изменениях во взаимоотношениях «Человек-природа»;
- о значении природы для человека;
- о масштабах воздействия человека на природу;
- о значении сред жизни для человека;
- об особенности экологии человека в урбанизированных территориях, сельской местности, жилище;
- о понятиях качество жизни, качество среды и качество здоровья населения;
- о проблемах образа жизни и качества жизни в исследованиях по экологии человека (проблемы алкоголизма, курения, наркомании, общественной нравственности);
- о понятиях экологической безопасности, экологического мониторинга;
- об прикладных аспектах экологии человека;
- о понятии оптимизации природной среды на основе изучения отношений «человек-природа - общество – производство»;
- о принципах создания ноосферы, как условия сохранения человеческой цивилизации;
Учащиеся будут уметь:
- давать определение экологии как науке, исследующей отношения организмов между собой и окружающей средой;
- пользоваться основными понятиями экологии человека;
- характеризовать эволюционные аспекты экологии человека;
- объяснить действие экологических факторов на человека;
- характеризовать причины экологических кризисов;
- объяснять изменения во взаимоотношениях «Человек-природа»;
- характеризовать значение природы для человека и понятие равновесия в экосистеме;
- объяснять масштабы воздействия человека на природу и значение сред жизни для человека;
- характеризовать понятие качество жизни, качество среды и качество здоровья населения;
- объяснять проблемы образа жизни и качества жизни в исследованиях по экологии человека (проблемы алкоголизма, курения, наркомании, общественной нравственности);
- характеризовать понятие экологической безопасности, экологического мониторинга;
- приводить примеры прикладных аспектов экологии человека;
- разъяснять понятие оптимизации природной среды на основе изучения отношений «человек-природа - общество – производство»;
- проводить лабораторные и практические исследования;
- обобщать материал, пользоваться разнообразными источниками информации.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
выставки детских работ;
тематические выступления;
природоохранные мероприятия;
презентации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов
теор.
учеб.
занят.
практ.
учеб.
занят.
выезд. учеб.
занят.
1
Введение
2
2
-
-
2
Предмет и задачи экологии.
10
6
4
-
3
Среда обитания.
Экологические факторы.
16
14
2
-
4
Свет как абиотический фактор.
12
8
2
2
5
Вода как абиотический фактор.
8
8
-
-
6
Температура как абиотический фактор.
10
8
2
-
7
Деятельность человека как экологический фактор.
18
10
4
4
8
Экологические проблемы человечества.
16
12
4
-
9
Биогеоценоз леса и его охрана.
16
14
2
-
10
Современное состояние атмосферы. Охрана воздуха.
20
16
4
-
11
Охрана водных систем. Вода в природе.
14
14
-
-
12
Итоговое мероприятие: «Сохраним наш хрупкий мир».
2
-
2
-
Итого:
144
112
26
6
Второй год обучения
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов
теор.
учеб.
занят.
практ.
учеб.
занят.
выезд. учеб.
занят.
1
Вводное занятие:
" Я и Природа».
·3
2
1
2
Человек и окружающая природная среда. Природные ресурсы и их рациональное использование
51
9
39
3
3
Комплексное понимание человека.
Национальные экологические традиции и их изучение.
9
6
3
4
Человек и индивидуальность.
9
6
3
5
Поведение и сознание. Особенности психической деятельности человека.
3
3
6
Биологические механизмы работа мозга.
9
9
7
Качество окружающей среды и здоровье человека.
60
40
20
8
Адаптация, её значение в экологии.
6
3
3
9
Общая стратегия построения общества устойчивого развития
12
9
3
10
Весенне-летний практикум по экологическим исследованиям
24
12
12
11
Индивидуальная работа с учащимися.
30
30
Итого:
216
87
114
15
РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ
Первый год обучения
Введение.
Знакомство с планом работы объединения. Организационные вопросы по методике работы в классе и на природе. Инструктаж по технике безопасности. Выбор старосты.
Предмет и задачи экологии.
Экология как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Почему возникла необходимость экологических знаний для современного человека. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Нарушение равновесия в живой природе. Экологическая обстановка в нашем районе.
Практическая работа.1.Как правильно вести фенологические наблюдения в природе. 2. Выявление источников загрязнения по своему краю.
Среда обитания. Экологические факторы.
Вода, суша, почва и организм как среды жизни. Воздействие среды на организм. Экологические факторы. Понятие о прямом и косвенном воздействии экологических факторов. Диапазон действия фактора: эврибионты. Средообразующая деятельность живых организмов. Местообитание и экологические ниши.
