Творческий проект «Современный подход к изготовлению традиционного казахского национального изделия домашнего обихода – «курпе»»
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище №31»
Исследовательская работа
Современный подход к изготовлению традиционного казахского национального изделия домашнего обихода – «курпе»
Выполнила: обучающаяся
группы №12, профессия «Портной»
Кусаинова Р.М.
Научные руководители:
мастер производственного обучения по профессии «Портной» М.Н.Клепикова
заместитель директора по учебно-методической работе Н.Р.Вахитова
Александров – Гай
2013
Оглавление
Введение..3
1.О традициях и обычаях казахского народа.5
2. Современный подход к изготовлению традиционного казахского национального изделия домашнего обихода – «курпе»
2.1 Выбор модели..8
Выбор материалов..10
Выбор орнамента11
2.4 Конструирование и разработка модели...13
2.5 Выбор технологии изготовления..14
3. Экологическая часть..18
Заключение...20
Список использованной литературы..21
Приложения..22
Введение
Сила традиций и сила творчества
в их сочетании – животворящий
источник всякой культуры.
Петр Николаевич Савицкий
На протяжении многих веков, вплоть до XX века история и культура казахов напрямую были связаны с кочевничеством. При переходе на другое место надо было быстро сложить юрту и все, что в ней находилось посуду, одежду, утварь, различные подстилки для сидения на полу: кошмы, сырмаки, текеметы, алаша, курпе и другие. На новом месте все это опять раскладывалось.
Казахские курпе – традиционный вид народного прикладного творчества. В прошлом курпе стелили на полу, поверх текемет (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Курпе использовали на кроватях вместо или поверх матраца или, большого размера – в качестве одеяла.
В современном обществе не смотря на существующий интерес к традиционным национальным изделиям декоративно-прикладного искусства, в быту эти изделия все реже находят практическое применение. Курпе в настоящее время достаточно широко используется как предмет домашнего обихода у жителей сельской местности, горожане все реже прибегают к его применению.
Цель проекта: создание матраца – трасформера с учетом современных требований общества.
Задачи проекта:
изучить историю казахского народа, особенности культуры и быта;
изучить орнамент тюркских народов, его разнообразие и значение;
освоить технологию изготовления «курпе»;
усовершенствовать изделие с учетом современных требований общества.
Гипотеза: изготовление изделия «курпе – трасформер» своими руками соответствует техническим условиям изготовления, экономически выгодно, отражает современный взгляд на традиционные изделия культуры и быта и способствует формированию глубокого интереса к национальным традициям казахского народа.
Прикладная значимость изготовление изделия «курпе – трасформер» своими руками соответствует техническим условиям изготовления, экономически выгодно, отражает современный взгляд на традиционные изделия культуры и быта и способствует формированию глубокого интереса к национальным традициям казахского народа.
1. О традициях и обычаях казахского народа.
Без прошлого нет настоящего и будущего. Оттого и неистребимо желание человека познать не только окружающий мир, свою индивидуальную природу, но и исторические особенности, традиции и обычаи общества, в котором он живет. Отождествление себя с определенным народом и, как следствие, стремление узнать историю этого народа, его истоки являются базовой ступенью социализации человека.
Обычаи, традиции и обряды казахского народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач.
Среди двух тысяч этносов (наций и народностей) мира казахи занимают 70-е место (более 11,5 млн. человек). Сейчас во всем Казахстане проживают около 8 миллионов казахов. Казахи представляют переходную от европеоидной к монголоидной южно-сибирской расе. Предки казахов – союз тюркских и монгольских племен, осели на территории современного Казахстана примерно в первом веке до нашей эры. В середине XV века н.э. казахи сформировались в отдельную этническую группу, а к середине XVI века они находились под управлением единого ханства (государства). В языковом отношении они принадлежат к кипчакской группе тюркских языков. Казахи являются прямыми наследниками кочевой культурной цивилизации европейско-азиатского субконтинента, которая сыграла большую роль в истории человечества.
Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй
половине XIX начале XX в. Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов посуды, мебели, одежды связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями.
Шедевром прикладного искусства казахского народа является казахская юрта.
Древние традиции, связанные с этнической историей, социальными и климатическими условиями, отражены в народном костюме казахов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Величественность и торжественность свойственны традиционным национальным украшениям, основу декора которых составляют накладная скань, в сочетании с зернью, филигранью, с крупными вставками камней в оправе, выполненные из серебра и золота.
Распространенным видом казахского прикладного искусства, который требовал особого мастерства и высокого профессионализма, является резьба по кости.
Традиционными изделиями являются искусные изделия из кожи, это кожаные элементы конской сбруи: подпруги, узды, нагрудники, подхвостники, кожаные седла, а также сосуды для переноски воды и хранения кумыса, которые были неотъемлемой частью предметов быта.
Распространены в степи такие разновидности прикладного искусства, как кошмоваляние, ткачество, ковроделие, вышивание, великолепные образцы, которых создавались руками местных мастериц.
