Элективный курс Учимся решать задачи
Программа элективного курса по химии
«Учимся решать задачи»
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс по химии «Учимся решать задачи» предназначен для обучающихся 9 класса общеобразовательных учреждений.
Задачи по химии есть во всех вариантах ОГЭ и ЕГЭ. Задачи в ЕГЭ более сложные. Решением задач надо заняться в 8-9-ых классах. Умение решать их является основным показателем творческого усвоения предмета. Кроме того, решение задач при изучении теории позволяет значительно лучше разбираться в ней и усвоить наиболее сложные вопросы химии.
В программе содержатся задачи различного уровня сложности. Теоретический материал в программе не рассматривается, а лишь в первом разделе имеются достаточно простые понятия и формулы, которые необходимы для дальнейших решений задач. Прилагается описание простейшего приспособления, которое может учащимся лучше усвоить использование математического метода при решении задач.
Во втором разделе – наиболее типовые задачи. Задачи ,составленные таким образом, чтобы полостью обхватить обязательный минимум содержания образования по химии основной школы. Использованы все типы задач, решением которых должен овладеть школьник.
Последний раздел курса называется «Задачи повышенной трудности». Примеры приблизительно такого уровня сложности обычно предлагают на вступительных экзаменах в вузы с повышенными требованиями по химии и такие же задачи в ЕГЭ-задание 33 .
Критерием степени усвоения учебного материала, то есть данного курса является заключительная контрольная работа. В контрольной работе есть простые задания-задачи рассчинные на средних учеников, и сложные, требующие хорошей подготовки. При положительном результате выполнения контрольной работы можно считать, что обучающийся имеет необходимый минимум знаний. Содержание курса поможет обучающимся подготовиться к поступлению на биолого-химический профиль, это возможность решение сложных химических задач и плюс еще проверить свои возможности.
Цель: Повышение эффективности усвоение основ химии
Задачи курса: 1. Научить решать расчетные задачи по химическим уравнениям реакций с использованием полученных знаний
2. Развивать внутреннюю мотивацию учения
Элективный курс является важной частью образовательного процесса. Работа курса основывается на знаниях, полученных на уроках химии, и прорабатывается на большом количестве задач и примеров. В качестве задачника лучше использовать сборник задач Г.П. Хомченко и др. (см. список литературы). Литература имеется в кабинете и есть возможность приобрести каждому ученику.
Часы на элективные курсы отводятся мало и поэтому данный курс можно, использовать и как кружковую работу растянуть на целый учебный год. В таком случае можно по каждой теме прорешать задачи 2-3 часа. Лишь таким образом можно получить желаемый результат.
Тематический план
№
Тема
Количество часов
Виды деятельности учащихся
Умение, навыки
«Все так просто!»
1
Введение
1
Работа с химической терминологией
Химические знаки Химические формулы
2
Задачи с использованием количество вещества
1
Нахождение Моль через массу и объём
Математический метод решение задач
3
Масса исходного вещества и продукта реакции
1
Составление алгоритма задачи
Использование алгоритма в решении
4
Объем продукта реакции. Объем исходного вещества
1
Рассуждение, составление алгоритма
Использование алгоритма в решении
Типовые задачи (задачи по программе)
5
Даны массы двух исходных веществ. Что делать?
1
Рассуждение, расчеты алгоритм.
Умение находить избыточное вещество
6
Данные вещества, растворы. Как быть?
1
Рассуждение, вычисления, расчеты.
Использование массовой доли растворенного вещества
7
Задачи с «грязными» веществами
1
Расчеты по определению чистого вещества и дальнейшее решение по управлению химической реакции
Использование формулы
для расчетов
8
Выход продукта
реакции
1
Решение по формуле, вычисления по уравнению химической реакции
Сравнение практических и теоретических данных
III. «Будьте внимательны и осторожны!» (задачи повышенной сложности)
9.
Комбинированные задачи по теме II.
1
Рассуждение, расчеты и вычисления
10.
Комбинированные задачи по теме II.
1
Все в одной задаче
Дойти и найти ответ
11.
Окислительно-восстановительные реакции
1
Составление уравнений реакций методом электронного баланса
Применение электронного баланса
12.
Смеси и растворы
1
Задачи на составление системы уравнений
Решение системы уравнений
13.
Качественные реакции
1
Составление химических уравнений
Практическая работа
14-15.
Нестандартные задачи
1
Рассуждение, расчеты и вычисления
Решение
нестандартных задач
16.
Заключительное занятие
1
Занятие «Легко решать, когда знаешь!»
Контрольная работа
Литература и другие информационные источники
1.Габриелян О.С.Химия, 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова,:6-е изд., стеротип.- М.: Дрофа,2014.
2.Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А.Методика решения задач по химии. - М:Просвещение,1989.
3.Журин А.А.Сборник задач по химии.- М: Аквариум,1997.
4.Зубович Е.Н., Асадник В.Н. Решение задач повышенной трудности.- Минск: Книжный дом,2004.
5.Кузьменко Н.Е.,ЕреминВ.В.2400 задач для школьников и поступающих в вузы. -М: Дрофа,1999.
6.Савинкина Е.В., Логинова Г. П., Химия: Сборник задач. 8-9 классы. - М.: АСТ-ПРЕСС,2001.-400 с.
7.ХомченкоГ.П.,Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. - М.: «Новая Волна»,2002.
8.Химия .1С Репетитор
Сайт в Интернете: www. newwave.msk.ru
15