Статья Об использовании тренажера экскаватора «Komatsu» (полноразмерная имитация кабины).

Об использовании тренажера экскаватора «Komatsu» (полноразмерная имитация кабины).

Качественную подготовку квалифицированных рабочих возможно вести только при хорошо организованной материально-технической базе производственного обучения. Особенностью обучения в средних профессиональных организациях является то, что обучение в мастерских, лабораториях на полигоне сочетается с обучением в условиях производства.
Учебный процесс становится более ориентирован в сторону практической направленности. В настоящее время приоритетным направлением системы среднего профессионального образования является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых на производстве.
Во многих сферах деятельности давно осознана значимость и необходимость создания различных учебных полигонов, позволяющих готовить высококвалифицированных специалистов. Учебный полигон – это участок или здание, где проводится подготовка и отработка практических навыков от полученных теоретических знаний. В Канашском транспортно – энергетическом техникуме – полигон представляет собой участок местности с различными маршрутами, естественными препятствиями: подъемами, спусками, холмами, канавами.
Оснащение полигона предусматривает проведения занятий согласно учебной программы, где можно проводить практические работы по специальностям: «Автомеханик», «Машинист дорожных и строительных машин».
В целях повышения качества и усовершенствования производственного обучения студентов по профессии «Машинист дорожных и строительных машин» в учебной мастерской «Лаборатория двигателей внутреннего сгорания» установлен тренажер экскаватора «Komatsu» (полноразмерная имитация кабины).
Универсальный имитатор – тренажер гидравлического одноковшового экскаватора представляет собой кабину оператора экскаватора. Тренажер оснащен действующим пультом машиниста со всем необходимым оборудованием, включая виртуальные приборы безопасности. Перед оператором расположен экран, на который транслируется изображение виртуальной сцены текущего задания. Комплекс оснащен встроенной ЭВМ - графической станцией, с системой раздачи питающего напряжения, пульты оператора представляют собой приближенную копию пульта машиниста экскаватора, со встроенным контроллером согласующим движение обучаемого персонала с трехмерной сценой задания.
Учебный тренажер разработан в соответствии с программой подготовки машинистов экскаваторов, отвечает требованиям пожарной и электробезопасности, а также санитарных правил и нормативов.

Учебный тренажер позволяет:
отрабатывать базовые моторные навыки управления типичным экскаватором;
изучать состав, расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов кабины машиниста экскаватора;
изучать общие принципы управления экскаватором при разных метеорологических условиях и времени суток;
изучать правила экскавации грунтов разных категорий и разрабатывать их при устройстве выемок, насыпей, канав, траншей и других сооружений;
отрабатывать навыки погружения грунта в транспортное средство;
осуществлять автоматическую фиксацию ошибок обучающихся и сохранять статистические результаты тренировочных и экзаменационных заездов в персонифицированной базе данных.
Пример стандартных заданий:
Выкопать траншею по обозначенному контуру, на заданную контрольными точками глубину. Грунт следует высыпать в самосвал, по мере заполнения отправлять самосвал на выгрузку грунта.
Для демонтажа колец колодца теплотрассы, их необходимо обкопать. Обкопайте колодец по заданному контуру и на глубину, обозначенную контрольными точками. Не повредите кольца! Грунт высыпайте в самосвал, по мере наполнения отправляйте его на выгрузку.
Для замены труб участка теплотрассы, необходимо провести работы по освобождению труб.
Для ремонта труб, их необходимо освободить от грунта. Будьте внимательны – при ударе о трубу можно повредить ее! Грунт ссыпать на расстоянии 2-х метров от края траншеи, по обе стороны всей протяженности траншеи.
Сделать угол откоса равным 45 градусам, поверхность должна быть как можно более ровной. Ориентироваться следует на контрольные точки, находящиеся в требуемой плоскости.
Необходимо поместить груз в отмеченное место, работая экскаватором как подъемным краном.
По окончании каждого задания выводится таблица результатов. Гибкие критерии позволяют оценить квалификацию обучаемого. Система ведет тотальный учет и хранение всех результатов тысяч пользователей. Это позволяет следить за результатами карьерного роста курсантов, за их успеваемостью и профессиональной пригодностью.
Применение тренажеров в профессиональном образовании - это не самоцель и не дань моде, а настоятельная необходимость. Это разумное создание искусственных условий, имеющих большие дидактические преимущества и потенциальные резервы. Важным фактором использования тренажеров является упрощение и расчленение осваиваемой обучающимися трудовой деятельности с тем, чтобы обучение могло быть продолжено в реальных производственных условиях. Особое внимание уделяется операциям наиболее трудным в обучении и наиболее значимым в реальных условиях трудового процесса, от которых зависит успех будущей самостоятельной работы обучающихся. Однако чем более модель приближена к реальным условиям выполнения соответствующей технологической операции, тем выше ее эффективность как средства обучения.
Эффективное применение виртуальных тренажеров в образовательном процессе способствует не только повышению качества образования, но и экономии значительных финансовых ресурсов, создают безопасную, экологически чистую среду.
gђ Заголовок 1gђ Заголовок 215