Практическая работа «Адаптация животных и растений, живущих в сходных условиях».
Экскурсия в природу по теме «Растительные сообщества».
Свет как абиотический фактор.
Свет – основной источник в живой природе. Влияние солнечного спектра, продолжительности, периодичности, интенсивности, освещенности на рост и развитие организмов. Роль хлорофиллоносных растений. Приспособление к поглощению световой энергии у растений и животных. Светолюбивые, теневые, теневыносливые виды. Активность животных, ведущих дневной, ночной, сумеречный образ жизни. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. Понятия о биоритмах.
Практическая работа. «Влияние освещенности на распределение животных и их образ жизни».
Экскурсия. Проведение наблюдений по суточной активности зимующих птиц. Составление графиков активности. Выявление влияния освещенности, ее интенсивности и периодичности на распределение животных и их образ жизни (по следам жизнедеятельности), суточную, сезонную активность в различных биоценозах.
Вода как абиотический фактор.
Вода в составе живых организмов. Физическое состояние воды, распределение влаги в течение сезонов, характер осадков и влияние их продолжительности на организмы. Приспособление организмов к условиям водного режима (влажности): морфологическое, физическое и поведенческое. Организмы-эфемеры. Разделение организмов на гигрофильные, мезофильные, ксерофильные.
Пресные воды – наше богатство. Дефицит пресной воды в природе. Источники загрязнения вод. Загрязнение питьевой воды .Рациональное использование воды.
Температура как абиотический фактор.
Температура (тепловой режим) и физиологические процессы в организме. Теплолюбивые (термофилы) и холодолюбивые (криофилы) организмы. Влияние оптимальных температур, сезонных и суточных колебаний на рост и развитие организмов, их распространение и поведение. Классификация организмов по температурному фактору. Морфологическая, физиологическая, поведенческая приспособленность организмов к температурному фактору и его колебаниям. Правила Бергмана и Аллена у животных. Миграция и перелеты. Классификация растений по морфологическому и физиологическому приспособлениям к низким температурам: эпифиты, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарнички, травянистые, полукарлики. Жизненные формы растений.
Практическая работа. Выяснение роли суточных колебаний на распределение, активность и поведение животных в различных биоценозах.
Деятельность человека как экологический фактор.
Использование человеком природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды. Мусор как фактор загрязнения. Влияние человека на сообщества растений и животных. Отходы сельского хозяйства.
Практическая работа. Провести наблюдения и сбор материалов по влиянию объектов промышленности или сельского хозяйства на изменение окружающей среды.
Экскурсия в природу «положительные и отрицательные действия антропогенных факторов.
Экологические проблемы человечества.
Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, нарушение озонового слоя, кислотные дожди, сведение лесов. Экология и генетика. Знакомство с писателями – натуралистами.
Практическая работа. « Сохраним генофонд планеты», составление презентаций
Ознакомление с основами добычи нефти в наших краях.
Просмотр в\ф «Глобальные экологические проблемы».
Биогеоценоз леса и его охрана.
Лес как основной компонент окружающей среды. Народно-хозяйственное значение леса. Роль зеленых насаждений в жизни человека. Лес как источник древесины. Лес – место обитания диких животных. Пищевые цепи. Лесовосстановление. Засорение леса. Исчезновение лесов. Охрана и рациональное использование лесов.
Мероприятие «Международный день знаний о лесе».
10.Современное состояние атмосферы. Охрана воздуха.
Значение воздуха для живых организмов. Влияние чистого воздуха на здоровье человека. Зеленые растения и их роль в очистке воздуха. Источники загрязнения воздуха. Глобальные экологические проблемы.
Практическая работа. Определение загазованности окружающего воздуха по лишайникам в лесу и на территории школы. Выявление вреда, причиняемого загрязнением воздуха на данной местности.
Исследовательская работа. Влияние автомобильного транспорта на состояние воздуха нашего края.
Охрана водных систем. Вода в природе.
Вода – как чудо природы. Вода и живые организмы. Круговорот воды в природе. Пресные воды – наше богатство. Дефицит пресной воды в природе. Источники загрязнения вод. Загрязнение питьевой воды. Рациональное использование воды.
12. Подведение итогов.
Итоговое мероприятие «Сохраним наш хрупкий мир».
Второй год обучения.
1.Вводное занятие "Я и Природа".
История взаимоотношений человека и природы. Самооценка отношения к природе.
2. Человек и окружающая природная среда. Природные ресурсы и их рациональное использование и охрана.
