Сообщение по физике Применение технологии критического мышления на уроках физики



Меметова Шевкие Исметовна
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Виноградненская средняя
общеобразовательная школа»
Технология развития критического мышления на уроках физики
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.»
А. Дистервег
Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами. Физика обладает огромными возможностями для умственного развития учеников, благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) учит самостоятельному поиску новых знаний, использует ученический диалог, создаёт психологически комфортную среду, так как на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки. Технология предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет использовать данную технологию на различных этапах урока.
Технология РКМ позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности :развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
    ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
    Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии состоит из трёх этапов:
Технологические этапы
I стадия II стадия III стадия
Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально в парах или группах. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Рефлексия – обращённое назад размышление, в ней задействован анализ, размышление, критическая оценка. Рефлексивное мышление означает фокусирование внимания, тщательное взвешивание, оценку и выбор. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.
Функции трёх стадий технологии развития критического мышления.
Стадия
Функция
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Методические приемы критического мышленияВызов
Парная мозговая атака.
Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
Работа с ключевыми терминами.(Интеллектуальная разминка)
Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия осмысления
Маркировочная таблица ( V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
Рефлексия
Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
Возврат к ключевым словам.
Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
Возврат к кластерам (их заполнение).
Возврат к ЗХУ.
Прием « Плюс-минус-вопрос». 
Фрагмент урока по теме «Трение в быту и технике» (7-й класс)
В начале урока на стадии вызова вспомнить, что известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставится вопрос: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку  методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делается вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.
 
Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы
Метод «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Предлагаю учащимся сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее записываю на доске ряд вопросов и прошу детей (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, ученикам предлагается прочитать или прослушать сообщение, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания этот прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто? Что?
Когда? Где?
Согласны ли вы, что?
Например:
Что происходит с водой при
100̊ С?
Где мы можем увидеть воду в газообразном виде в природе?
Какое явление называют испарением? Почему?
Как вы можете объяснить?
В чем отличие ….?
Например:
Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?
Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости?
Как зависит скорость испарения жидкости от площади её поверхности?
Прием «Синквейн»
Составление стихотворения, представляющего собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Составление синквейнов можно выполнять как дома, так и в школе. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание так и коллективно.
Физика.Нужная, интересная.Исследует, развивает, помогает думать.Физика—наука о природе.Законы.
(7 класс)
Физика.Теоретическая, экспериментальная.Изучает, определяет, доказывает.Наука о природе, законах и явлениях.Мир.
Молекула.Маленькая, подвижная.Движется, притягивается, отталкивается.Молекула – это то, из чего состоит вещество.Частица.
Температура.Измеряемая, зависимая.Повышается, понижается – изменяется.Степень нагретости тела.Величина.
Прием «Кластеры»
Такой прием позволяет научиться последствие составлять конспекты, не переписывая при этом весь учебник, выделять главный смысл, я учу выявлять ключевые слова и словосочетания, составлять логические цепочки.
Это приём выделения и графической систематизации смысловых единиц в виде грозди. В таком виде удобно представлять и большие объемы информации.
Например: Составьте кластер к слову “Конденсатор (10 класс)”. При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 4 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Данную работу они выполняют самостоятельно читают параграф учебника.
 
Прием «Инсерт».
Инсерт – маркировка текста по мере его чтения (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления).
«V»,- уже знал; «+»,- новое «-«, - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. Прочитав один раз вернитесь к своим первоначальным прогнозам. Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
«Плюс – минус – интересно(?)»
Данный прием используется на стадии осмысления. Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту.
Значки “+”, “–”, “?” можно ставить в процессе работы с текстом рядом с его отдельными элементами, а можно заполнять таблицу:“+”“–”“?”
В графу “+” записываются все факты, элементы текста уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
«Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что нам известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставлю проблему: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делаем вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. Это один из приемов активной работы с текстом.
Приём «Перепутанные логические цепочки» на стадии рефлексии применяю в 7 классе при изучении темы «Почему существует воздушная оболочка Земли?». Дана фраза: «Атмосфера - это воздушная оболочка Земли, а воздух – это прозрачная, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов». Находим ошибку в тексте и рассуждаем о весе воздуха, какими экспериментами можно это доказать.
Еще один текст для примера. Тема «Плавание судов»(7 класс).
«Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 17 веке действие на тела, погруженные в жидкость, выталкивающей силы, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует выталкивающая сила, всплывают, а те, на которые она не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность их вещества больше плотности жидкости». Далее идет обсуждение условия плавания тел, сравнение плотности тела и жидкости, кому принадлежит этот закон, в чем его суть и т.д.
Прием «Верные и неверные утверждения» часто применяю в образовательном процессе 7 класса, только я его называю «Веришь - не веришь». Приведу пример при рассмотрении темы «Взаимодействие молекул». На стадии рефлексии учащиеся должны дать ответ: «да» или «нет».
1.Вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет). 2.Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да). 3.Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размерам (нет). 4.Молекула – мельчайшая частица вещества (да). 5.В молекуле может быть более 1000 атомов (да). 6.Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше (да). 7.Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).
Тема урока «Источники звука. Звуковые колебания»
Стадия вызова Маркировка «+», «-«, «?»; Верите ли вы, что:
- звук- это поперечная волна?
-звук-это продольная волна?
- всякое колеблющееся тело звучит?
-источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде?
- всякое звучащее тело колеблется? И т.д.
Вопросы подбираются т.о., чтобы учащиеся могли сформулировать цели.
Домашнее сочинение любят дети младших классов. В 7 классе после изучения темы «Сила трения» я даю задание написать сочинение «Мир, в котором нет силы трения» с сохранением физических понятий. После написания сочинения в классе с разрешения учащегося зачитываем текст и разбираем, есть ли ошибки с точки зрения физики, понравилось ли сочинение. Ученики сами выбирают сюжет и пишут или в жанре сказки или приключений, или фантастики или вообще с точки научного подхода.
Прием «Бортового журнала» При изучении темы «Свет» в 11 классе. В начале изучения темы на стадии вызова прошу заполнить левую часть таблицы.
Что мне известно о свете Что нового я узнал(а) после изучения темы
После изучения темы учащиеся заполняют правый столбец таблицы. На стадии рефлексии сравниваем объем информации до и после изучения темы. Предложенные методические приемы призваны решить определенные задачи: формирования понятий, умение сравнивать объекты, систематизировать материал и т.д., и все вместе нацелены на развитие критического мышления ребенка, на развитие его личности.
Результаты работы с учащимися по данной технологии показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, учитель превращает класс в лабораторию демократического диалога, что важно для каждого ученика. Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное - повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема современного образования, которая с успехом может быть разрешена.
Для того чтобы успешно внедрять технологию « Критического мышления» в практику надо:
- научить учащихся оценивать не только себя, но и других
- вырабатывать навыки самостоятельной работы
- осмысливать, применять и оценивать большой объем информации
Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия.
Литература
1.Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1999.
3. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
4.Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМ. – с. 62-68, 90-100.