По русскому языку 5 класс «Настоящее и прошедшее время глагола» в рамках программы Кембриджского Университета ( третьего базового уровня) 
Лукьяненко Надежда Ивановна 
Актюбинская область
Мартукский район
Родниковская средняя школа
учитель русского языка и литературы 
Использованная литература :учебник русского языка Алматы «Атамура» З.К. Сабитова, В.К.Павленко  Дидактический материал «Русский  язык » Алматы «Атамура» 2006г.,
словарик школьника О.Д.Ушакова «Однокоренные слова»,
фразеологический словарик школьника О.Д.Ушакова «Почему так говорят»
Разработка урока по русскому языку на тему «Настоящее и прошедшее время глагола в 5 классе». Цель урока Дать понятие времени глагола. Сформировать умение различать формы времени глагола . Развивать умение слушать    друг   друга, прививать интерес к русскому языку. На уроке применены различные приемы критического мышления: «Инсерт», работа по карточкам, тестовые задания.
Класс:                                   5
Тема занятия:                    Настоящее и прошедшее время глагола 
Ссылка:                                Папка «Разработки уроков», учебник русского языка Дидактический материал «Русский   
                                              язык » Алматы «Атамура» 2006г. словарик школьника О.Д.Ушакова «Однокоренные 
                                              слова», фразеологический словарик школьника О.Д.Ушакова «Почему так говорят»
Общие цели:                  Дать понятие времени глагола. Сформировать умение различать формы времени глагола .            
                                        Развивать умение слушать    друг   друга, прививать интерес к русскому языку.
Результаты обучения: Сформировать навыки употребления временных форм глагола в речи. Развивать            
                                          коммуникативные навыки. Формировать бережное отношение к языку .
Виды работ :                     В группах, индивидуальная 
Разделить на 2 группы      по формам (круг, квадрат )
Приветствие:                    Учащиеся стоят в кругу обращаясь к стоящему рядом «Привет, я хочу сказать ты  (такой                 
                                           умный )»        
Проверка домашнего задания. Подбор однокоренных слов СКОЛЬЗИТЬ (вскользь, выскальзывать, выскользнуть,  
                                                     поскользнуться, скольжение, скользкий, скользящий, ускользнуть )
Стадия вызова Я страшное дело какой деловой:В любые дела ухожу с головой.Задачи решаю, на скрипке играю,Сынишку соседки в коляске катаю.Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,И на стадионе голы забиваю.Укроп поливаю, кусты подстригаюИ чисто-пречисто весь двор подметаю.Дорожки песком я в саду посыпаю,А после работы в тени отдыхаю.
Вопрос: Что обозначает глагол? Назовите, что делает Глагол. Ответы детей (Поет, бегает, рисует, держит, отбивает, едет, катается)
«Повторенье – мать ученья». Отвечают на тестовые задания
 Тест
1.Глагол – часть речи, которая обозначает:
А) действие  предмета,
Б) признак предмета,
В) предмет.
2. В каком  случае не пишется слитно:
А) (не) мог,
Б) (не) доумевал,
В) (не) видел,
Г) (не) нравится.
3. Найдите глаголы в неопределённой  форме:
А) борется,
Б) бороться,
В)слышал,
Г) стричь.
4. Укажите  глагол  совершенного  вида:
А) Солнце гуляло;
Б) Солнце забежало;
В) Ребята  улыбаются;
Г) Дети смеются.
5. В каком случае нужно  поставить  букву и:
А) бл..стит,
Б) соб..ру,
В) зам..рать,
Г) зап..реть.
Самопроверка.
РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ 
Задание: найдите слова с чередующимися гласными.  Учащиеся находят  слова с чередующимися гласными ( при помощи сигнальных карточек)
Соберу ,расстелю ,замереть ,растереть, запереть ,расстелить  раздеру , прибирать, убирать, сдирать, расстилать, растереть.
Взаимопроверка
«Веселая минутка »
День,  который идёт  сейчас.                              сегодня,
День перед сегодняшним.                                   вчера,
Недалекое будущее                                            завтра,
Последовательная смена часов, дней, лет.       время.