Среда обитания человека. Деятельность человека как экологический фактор. Антропогенные экологические системы. Экологические кризисы в истории человечества. Основные причины экологического кризиса. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения: экологические проблемы и охрана воздушного бассейна, водных акваторий, почв, радиоактивное загрязнение среды, проблема бытовых и промышленных отходов, истребление лесов, проблемы урбанизации. Атмосфера, современные способы очистки выбросов. Гидросфера, современные способы очистки сточных вод. Охраняемые территории: проблемы и перспективы.
Экскурсия в городской комитет природы к ведущим специалистам и экспертам.
Самостоятельная работа по решение задач на моделирование экологических ситуаций по теме: «Экологические катастрофы».
Практическая работа: «Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды»
Практическая работа над реферативным материалом по теме: «Экология сегодня и завтра».
Индивидуальные консультации по подготовке научно-исследовательских и реферативных работ.
Участие учащихся в конференции по теме: "Экология сегодня и завтра"
3.Комплексное понимание человека.
Человек как биопсихосоциальный субъект. Комплексное исследование – человек - общество. Поведение и воспитание. Нормы экологического бытия. Национальные экологические традиции и их изучение: экологические традиции нижегородских мари, мордвы, русских, татар-мишарей. Рекомендации по изучению экологических традиций разных народов.
4.Человек и его индивидуальность.
Общие закономерности психического развития человека. Понятие возраста и возрастных особенностей. Развитие личности и формирование индивидуальности человека. Экология пространства. Типизация различных темпераментов их классификация. Экологическая этика и экологический гуманизм. Значение общения с природой в формировании личности.
Практическая работа: " Исследования ощущения человека в различных пространствах. Поведения и восприятия человеком определенной территории".
5. Поведение и сознание. Особенности психической деятельности человека.
Сознание: проявление двуполушарности мозга. Умственный потенциал человека. Гигиена умственного труда. Творчество - как высшая психическая активность человека.
6. Биологические механизмы работа мозга.
Стимуляция работы мозга. Биоритмы и биологические часы. Проблемы регуляции биологической активности нервной системы и мозга. Связь и аналогия функционирования между нервной и иммунной системами. Роль серотониновой системы. Значение медиаторов в регуляции активности мозга. Многообразие поведенческих реакций организма. Искусственный интеллект XI века.
7.Качество окружающей среды и здоровье человека.
Общее понимание здоровья. Формирование здоровья ребенка. Изменение патологии за последнее время. Роль наследственности и среды в формировании нормального и патологически измененного фенотипа человека.
Химические загрязнение среды и здоровье человека. Канцерогенные факторы жилища человека. Симптомы при отравлениях химическими веществами. Способы уменьшения вреда от химических загряз нений.
Пищевые добавки, их классификация. ПДН, необходимые в техническом процессе производства пищевых продуктов. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Коды стран по данным международной организации ЕАН. Наиболее вредные добавки.
Самостоятельная работа по теме: «Оценка качества воздуха, воды и пищевых продуктов при химическом загрязнении среды».
Практическая работа: «Определение кислотности почв»
Практическая работа по теме: «Оценка загрязненности местности твердыми отходами»
Практическая работа: «Оценка газоустойчивости древесно-кустарниковых и травянистых растений»
Практическая работа: «Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории».
Практическая работа: «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта»
Методы биоиндикации загрязнений наземных и водных экосистем.
Биологические загрязнения и болезни человека.
Практическая работа по теме: «Санитарно-эстетическая оценка школьного помещения и рабочего места»
Практическая работа: «Составление экологического паспорта школы»
Физические факторы среды и самочувствие человека. Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение среды. Аудиэкология или шум вредящий и помогающий. Ландшафт как фактор здоровья человека.
Практическая работа по теме: «Знакомство с планировкой пришкольной территории». Питание и здоровье человека. Человек - сбалансированная саморегулирующаяся система. Адекватно-раздельное питание.
Практическая работа: «Первичная экологическая экспертиза упакованных продуктов питания».
Макробиотика питания. От сауны до асаны. Водолечение и здоровье человека. Фитотерапия и здоровье человека.
Практическая работа по составлению лекарственных сборов из трав для лечения основных систем органов человека.
8.Адаптация, её значение в экологии.
Адаптация как приспособление. Различные виды адаптации человека. Адаптация и реактивность. Проблемы хронобиологии и адаптации. Экологическая адаптация. Стресс. Реакция иммунной системы на стресс. Отдалённые последствия стресса. Психоэмоциональный стресс. Релаксация.
Практическая работа с учащимися по программам релаксации.
