«Учимся решать задачи» (элективный курс по математике)
Учебная программа
«Учимся решать задачи»
(элективный курс по математике для учащихся 3 класса
на 34 часа)
Составила: Беличенко Н.А.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №59»
Барнаул, 2012
Пояснительная записка
Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи. Научив детей владеть умением решать текстовые задачи, учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовит учащихся к приему более сложной информации в старших классах.
В начальном курсе математики решению текстовых арифметических задач
отводится особое место. Они составляют 40% материала учебников по математике, и на их решение тратится значительная часть учебного времени. Сложность решаемых задач постепенно возрастает, и в 4 классе дети встречаются уже с довольно сложными задачами, при решении которых путь рассуждений особенно труден для учащихся. Поэтому при решении арифметических задач чрезвычайно важно провести анализ задачи, довести содержание и решение задачи до понимания учащимися. Каждый ученик должен уметь кратко записать условие задачи, иллюстрируя его с помощью рисунка, схемы или чертежа,
обосновать каждый шаг в анализе задачи и её решении, проверить правильность решения.
Проблема заключается в том, что в силу недостатка времени на уроке учителю не удаётся полностью выполнить эти требования: уделить больше внимания работе над текстовой задачей; более основательно подойти к формированию основных умений для успешного решения арифметических задач; проводить дополнительную работу с уже решённой задачей. Всё сводится лишь к поиску ответа на поставленный вопрос, что приводит к серьёзным пробелам в знаниях и навыках учащихся. Большинство учащихся испытывают трудности при решении текстовых задач.
Предлагаемая программа имеет своей целью обеспечение условий для:
развития устойчивого интереса учащихся к изучению математики;
формирования у учащихся полного представления о решении текстовых задач;
определения уровня способностей учащихся и их готовности к дальнейшему обучению в школе;
воспитания понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.
Основные задачи изучения курса заключаются в том, чтобы систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач; познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения; развивать и укреплять межпредметные связи; научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению математики в средней школе.
Программой предусмотрено 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
В рамках курса осуществляется тематический и итоговый контроль. Успешность освоения курса оценивается при выполнении итоговой контрольной работы. Работа учащегося оценивается отметкой «зачтено», если решены 3 из 5 предложенных задач.
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на расширение и углубление знаний по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в средних и старших классах, а также качественно подготовиться для безболезненного перехода из младшей школы в среднее звено. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения.
Содержание тем курса
I четверть
Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой адачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Составление краткой записи в виде таблицы. Названия компонентов действий сложения, вычитания. Составные задачи на увеличение числа на несколько единиц, уменьшение числа на несколько единиц. Составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого; на разностное сравнение. Составные задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. Тематический зачёт№1 по теме «Решение составных задач».
II четверть
Составные задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Решение простых и составных задач на увеличение числа в несколько раз; уменьшение числа в несколько раз. Понятия «больше в», «меньше в»..Правила нахождения «на сколько одно число больше или меньше другого», «во сколько раз одно число больше или меньше другого». Тематический зачёт №2 по теме «Решение составных задач»
III четверть
Составные задачи на разностное и кратное сравнение. Названия компонентов действий умножения, деления. Задачи на нахождение произведения. Простые и составные задачи на нахождение частного. Задачи на нахождение неизвестного множителя. Практикум по решению задач. Тематический зачёт №3 по теме «Решение составных задач»
IV четверть
Простые и составные задачи на нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Понятия «геометрическая фигура», «стороны геометрической фигуры», «площадь», «периметр». Формулы нахождения площади, периметра геометрической фигуры. Задачи на нахождение площади, периметра и сторон геометрических фигур. Задачи с косвенными вопросами. Выбор рационального подхода к записи решения задачи. Практикум по решению задач. . Тематический зачёт №4 по теме «Решение составных задач»
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Знать:
правила нахождения «на сколько одно число больше или меньше другого», «во сколько раз одно число больше или меньше другого»;
формулы нахождения площади, периметра геометрической фигуры;
названия компонентов действий сложения,вычитания, умножения, деления.
Уметь:
определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
использовать дополнительную математическую литературу.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации предлагаемой программы необходимы следующие средства обучения:
Набор фишек (однотипных геометрических фигур для моделирования задачи).
Цветные карандаши.
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу курсу «Решение задач» Беличенко Н.А. 3 А класс
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Кол-во
часов
Календарные сроки
Виды деятельности
учащихся
Оборудование, контрольно-измерительные материалы
Примечания
планируемые
фактически
Увеличение на несколько единиц. Решение задач.
1
07.09
Практическое выполнение действий
Тетрадь, интернет-ресурсы
Уменьшение на несколько единиц. Решение задач.
1
14.09
Практическое выполнение действий
Инд.карточки, тетрадь
Увеличение на несколько единиц. Решение задач
1
21.09
Практическое выполнение действий
Самостоятельная работа.
Инд.карточки, тетрадь
Уменьшение на несколько единиц. Решение задач.
1
28.09
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
Составные задачи на разностное сравнение
1
05.10
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
Нахождение неизвестного слагаемого.Решение задач.
