Использование зрительного тренажёра в работе с детьми с ограниченными зрительными возможностями.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Журавлик»
Тема: Использование зрительного тренажёра в работе с детьми с ограниченными зрительными возможностями.
Воспитатели:
Ногина Ольга Ивановна
Абакан
Актуальность выбранной темы:
Приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются сегодня сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и закрепление здоровья воспитанников.
Теоретическое обоснование:
Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. В работе мы используем разные виды упражнений. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э.С. Аветисова. Г.Г. Демирчогляна, В.Ф. Базарного и др. Зрительную гимнастику должны проводить не менее 2 раз в день в течение 1 - 3 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения должны включатся игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т.д. Занимаясь на тренажёрах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закруглённые, спиральные.
При работе с офтальмотренажёрами мы можем выделить следующие коррекционно-развивающие задачи:
- развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т.д.);
- развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает;
- развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого;
- развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.
Такие тренажёры способствуют восстановлению и укреплению глазодвигательных мышц глаза, развитию прослеживающих функций взора, снятию напряжения с глаз.
Описание демонстрируемой технологии:
Для изготовления зрительного тренажёра необходимо следующее оборудование: атласные ленты, ножницы, фланелеграф, иголочки (для крепления).
Изготовление проходит по этапам:
Плетение косы
Для изготовления кос необходимо взять две ленты разных цветов (для развития зрительного восприятия необходимо сочетать контрастные цвета: красный - зелёный, жёлтый - синий, оранжевый – фиолетовый, чёрный - белый); Для примера возьмем чёрный и белый цвет.
Соединить ленты узелком у основания;
Возле узелка складываем петлю из белой ленты и так же складываем петлю из чёрной ленты (только другой рукой);
Берем белую петлю и продеваем её в чёрную;
Затягиваем чёрную петлю (только не слишком туго);
Теперь опять складываем чёрную петлю и продеваем её в белую;
Затягиваем белую петлю;
Теперь из белой складываем петлю и продеваем её в чёрную;
Затягиваем чёрную петлю;
И так далее пока получится коса нужной вам длины.
В конце завязываем узелок.
Так получается либо одна длинная коса, либо несколько коротких.
2.Подготока основы для зрительного тренажёра
Для изготовления фланелеграфа необходим лист ДВП нужного вам размера и фланель, которой обтягивается ДВП.
Изготовление тренажёра
Тренажёр изготавливается из сплетённых кос. Необходимо придумать изображение для тренажёра (например: улитка, дом, рыбка, ёлка и т.д).
Используя косы, выкладываем выбранное изображение, закрепляя их иголочками к фланелеграфу. Получаем зрительный тренажёр.
Использование тренажёра
Данный тренажёр используется для зрительной гимнастики. Педагог использует лазерную указку или указку с красным кончиком, медленно ведёт указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.
Расстояние между детьми и тренажером варьируется в зависимости от остроты зрения детей.
Описание достижений, проблем и перспектив в опыте работы
Под влиянием систематических упражнений с детьми мы заметили, что глаза у детей меньше устают, зрительная работоспособность повышается, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров, очень эффективна.
15