Кризис, тревожность и депрессия. Программы по преодолению кризиса в жизни человека, тревожности, депрессии.
9.Общая стратегия построения общества устойчивого развития.
Общая стратегия построения общества устойчивого развития. Перспективы развития энергетики. Международное сотрудничество в охране окружающей среды. Основы и рационального управления природными ресурсами и их использование. Экономика природопользования. За чистоту родного края, или что могут несколько человек.
10.Весенне-летний практикум по экологическим исследованиям.
« Оценка состояния городских зеленых насаждений г. Майкопа».
« Мониторинговые исследования качественных и количественных показателей видового состава зоопланктона и зообентоса водоемов г. Майкопа».
« Оценка визуально-психологического комфорта в условиях искусственной урбанизированной среды г. Майкопа».
« Оценка масштабов загрязнения воздуха автотранспортом в городе Майкопе ».
« Сравнительный анализ видового состава лихенофлоры на территориях памятников природы Республики Адыгея».
11.Индивидуальная работа с учащимися.
Подготовка учащихся ориентирована на следующие виды будущей профессиональной деятельности:
- научные исследования в области экологии и охраны природы в академических учреждениях и вузах;
- оценку воздействий на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности, проектирование мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, контроль и прогноз загрязнений природной среды в органах охраны природы.
- управление природопользованием в экологических службах ведомств, муниципалитетов и предприятий, в проектных организациях;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Одна из наиболее распространенных форм кружковых занятий – экскурсии в природу. Они дают возможность руководителю углубить интересы учащихся. На экскурсиях в природу кружковцы накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, экскурсии помогают формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.
Экскурсии с юннатами должны иметь краеведческий характер. Пристальное внимание юннатов следует направить на изучение и охрану природы своего края. Экскурсии и однодневные походы по родному краю научат разумному использованию, охране и приумножении природных богатств.
Методика работы педагога в ходе освоения программы имеет первостепенное значение. Очень важно «идти от ребенка» - исходить из его потребностей, из возможностей учебной группы. Поэтому необходимо искать такие формы проведения занятий, которые в меньшей степени воздействовали бы на ребенка, обеспечивая максимально эффективное взаимодействие с ним. В этой связи приоритет отдается развивающим и творческим заданиям, которые помогают детям выразить личное отношение к изучаемым явлениям, осмыслить и глубоко прочувствовать все, что происходит на занятии.
Диапазон сведений, предлагаемый учащимся в ходе освоения программы, может широко варьировать. Любая – с учетом возрастных особенностей – информация о природе, если она подкреплена личным опытом детей, интересна для них, воспринимается живо, находит отклик. Материал каждого занятия призван, иллюстрировать основные экологические понятия, такие как приспособление растений и животных к условиям местообитания, взаимозависимость природных компонентов, роль организмов в природе.
Один из способов организации деятельности в процессе реализации программы – выполнение заданий в форме докладов и презентаций. Задания позволяют ребенку выразить свое отношение к изученному, закрепить полученные знания. Домашние задания помогают привлечь внимание родителей к занятиям детей.
Темы докладов и презентаций:
Природа – наш общий дом.
Среды жизни – вода, суша, почва.
Пресные воды – богатство нашей планеты.
Адаптация организмов.
Источники загрязнения воды.
Мусор – бич XXI века.
Глобальные экологические проблемы.
Леса – легкие нашей планеты.
Источники загрязнения атмосферы.
В ходе каждого занятия педагог наблюдает за работой детей, оценивая степень их вовлечения в различные виды деятельности, устойчивость интереса, эмоциональное состояние.
Выбор средств обучения определяется психологическими особенностями и потребностями детей, целями и содержанием программы. Известно, что общение с природой – одна из основных потребностей старших дошкольников и младших школьников. Ребенок должен не только видеть, слышать учебный материал, но иметь возможность пользоваться в процесс образования осязанием, обонянием, двигаться, вживаться в образ, играть. Любая информация, которая преподносится детям на занятии – в классе или на природе – должна опираться на чувство, эмоции ребенка. Интерес детей имеет не столько созерцательную, познавательную, сколько эмоциональную основу.
При изучении дополнительной образовательной программы кружка «Основы экологии и охраны природы» используются следующие формы занятий, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Первый год обучения
Введение
Форма занятия – беседа, экскурсия. Обязателен инструктаж по технике безопасности.
Методы – словесные (рассказ), наглядные (демонстрация натуральных объектов), аудиовизуальные.
Предмет и задачи экологии.
Форма занятия – беседа, дискуссия, учебная игра.
