Открытый урок по ОБЖ Дом – машина для жилья
Дом – машина для жилья, учимся управлять этой машиной
Цели:
1. Систематизировать знания и представления детей о предметах домашнего обихода;
2. учить соблюдать правила безопасного обращения с бытовыми приборами;
3. воспитывать бережное отношение к своей жизни;
4. развивать умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать.
Оборудование:
Картина «Русская изба»;
репродукция музейных экспонатов( веретено,прялка);
карточки с загадками.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Сообщение цели урока.
Тема нашего урока сегодня – «Дом – машина для жилья, учимся управлять этой машиной»
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке? (ответы детей)
- Правильно, мы будем говорить о нашем доме, о том, как себя вести в нем, чтобы научиться мастерски «управлять» им. Тогда в нашем доме будет безопасно, уютно и удобно.
Но прежде мы отправимся с вами в прошлое, и поможет нам в этом картина «Русская изба»
3. Изучение картины.
- Мы с вами в русской избе начала ХХ века. Первое, на что падал взор входящего – это красный угол. Входящий в дом, перед иконами обязательно накладывал на себя крестное знамение. Этим он как бы говорил: «Я одной с вами православной веры, пришѐл в ваш дом с миром».
- Как вы думаете, что ещѐ было в доме самым главным? (ответы детей)
- Правильно, печка. Да, без печи нельзя себе представить избу. Ведь на ней готовили еду, она обогревала дом, на ее лежанке отдыхали после тяжелого трудового дня.
- А как вы думаете, какие опасности таит в себе печка? (ответы детей)
- Да, ребята, при неосторожном обращении с печкой мог возникнуть пожар. Чтобы уменьшить риск пожара, печь обязательно обмазывали глиной, так как глина не горит. Еще печь белили, ведь на белом фоне хорошо видны все трещинки. Хозяева могли их вовремя увидеть и устранить неисправности.
- Кроме опасности пожара была ещѐ и другая, может быть, кто-то скажет, какая?
(При неправильно закрытой заслонке в комнату мог попасть угарный газ и люди могли задохнуться.)
- А чем занимались русские крестьянки, сидя у теплой печи зимой? (готовили пищу, пряли и ткали, вышивали, пели народные песни)
- А теперь, ребята, посмотрите сюда. Кто знает, что это такое? (прялка, ткацкий станок, веретено)
- Для чего необходимы эти предметы? (ответы детей)
- Посмотрите на веретено. Вам, конечно, вряд ли придется иметь с ним дело, а вот в сказках оно приносило беды юным героиням. Кто может вспомнить, какие? (ответы детей)
- Девочки могли уколоть себе палец.
Мы окунулись в прошлое нашего народа, соприкоснулись с его бытом, обычаями. Наша экскурсия закончилась. Возвращаемся в наше время.
4. Работа в группах
- Сейчас класс разделится на 4 группы. Каждая группа получит четыре загадки. Их необходимо отгадать, а отгадки нарисовать в своих тетрадях.
1 группа
1)Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там сверкает снег и лѐд, Там сама зима живѐт.
2)Маша кофту замарала, Но руками не стирала. Есть особая машина – Постирает от души нам.
3)Из горячего колодца Через нос водица льѐтся.
4)Гладит всѐ, чего касается, А дотронешься – кусается.
2 группа
1)Ей набили мясом рот И она его жуѐт.
Жуѐт, но не глотает - В тарелку отправляет.
2)Дом – стеклянный пузырѐк,
А живѐт в нѐм огонѐк.
Днѐм он спит, а как проснѐтся, Ярким пламенем зажжѐтся.
3)Я вдыхаю много пыли, Чтобы вы здоровы были.
4)Чудо-ящик, в нѐм окно, В том окошечке кино.
3 группа
1)Маленького роста я, Тонкая и острая Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.
2)Без рук, без ног, А хлеб режет.
3)Толстый тонкого побьѐт, Тонкий что-нибудь прибьѐт
4)Чем больше верчусь, Тем толще становлюсь.
4 группа
1)Два кольца, два конца, Посередине гвоздик
2)Четыре хворостинки
На одной палочке сидят.
3)Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.
4)Лето придѐт – не глядят на неѐ, Зима настанет – обнимают еѐ.
5.физкультминутка
Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мыши дернули за гири,
Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон.
6.Обобщение, формулировка правил безопасного обращения с электроприборами
- Катя, назови нам предметы, какие у вас были в загадках (холодильник, стиральная машинка, чайник, утюг)
- Ваня, какие предметы были у вас? (мясорубка, пылесос, лампочка, телевизор) - А как все эти предметы можно назвать одним словом? (ответы детей)
- Да, это электроприборы. Какую опасность они в себе таят?
Поражение электрическим током;
Взрыв электроприборов.
- А какие правила безопасного обращения с электроприборами вы знаете?
Выходя из комнаты, надо выключать все электроприборы; Не оставлять без присмотра включенные электроприборы; Не тянуть электрический провод руками;
Не пытаться чинить самим неисправные приборы; Не касаться электроприборов мокрыми руками.
- А какую опасность может принести телевизор, компьютер для вашего здоровья?
(заболеть голова, упасть зрение)
Ещѐ одну опасность таит в себе телевизор – духовную. Просмотр нехороших, вредных для детей передач вредит духовному здоровью, нравственности.
7. Обобщение, формулировка правил безопасного обращения колюще-режущими инструментами
- Лена, назови, какие отгадки получились у вас (игла, нож, молоток и гвоздь, веретено)
- Кирилл, что было загадано вам? (ножницы, вилка, пила, печь)
- Ребята, а как все эти предметы, кроме печки, можно назвать?
- Колюще-режущие предметы. Давайте вспомним правила безопасной работы с этими предметами:
Все режущие, колющие, острые предметы необходимо класть на свои места; Пользоваться только исправными инструментами;
Пользоваться ими только с разрешения взрослых.
Запишите в тетрадь стишок - запоминалочку: Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки Ты на место положи.
8. Формулировка правил безопасного обращения с газовой плитой
- А теперь давайте вернѐмся к печке. Подумайте и скажите, что заменило печку в нашем современном жилище? (ответы детей)
- Да, ребята, вместо печи теперь электрическая или газовая плита, а обеспечивают теплом нас батареи.
- А скажите, какие опасности таят в себе печь и газовая плита? (у них одинаковые опасности: пожар и отравление газом)
- Какие правила надо соблюдать тем, у кого газовая плита? Следить, чтобы газ был выключен, когда не пользуются плитой; Следить, чтобы рядом не было быстровоспламеняющихся предметов (занавесок,
полотенец и т.д.)
9. Обобщение
- А для чего необходимо соблюдать правила безопасной работы с различными предметами? (Чтобы сохранить жизнь себе и окружающим.)
- Что нам может помочь в минуту опасности?
Ответы детей:
- Это телефон. При пожаре мы наберѐм номер 01
- Чтобы вызвать скорую помощь, надо набрать номер 03
Служба спасения-номер 112
10. Итог
- Наш урок подошѐл к концу. Что нового вы узнали? Как правильно управлять своим домом, чтобы он был безопасным, уютным и удобным?