Давайте  посмотрим,  какая  запись  у  вас  должна  получиться 
-Скажите, ребята, а время  важно  для  человека?
-А для части  речи, которую  вы  недавно  начали изучать время  важно?
Найдите слова , которые, по вашему мнению, указывают на время
(вчера, сегодня, завтра)
- Как вы думаете, что мы должны будем узнать сегодня на уроке? (Какие бывают формы времени, как они образуются, как и зачем употребляются в речи)
Стадия осмысления.  ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА. Учащихся формулируют тему урока
Все ли глаголы могут иметь все три формы времени? Образуйте от глаголов ОБРАТИЛСЯ, ГРЫЗЕТ все возможные формы времени и запишите их в 3 столбика (под табличками).-Что нужно прежде всего определить у глаголов? (Вид)СОВ.В. обратился (прош.в) _______(наст. в.) обратится (буд. в.)НЕС.В. грызла грызет будет грызтьСделайте вывод. (У глаголов совершенного вида нет настоящего времени.) «Инсерт»п.88, 85.стр.276, 277 Изучают самостоятельно теоретический материал 
Выводы: глаголы в прошедшем времени изменяются по числам а в единственном -по родам 
Задания: Найди глаголы прошедшего времени . определи род, число. Допиши окончание
1группа: Отговорил роща золотая березовым веселым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалет больше ни о ком.
2 группа: Много дум на земле я продума, много песен про тебя сложи, и на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дыша и жи.
«Инсерт» п.89 стр. 278 
Выводы: Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида: что делаю? Играю, что делаешь? гуляю.
Работа с книгой .Тренировочные упражнения: Образуй форму настоящего времени. Плакать- .., бежать-, просить-.., сказать., вести., пустить
Развитие речи. Творческая работа  -Составьте небольшой текст «Время года »(3-4 предложения) о временах года, используя глаголы в разных формах времени:1 группа . –Какое время года уже прошло? Расскажите о зиме, используя глаголы в прошедшем времени.2 группа –Какое время  года у нас сейчас? Расскажите о весне, используя глаголы в настоящем времени.Проверка: Во время  чтения текстов учащимися класс выписывает глаголы в 3 столбика. -На примере выписанных глаголов покажите, как могут изменяться глаголы в настоящем и прошедшем времени. 
Выборочный диктант. Работа с одаренными детьми . Выписать глаголы из стихотворных отрывков, указать время.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну кода же, ну когда же 
Гости наши прилетят?
 А сегодня поглядели-
 На ольхе сидит скворец.
Прилетели
 Прилетели!
Прилетели наконец!
 - Какое время года описывается в стихотворении? Как вы догадались?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№п/п
Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время
1.
              + 
2.           
+
3.
               +
4.
+
5.
+
6
+
Работа по карточкам Группа №1
 Замените глаголы в неопределённой форме глаголами прошедшего времени. Назовите характерный для прошедшего времени суффикс. 
Тигр вдруг (убежать). Рысь долго (спать). Дельфины (плавать) в дельфинарии. Котёнок (прыгнуть) со скамейки. Заяц (сидеть) в орешнике. Волчица грозно (зарычать). Охотник (стрелять) метко. Зверь (испугаться). Медведица (спрятаться) в кустарнике. Звуки (слышаться) издалека.
Группа №2 Поставьте глаголы в скобках в форме прошедшего времени.
Отец (лечь) спать. Река (течь) невдалеке. Муж (стричь) овец. Попутчик/попутчица уложить вещи. Брат/сестра (запрягать) лошадь.
Фразеологическая минутка : «Почему так говорят? »
1 группа объясняет выражение :Одна ласточка весны не делает
2 группа объясняет выражение :Ободрать как липку
Стадия рефлексии: Фраза начинается со слов «Хочу спросить»
                                  -Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? 
                                 - Как изменяются глаголы?
                                  - Как определить время глагола?
Домашнее задание: Составить мини- сочинение «Мой день начался с маленького чуда » .
Заголовок 115