Презентация Методическая разработка раздела учебной программы для 1 класса VIII вида по развитию устной речи на основе курса «Живой мир»


Муниципальное казённое образовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школаМетодическая разработка раздела учебной программы для 1 класса VIII вида по развитию устной речи на основе курса «Живой мир»Название раздела: Сезонные изменения в природеВыполнила: Кузнецова Любовь Вячеславовна2014 Проект урока развития устной речи в 1 классе VIII видана основе курса «Живой мир» по теме «Весна – пробуждение природы» Актуальность раздела «Живой мир» как предмет по развитию речи и «Сезонные изменения в природе», как раздел этого предмета призваны обогащать и развивать активный словарный запас учащихся с интеллектуальными нарушениями. На уроках в процессе усвоения систематических знаний о природе в целом и о сезонных изменениях в частности, у обучающегося формируется образное и аналитическое мышление, развивается кругозор, расширяется активный словарь. Ребёнок учится видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, описывать предметы и явления в процессе их сезонной сменяемости. В результате чего формируются конкретные представления о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года.Учитель руководит речевой деятельностью обучающегося, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определенных сезонных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи между ними, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Цели и задачи раздела программыЦель: Обогащение и уточнение словаря, развитие вопросно-ответной диалогической связной речи на основе формирования представлений о временах года.Задачи:обогащать и уточнять кругозор обучающегося вследствие улучшения уже имеющихся понятий;развивать наблюдательность обучающегося в процессе формирования у него умений анализа, синтеза, обобщения, классификации;активизировать внимание и память, развивать логическое мышление;прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями Одним из важнейших факторов психического развития детей с умственной недостаточностью является спонтанность, т.е. наличие самодвижения, где каждая новая ступень психического развития ребёнка неизбежно следует за предыдущей, переход от одной ступени к другой объясняется не только социальными, но и внутренними причинами. Задолго до того, как ребёнок научится читать, писать, считать, у него должны быть сформированы необходимые предпосылки, ментальные средства и способы, на которых он может усваивать те или иные эмпирические знания.Особенностью учебного плана для учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIIIвида (класса) является то, что учебные предметы решают в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Это определяет специфику обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, которая наиболее ярко выявляется в содержании, выборе и применении различных средств и методов обучения. Ожидаемые результаты освоения раздела учебной программыII уровень- минимально достижимый:правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть своё имя, фамилию, возраст, пол; активно участвовать в беседе; полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;составлять простые нераспространенные предложения;распространять предложения по вопросам,правильно употребляя формы знакомых слов. Содержание учебного разделаСезонные изменения в природе (9ч)Сезонные изменения в неживой природеВлияние солнца на изменения в природе: зима - солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето - солнце долго светит, греет сильно, всё оживает. Солнце весной и осенью. Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Осенняя экскурсияЗимняя экскурсияВесенняя экскурсия Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня. Растения и животные в разное время года Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Берёза, клён, мать-и-мачеха". Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года Методы обучения СловесныеОбъяснительно-иллюстративныеНаглядныеПрактические Форма организации учебной деятельностиИндивидуальная – взаимодействие с одним учеником. Календарно-тематическое планирование раздела{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Тема урокаТип урокаМетод обученияФормы работыСистема знанийСистема умений1ОсеньУрок - экскурсиянаглядныйИндивидуальнаяИзменение окраски листьев, листопад, увядание трав (наблюдения)Определение признаков осени, наблюдение за погодой, сравнение листьев берёзы и клёна2ОсеньУрок открытия новых знаний объяснительно-иллюстративныйИндивидуальнаяПризнаки осени. Солнце осенью, его влияние на состояние неживой природы (холодно, облачно, дождь, ветер)Название времени года и его приметы (признаки осени)3Растения и животные осеньюУрок открытия новых знаний объяснительно-иллюстративныйИндивидуальнаяЗнать, что осенью растения и животные готовятся к зиме.Узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы, диких и домашних животных осенью, называть их.4Одежда людей, игры детей осеньюУрок открытия новых знанийпрактическийИндивидуальнаяЗнать названия предметов одежды в соответствии со временем года.