1
12.10
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
Составные задачи. На разностное сравнение.
1
19.10
Ознакомление с алгоритмом решения задачи
Тетрадь, интернет-ресурсы
Составные задачи. На разностное сравнение
1
26.10
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
Составные задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
1
09.11
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Инд.карточки, тетрадь
Составные задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
1
16.11
Ознакомление с алгоритмом решения задачи Решение задач.
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Составные задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
1
23.11
Самостоятельная работа
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы
Составные задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
1
30.11
Ознакомление с алгоритмом решения задачи
Инд.карточки, тетрадь
Составные задачи.
1
07.12
Практическое выполнение действий
Инд.карточки, тетрадь
Задачи на увеличение в несколько раз
1
14.12
Практическое выполнение действий
Инд.карточки, тетрадь
Задачи на уменьшение в несколько раз
1
21.12
Практическое выполнение действий
Тетрадь, интернет-ресурсы
Тематический зачёт№1 по теме «Решение составных задач»
1
28.12
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Тетрадь, интернет-ресурсы
Составные задачи на разностное и кратное сравнение.
1
11.01
Самостоятельная работа
Тетрадь, интернет-ресурсы
Составные задачи на разностное и кратное сравнение.
1
18.01
Ознакомление с алгоритмом решения задачи
Инд.карточки, тетрадь
Задачи на нахождение произведения
1
25.01
Ознакомление с алгоритмом решения задачи
Тетрадь, интернет-ресурсы
Задачи на нахождение частного
1
01.02
Самостоятельная работа
Инд.карточки, тетрадь
Составные задачи на нахождение частного
1
08.02
Практическая работа
Инд.карточки, тетрадь
Практикум по решению задач.
1
15.02
Решение задач.
Инд.карточки, тетрадь
Задачи на нахождение неизвестного множителя
1
22.02
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
Составные задачи на нахождение неизвестного множителя
1
01.03
Работа в парах
Инд.карточки, тетрадь
Составные задачи. Решение задач разных видов.
1
15.03
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
Тематический зачёт№1по теме «Решение составных задач»
1
22.03
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Инд.карточки, тетрадь
Нахождение неизвестного делимого
05.04
Решение задач.
Тетрадь, интернет-ресурсы
Нахождение неизвестного делителя
1
12.04
Самостоятельная работа
Интернет-ресурсы, тетрадь
Задачи на нахождение площади, периметра и сторон геометрических фигур.
1
19.04
Практическое выполнение действий
Индивид.карточки, тетрадь
Задачи на нахождение площади, периметра и сторон геометрических фигур.
1
26.04
Практическое выполнение действий
Индивид.карточки, тетрадь
Составные задачи. Решение задач разных видов.
1
03.05
Работа в парах
Интернет-ресурсы,
презентации учащихся
Составные задачи. Решение задач разных видов.
1
10.05
Самостоятельная работа
Интернет-ресурсы,
Решение задач разных видов.
1
17.05
Самостоятельная работа
Тетрадь, интернет-ресурсы
Итоговое занятие. Тематический зачёт№2
1
24.05
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Индивид.карточки.
Список литературы
Обучение решению текстовых задач. А.В. Тихоненко, Издательство
«Феникс»,2007
Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» – К.: Пед. пресса, 2001
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. «Познавательный задачник по математике»– М.: «Издательство Астрель», 2008.
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. «2500 задач по математике». – М.: «Издательство Астрель», 2007.
Н.Б.Истомина, М.У.Тажева. «110 задач с сюжетами из сказок». – М.: «Родничок», Астрель, АСТ, 2002
Шикова Р.Н. Использование моделирования в процессе обучения математике. Начальная школа, 2004, №12.
Ресурсы Интернет:
1. Решение текстовых задач по математике с помощью унифицированных схем
в начальных классах - http://festival.1september.ru/articles/311614/
2. Этапы изучения понятия задачи и её решения в начальных классах-
http://referatwork.ru/refs/source/ref-66504.html
3. Развитие логического мышления школьников при построении
вспомогательных моделей. - http://studhelps.ru/11/dok.php?id=s015
4. Методика обучения решению простых текстовых задач на уроках математики
- http://www.openclass.ru/node/82435
5. Обучение решению составных задач в начальных классах аналитическим
способом рассуждения http://www.school2100.ru/upload/iblock/5df/5df9213610cb8ec2afa73cc42294ea61.pdf
6. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материалы, рекомендуемые для использования на уроках:
1. Старинные задачи - http://komdm.ucoz.ru/publ/1-1-0-2
2. Задачи, ребусы головоломки стран мира - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] golovolomki-stran-mira.html
3. Задачи, ребусы головоломки стран мира - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] golovolomki-stran-mira.html
4. Логические задачи, задачи в стихах, задачи-шутки - http://schoolwork.
net/golovolomki/zadachi-shutki/
5. Задачи- сказки - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] zagadki-zadaci-skazki
6. Задачи- сказки, головоломки - http://2yxa.ru/golovolomka/?nom=40
13PAGE 15
13PAGE 14715
Заголовок 3Заголовок 415