Методы – словесные (беседа, объяснение, рассказ), наглядные (демонстрация опытов, изобразительных пособий, натуральных объектов), практические, логические.
Формы подведения итогов – тесты, практические задания, взаимопроверка.
Среда обитания. Экологические факторы.
Форма занятия – беседа, дискуссия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные.
Формы подведения итогов – тесты, викторины, экологический диктант, взаимопроверка.
Свет как абиотический фактор.
Форма занятия – беседа, дискуссия, экскурсия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные, практические, аудиовизуальные.
Формы подведения итогов – тесты, практические работы.
Вода как абиотический фактор.
Форма занятия – беседа, дискуссия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические.
Формы подведения итогов – тесты, практические работы, диспут.
Температура как абиотический фактор.
Форма занятия – беседа, экскурсия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные, практические, проблемные.
Формы подведения итогов – практические работы, карточки, презентации.
Деятельность человека как экологический фактор.
Форма занятия – беседа, семинар.
Методы – словесные, наглядные, практические.
Формы подведения итогов – тесты, конференция.
Экологические проблемы человечества.
Форма занятия – дискуссия, экскурсия, учебная игра.
Методы – словесные, наглядные, практические.
Формы подведения итогов – практические работы, карточки.
Биогеоценоз леса и его охрана.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практические.
Формы подведения итогов – практические задания, итоговое мероприятие.
Современное состояние атмосферы. Охрана воздуха.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
Охрана водных систем. Вода в природе.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
Подведение итогов.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, итоговое мероприятие.
Второй год обучения
1." Я и Природа».
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
2.Человек и окружающая природная среда. Природные ресурсы и их рациональное использование.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
3.Комплексное понимание человека.
Национальные экологические традиции и их изучение.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
4.Человек и индивидуальность.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
5.Поведение и сознание. Особенности психической деятельности человека.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
6.Биологические механизмы работа мозга.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
7.Качество окружающей среды и здоровье человека.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
8.Адаптация, её значение в экологии.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
9.Общая стратегия построения общества устойчивого развития.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
10.Весенне-летний практикум по экологическим исследованиям.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
Индивидуальная работа с учащимися.
Форма занятия – рассказ, дискуссия, экскурсия.
Методы – словесные, наглядные, практически.
Формы подведения итогов – практические работы, диспуты, презентации.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы:
плакаты,
видеофильмы,
слайды,
карточки с изображением различных растений, животных
микроскопы,
канцелярские лупы,
пинцеты,
микропрепараты,
влажные препараты,
планшеты,
гербарий различных растений,
живые растения,
иллюстрации, фотографии, планшеты, открытки,
СПИСОК литературЫ
Для педагога:
1.
Алексеев В.А., 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль: Академия развития, 1997
2.
Анашкина Е.Н., 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997
3.
Бобров Р., Всё о национальных парках. – М.: Молодая гвардия, 1987
4.
Виленский Е.Р., Растение раскрывает свои тайны. – М,: Колос, 1964
5.
Губарева И.В., Программа «Юный эколог». – В.Новгоро.: РЦРО, 2001.-16 с.
6.
Ефремов Ю.К., Природа моей страны – М,: Мысль, 1985
7.
Ленькова А., Оскальпированная земля. – М,: Прогресс, 1971
8.
Литинецкий И.Е., На пути к бионике. – М,: Просвещение, 1972
9.
Рик Моррис, Тайны живой природы. – М,: Росмэн, 1996
10.
Родионова И.А., Глобальные проблемы человечества. – М., 1995
11.
Сорокоумова Е.А.,Уроки Экологии в начальной школе. – АО «Мэрил», 1994
12.
Тарабанина Т.И., И учеба и игра: природоведении е. – Ярославль: Академия развития, 1997
13.
Цветкова И.В., Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
14.
Экология России. Хрестоматия – М., 1995
Для учащихся:
1.
Акимушкина И., Причуды природы., Ч.1,2. – М.: Юный натуралист, 1992
2.
Багрова Л.А., Я познаю мир. – М.,: АСТ, 1997
3.
Любимцев В.В., Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? – М.,: Дрофа, 1995
4.
Рянжин С.В., Экологический букварь. – С-Петербург, 1994
5.
Состояние окружающей среды Новгородской области.- Великий Новгород, 2003-2004 годы./аналитический сборник.
6.
Бухвалов В.А, Богданова Л.В, Купер Л.З., Экологическая экспертиза.- М.: Варяг,1995.-191 с.
7.
Журнал «Муравейник»
8.
Журнал «Юный натуралист»
9.
Глобальная сеть Интернет.
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915