Называть предметы одежды, соотносить их со временем года5ЗимаУрок открытия новых знаний объяснительно-иллюстративныйИндивидуальнаяЗима - солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает. Идёт снег, снегопад.Называние времени года и его основных признаков6ЗимаУрок - экскурсиянаглядныйИндивидуальнаяПризнаки зимы (наблюдения).Определять и называть приметы зимы, наблюдать за погодой.7Растения и животные зимойУрок открытия новых знаний объяснительно-иллюстративныйИндивидуальнаяЗимний покой деревьев. Животные зимой: медведь, заяц. Зимующие птицы: ворона, воробей.Объяснять, почему на деревьях нет листьев, как зимуют медведь и заяц, ворона и воробей. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Растения и животные зимойУрок открытия новых знаний объяснительно-иллюстративныйИндивидуальнаяЗимний покой деревьев. Животные зимой: медведь, заяц. Зимующие птицы: ворона, воробей.Объяснять, почему на деревьях нет листьев, как зимуют медведь и заяц, ворона и воробей.Одежда людей, игры детей зимойУрок открытия новых знанийпрактическийИндивидуальнаяЗнать названия предметов одежды в соответствии со временем года.Объяснять, почему зимой на улице надо носить тёплую одежду, называть зимние развлечения детей.Весна – пробуждение природыУрок открытия новых знаний объяснительно-иллюстративныйИндивидуальнаяПризнаки весны. Солнце весной, его влияние на состояние неживой природы (тепло, ясно, тает снег, образование сосулек)Называние основных признаков весны.ВеснаУрок - экскурсияНаглядныйИндивидуальнаяПризнаки весны: природа просыпается, солнце светит ярче, греет теплее, снег тает (наблюдения). Определять и называть признаки весны, наблюдать за погодой.Растения и животные веснойУрок открытия новых знаний объяснительно-иллюстративныйИндивидуальнаяЗнать: набухание почек весной, появление листьев, рост трав, изменение жизни животных. Определять и называть, что происходит с растениями и животными весной Одежда людей, игры детей веснойУрок открытия новых знанийпрактическийИндивидуальнаяЗнать названия предметов одежды в соответствии со временем года.Называть предметы одежды, соотносить их со временем года, определять её соответствие с природными условиями.ЛетоУрок открытия новых знаний объяснительно-иллюстративныйИндивидуальнаяПризнаки лета. Лето- солнце светит долго, греет сильно, всё оживает.Называть основные признаки лета. Узнавать их на картинках и в учебнике {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}14ЛетоУрок - экскурсияНаглядныйИндивидуальнаяНаблюдения за изменениями в природе летомОпределять и называть приметы лета. Наблюдения за погодой.15Растения и животные летомУрок открытия новых знаний объяснительно-иллюстративныйИндивидуальнаяЗнать: названия полевых и садовых растений, названия ягод; жизнь животных и птиц летомУзнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы, цветы, диких и домашних животных летом, называть их. Определять что происходит в их жизни в это время года. 16Одежда людей, игры детей летомУрок открытия новых знанийпрактическийИндивидуальнаяЗнать названия предметов одежды в соответствии со временем года.Знать названия предметов летней одежды, объяснять причину её использования. Цель: коррекция связной устной речи на основе ознакомления и наблюдения за сезонными изменениями в природе весной.Задачи: Образовательная: сообщение новых знаний об изменениях, которые происходят весной.Развивающая: активизация и обогащение словарного запаса учащихся, коррекция слухового внимания и всех видов памяти; формирование познавательных интересов; развитие умения чётко передавать свои мысли.Воспитательная: воспитывать любовь к природе, интерес к учебной деятельности, любознательность.Тип урока: открытия новых знаний и умений.Коррекционные: осуществлять коррекцию и развивать познавательную активность детей через реализацию принципа доступности учебного материала, обеспечивать «эффект новизны» через аналитико-синтетическое восприятие окружающего мира. Этапы урокаОрганизационный момент 1минАктуализация знаний 7 минСовместное открытие новых знаний 7 минПрименение нового знания 6 минИтог урока 3 минДомашнее задание 2 мин Здоровьесберегающие технологии{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Набухла речка, набухла почка,Соединяем мизинчики и безымянные пальчики.Живая в небе плывёт цепочка.Соединяем средние пальчикиВ рассветной сини курлычет стая,Соединяем указательные пальчикиВесну и лето соединяя.Соединяем большие пальчики Здоровьесберегающие технологии{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Работа по развитию дыхания и голоса-«Цветы». Понюхаем первые весенние цветы: вдох – через нос, выдох – через рот, вдох – через рот, выдох – через рот.-Голосовые упражнения: развитие силы голоса. Откуда ни возьмись налетели снежинки. Это злится старуха – зима, не хочет уходить.На полянку, на лужок тихо падает снежок.ТихоНо подул вдруг ветерок – Закружился наш снежок.ГромчеПляшут все пушинки. Белые снежинкиГромко Особенности освоения учебного материала детьми с нарушенным интеллектомпри работе с детьми с нарушенным интеллектом следует опираться не на принцип их обучаемости грамоте, счёту и другим предметам (их продвижение по этому пути весьма затруднено), а на принцип развития у них коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др.)