Методическая разработка раздела учебной программы Современные подходы к решению орфографических задач в корне слова.
Элементарные способы использования речевых навыков для решения поставленных проблем Способы проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова Значимость русского языка, как средства общения и познания окружающей действительности Видеть (обнаруживать) орфограммы в словах Правильно писать слова с изученными орфограммами графически обозначать орфограмму и условия выбора ЭТАПЫ РАБОТЫ ознакомительный учетно - контрольный тренировочно - закрепительный итогово - аналитический ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП чтение орфографически иорфоэпически подбор родственныхслов работа над «зрительным» образом Запись слова с «окошком» чтениезагадки Определение «ловушки» ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ СЛОВА фонетические лексические словообразовательные морфологические орфографические синтаксические Этимологический анализ слова творческие Виды упражнений на тренировочно -закрепительном этапе Упражнения для формирования фонетических понятий : 1.Запишите слова : вдруг, ветер, город, завод, корабль, мороз, арбуз.Подчеркните буквы парных согласных звуков. Какие из них являются орфограммами? 2.Вставь вместо числа букву, угадай слово. Напиши его.3, 1 6, 18, 16, 2, 6, 11 воробей 3.Отгадывание анаграмм. йвореоб. 4.Игра «Слабый – сильный» КОТ котенок 5.Запиши: 1 слог в слове - ведьмаСлово - мёд (Медведь) 1 слог в слове – родня3 слог в слове - кабина (Народ) Лексические упражнения . Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. Старый, стреляный воробей (в чем-л.) — о человеке опытном, которого трудно провести, обмануть; о бывалом человеке. — Старого воробья на мякине не проведешь. Орфографические упражнения. Группировка и запись слов по орфографическим признакам :Гриб, лисёнок, кружка, моря, сказка, ветер, морж, дуб, тетрадь, поляна, дожди, дождь. Школьники должны разделить слова на группы: к 1 группе отнести слова с безударной гласной;ко 2 группе _ слова с парной согласной на конце слова; к 3 группе – слова с парной согласной в середине слова. скв…рец п…рнатые л…тать скв…рчиха п…ро перел…тные скв…речник п…рья ул…тать скв…рушка п…рина прил…тать скв…рчонок п…рышко взл…т 1.На доске три группы слов. Словообразовательные упражнения. Обучающимся предлагается выбрать слова с безударной гласной и проверочные к ним. 2.От слова воробей образуйте родственные слова и покажите с помощью чего они образованы. воробьиха воробышек воробьиный воробьишка 3.К выделенным словам подберите однокоренные слова: Часы чинит …. (часовщик, мастер).Лес охраняет …. (садовник, сторож).За садом ухаживает ….. (лесник). Подчеркните в них безударные гласные. Морфологические упражнения. 1.Ответьте на вопросы словами с парными звонкими согласными, изменив слова в скобках. Где растет морковь? (гряда)Буквы пишут где? (тетради)Что мы утром чистим? (зубы)Одеваем в холод? (шубы)Любим все читать мы… (сказы)И кататься на … (салазочки) 2.Игра «Соедини пары слов» ловок резкийгладок близкийблизок гладкийлегок ловкийрезок легкий 1.Составьте предложения с данными словами: Синтаксические упражнения. огород, растет, в, картофель -карандаши, убирать, ручки, и, пенал, надо, в-берлога, зима, в, медведь, спит 2.Спиши загадки. Напиши отгадки, подбери к ним проверочные слова. Она нас всех встречает,Сережки надевает.А платьице в полоску.Узнаешь ты… (берёзку). Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!Каждому ясно: это - …(хлопушка). Этимологический анализ слова. «Растёт низко, к земле близко.» Что это? Земляника- земля, земли Черника- чёрная Малина –из маленьких зёрен Творческие задания. 1.Составление рассказа по опорным словам: зима, мороз, коньки, каток. ученик, карандаш, пенал, тетрадь. класс, учитель, ученик, дежурный. 2.Вставьте подходящие по смыслу слова: Осенью дует … ветер. … ветер гуляет на просторе. … ветер гонит стаи туч на край земли. Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный Творческие задания. 3.Прочитайте текст, который перед вами. (чтение текста про себя, затем вслух). Вышло из – за туч солнце. Свет залил поле и лес. -Есть ли в тексте слова с безударными гласными?Измените текст так, чтобы в нём появились слова с безударными гласными.Смысл текста не должен меняться. Используйте синонимы. Появилось из-за облаков солнце. Оно осветило поля и леса. УЧЕТНО – КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП Словарные диктанты по форме работы по виду восприятия простые творческие слуховые зрительные ВИДЫ ДИКТАНТОВ. 1.Диктант с комментированием: Год – дед – дуб – березка – арбуз - завод. Береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня 3.Письмо по памяти. ЗАВТРА «В воде она живёт, нет клюва, а она клюёт». Рыба.- Заменим словосочетания и предложения одним словом, запишем эти слова.· Маленькая рыба. Рыбка, рыбёшка.· Процесс, когда ловят рыбу. Рыбалка.· Человек, который ловит рыбу. Рыбак. · Как сказать по-другому «ловить рыбу»? Рыбачить. -завод -автобус -восторг -торг -рог -арбуз 2.Диктант с родственными словами. ВИДЫ ДИКТАНТОВ. 5.Выборочный диктант: Выпишите слова с непроверяемым написанием По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе. Выпишите слова – названия предметов морковь сварилась, запел петух, говорливая сорока, фарфоровая тарелка 6.Зрительный диктант. Сладкие крошки на короткой ножке.Кто проходит близко кланяется низко. 7.Картинный диктант. ВИДЫ ДИКТАНТОВ. 8.Диктант с использованием загадок. Не заботясь о погоде В сарафане белом ходит. А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Не похож на человечка, но имеет он сердечко, и работе круглый год он сердечко отдает. Он и чертит, и рисует.А сегодня вечерком он раскрасил мне альбом. Дом зеленый тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда - Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП Результаты диктанта 1 четверть 2010-11 уч. год 3 класс. В классе 26 учащихся.Работу выполняли все.. ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП Результаты диктанта 1 четверть 2010-11 уч. год 3 класс. В классе 26 учащихся.Работу выполняли все. Типичные ошибки.. ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП Результаты диктанта 4 четверть 2010-11 уч. год 3 класс.В классе 26 учащихся.Работу выполняли все.. ИТОГОВО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП Результаты диктанта 4 четверть 2010-11 уч. год 3 класс.В классе 26 учащихся.Работу выполняли все. Типичные ошибки.. . Результаты работы. . Литература: Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. –2002- №2-С.56Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н.Богоявленский \ М., 1966Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные // Начальная школа. – 1996. - №9 – с. 198Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. –2002- №1-С.90Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина–М.: Просвещение, 1991- 276с.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. –1988. №11Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе?./А.С.Кузьменко//Начальная школа. –1992. №9-10-С.49Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1990. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии/Т.И.Мишина//Начальная школа. -1996. №9-С.34 Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости/В.Ф.Одегова//Начальная школа. –1989. №6-С.73Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А.Савинова//Начальная школа. –1996-. №1-С.45 Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости/М.С.Селезнева//Начальная школа. –1997.- №1-С.81 Интернет – ресурсыhttp://www.1september.ru www.it-n.ru www.openclass.ru