Конспект урока для 5 класса Музыка — главный герой сказки


План-конспект урока по музыке в 5 классе
МОУ Буреполомская средняя общеобразовательная школа
«Музыка – главный герой сказки.»

Тема урока: Музыка – главный герой сказки
Класс: 5 класс
Тип урока: Урок углубления и расширения темы.
Форма урока: урок-экскурсия.
Цель урока: определение роли музыки в литературе, в частности в сказках.
Задачи урока:
Образовательные:
Проследить влияние музыки на восприятие детьми сказки.
Познакомиться с произведением
Развивающие:
1.Формировать умение узнавать знакомые мелодии и находить взаимосвязи между произведениями.
2. Формулировать выводы, выделяя главное в уроке.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к литературе и музыке.
Пробуждать стремление к творчеству.
Воспитывать у школьников интерес и любовь к искусству.
Структура урока:
Организационный момент;
подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
сообщение темы и цели урока;
ознакомление с новым материалом;
осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
подведение итогов урока.
Материально-техническое оборудование:
Компьютер, компакт-диски, фонозаписи, комплект портретов композиторов, синтезатор, ноты с мелодиями песен сказочных персонажей и песней Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету».
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Звучит музыка к телепередаче «Угадай мелодию».
Учитель. Знакома ли вам эта музыка?
Дети. Да, знакома, эта музыка из передачи «Угадай мелодию»
Учитель. Хотите поиграть в эту игру?
Дети. Да!
Учитель. Но я хочу предупредить вас, что игра будет не совсем обычная. Мы начнём игру сразу с третьего тура, и вы все будете участвовать в этой игре. Нужно только внимательно слушать подсказку и загаданную мелодию, а затем определить , откуда эта мелодия.
Дети отгадывают звучащие мелодии.
Подсказка учителя Песня
Песенка персонажа, который ушёл почти ото всех. Песенка Колобка из русской народной сказки «Колобок».
Песенка героини, живущей под охраной и приносящей огромные доходы своему хозяину. Песенка Белочки из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Песня-мольба двух племянников к своей зазнавшейся богатой родственнице. Песенка котят из сказки С. Маршака «Кошкин дом».
Песенка братьев, не любящих умываться. Песенка трёх поросят из сказки С. Михалкова.
Песенка сказочного ВИА. Песенка из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»
Песня хитрой, но очень красивой героини. Песня Лисы из русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Песня разбойника, изменившего свой голос. Песня Волка из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
Учитель. Молодцы, ребята, все мелодии отгадали. Скажите, что же объединяет эти песни?
Дети. Их объединяют сказочные герои, и звучат они в сказках.
Учитель. Представьте себе, что вдруг исчезнет музыка. Что станет с этими сказками?
Дети. Все эти сказки исчезнут, потому что в них звучат песни и музыка.
Учитель. А все ли сказки исчезнут?
Дети. Нет, не все, а только музыкальные.
Учитель. Давайте вспомним другие сказки, в которых звучит музыка.
Дети. «Золушка» Ш. Перро - бал, «Снегурочка» - хороводы, «Теремок» - «Залезла мышка в теремок, стала жить-поживать, песни распевать…», «Муха-Цокотуха» К. Чуковского – «Музыканты прибежали, в барабаны застучали…».Учитель. Было бы очень жаль, если бы исчезли такие замечательные сказки. Но не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. Тема нашего урока – «Музыка- главный герой сказки».
Учитель. Ребята. Можете ли вы назвать сказки, В которых музыка или музыканты являются главными героями?
Ответы детей. (Если ребята затрудняются, то учитель сам называет сказки).
Учитель. У кого из русских поэтов много сказок?
Дети. У А.С. Пушкина.
Учитель. А.С. Пушкин сложил свою поэму «Руслан и Людмила» шестью песнями. Первые строки поэмы подчёркивают неразрывную связь песни и сказки, музыки и литературы.
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Если очень выразительно, со сказочно-повествовательной, волшебной интонацией прочитать строки А.С. Пушкина, можно услышать музыку.
А сейчас выполним задания.
Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина, одновременно исполняя рукой ритм стиха.
Попробуйте выразительно пропеть слова в этом ритме.
Дети выполняют задания.
Учитель. Какая мелодия у вас получилась: плавная или скачкообразная? Может ли эта мелодия передать картину, созданную поэтом?
Дети. Плавная. Да, может.
Учитель. А сейчас послушаем попевку Д. Кабалевского «У Лукоморья».
Слушание попевки.
Вопросы:
В каком ладу написана попевка?
Меняется ли ладовая окраска мелодии?
Что общего в мелодиях первого и второго голосов? Чем они отличаются?
Ответы детей.
Учитель. Музыка звучит во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа – «Музыкант – чародей».
Учитель читает сказку «Музыкант – чародей»
«Музыкант-чародей».Жил-был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало коров, срежет лозу, сделает себе дудочку и как заиграет, так коровы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше – в чистое синее небо к ясным звездам. Играл он весело – все веселились, играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что захочет, то и с сердцем делает Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, перестали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями. И черти наслали на него, когда он по лесу шёл,20 голодных волков.Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.(Сразу начинает звучать музыка в исполнении скрипки)Перестал музыкант играть, а волки как сонные, в лес потянулись. Вот какой был музыкант чародей!
Учитель. Ребята, как вы думаете, о чём пела скрипочка в последний раз?
Почему музыка в сказке сделала чудо?
Ответы детей.
Учитель. Сколько хороших и необходимых человеку качеств воспитывают сказки в людях! Поэтому их нельзя забывать ни взрослым, ни детям. А за что же мы любим сказки?
Дети. За то, что в сказках добро всегда побеждает зло.
Учитель. Да, в сказках добрые и трудолюбивые люди бывают вознаграждены за свою доброту, любовь, труд, а злые и ленивые получают хороший урок. Вот как об этом говорится в песне Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету».
Учитель исполняет песню под фонограмму.
Учитель. Понравилась ли вам эта песня? О чём она? Разучивать её мы будем на следующем уроке.
Итак, чему был посвящён наш сегодняшний урок?
Дети. Сказкам.
Учитель. Что вы должны запомнить, каков вывод урока?
Дети. Если бы не было музыки, то не было бы и сказок о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.
Учитель. Да, действительно. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость.
Наш урок окончен. До свидания!