2. Современный подход к изготовлению традиционного казахского национального изделия домашнего обихода – «курпе»
2.1 Выбор модели
Казах не может жить без подстилок. И на первый план из женских рукоделий выходит изготовление курпе. Их и раньше шили, стелили поверх войлоков, которыми покрывали нары. Курпе изготавливают следующим образом: вырезанные из ярких кусков ткани различные фигуры сшиваются. Получается яркое полотно прямоугольной формы – это верх. Потом пришивается низ из однотонной или цветной ткани. Между ними делают прокладку из овечьей шерсти, предварительно несколько раз выстиранной и высушенной, или ваты. Простегивают в нескольких местах. Узоры каждая мастерица придумывает свои. У нас в селе в основном распространены орнаменты из геометрических фигур. И получаются яркие, самобытные, красочные изделия. Но высшим пилотажем считается, если курпе расшито орнаментом «рога» («м_йіз»).
С переходом степняков к оседлому образу жизни большинство казахов отказались от юрт, переехали в благоустроенные дома, обзавелись современной мебелью. Но тяга к национальным истокам, интерес к культурному наследию способствовали возвращению к национальным традициям не только людей старшего, но и более молодого поколения. Как приятно долгими зимними вечерами расположиться на теплой, расшитой причудливыми узорами курпе, пить ароматный чай и вести непринужденную беседу в кругу близких людей. Или после напряженного трудового дня растянуться на мягкой «курпешке» и смотреть телевизор или просто придаваться мечтам... А можно собраться на отдых с выездом на природу и прихватить с собой универсальное «курпе».
Решая поставленные проектом перед нами задачи, сначала были выполнены три первые модели курпе:
1.
2.
3.
А в завершении проекта был разработан четвертый вариант курпе – «трасформер». При этом учитывался главный аргумент – его универсальность.
2.2.Выбор цвета материала
В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит.
2.3.Выбор орнамента
Орнаменты один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.
Еще в дописьменные времена кочевники отображали особенности своей жизни и быта при помощи изделий прикладного искусства. Произведения древнего прикладного искусства дают объективные сведения о прошлой жизни наших предков.
В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент «рог» («м_йіз»), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.
«М_йіз» можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе.
Менялись только названия, например, «Kошкарм_йіз» - бараньи рога; «аркарм_йіз» - рога архара; «бaCым_йіз» рога оленя; «KырыKм_йіз» сорок рогов; «Kосм_йіз» двойные рога; «сыSарм_йіз» - однорогий; «сыныKм_йіз» - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц «т™ртKaлаK» крестовина; т_йетабан верблюжья ступня; «сыSар™кше» единственная пятка; «KосалKа» двойное ожерелье; «Kaсканаты» птичьи крылья; «Kазтабан» гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий.
В исследовательском проекте мы остановились на орнаменте «т_ймойын» - верблюжья шея. Так как считаем, что верблюд это сильное и красивое животное. Недаром новорожденную девочку с красивыми глазами называли «Ботагоз», что означает глаз верблюжонка. Сам орнамент похож на верблюжью шею. Концы его завершаются роговидными элементами. Этот орнамент обычно встречается в совокупности с другими роговидными орнаментами, хотя и выделяется своими особыми линиями, напоминающими верблюжью шею.
. Конструирование и разработка модели
Разрабатывая модель «курпе – трасформер», мы решили ткань не разрезать на куски, а попробовать соединить между собой намеченные полотна тесьмой – молнией, скрыв ее декоративной лентой бейкой, тем самым сэкономить на швах, нитках, материале, времени, электроэнергии.
. Технология изготовления
Предлагаем разработанную карту технологической последовательности изготовления «курпе – трасформер».
№
Рисунок
Шаги выполнения
1
Подготовка материала к изготовлению изделия. Нанесение меловых линий и прокладывание прямого сметочного стежка
2
Тесьма молния для соединения деталей курпе
3
Определение линии и ширины тесьмы – молнии для курпе
4
Приметывание тесьмы – молнии на курпе
5
Притачивание тесьмы – молнии на курпе
6
Выбор композиции орнамента
7
Выбор трафарета орнамента
8
Обработка орнамента на специальной электрической машине строчкой зигзаг
9
Расположение орнамента на втором квадрате курпе
10
Расположение орнамента на курпе, закрепление его строчкой зигзаг
11
Окончательная обработка орнамента на курпе
12
Курпе в сложенном виде
13
Застегиваем тесьму – молнию по боковому шву
14
Застегиваем тесьму –молнию поворачивая далее по шву
15
Курпе - трасформер в сложенном виде на замке
16
Изготовление курпе из овечьей шкуры
17
Примерка чехла
«Курпе – трасформер» готово
18
3. Экологическая часть
Овечья шерсть определенно является одним из первых материалов, который человек научился применять себе на пользу. На это указывает даже историческое название Вавилон: согласно одному из вариантов интерпретации, это слово должно означать буквально "страна шерсти".
Одеяло из овечьей шерсти мериноса, несомненно, имеет очень мощный оздоровительный эффект, это связанно с тем, что шерсть обладает пятью целебными свойствами, дополняющими и усиливающими друг друга. Давайте рассмотрим эти пять целебных свойств:
1. Овечья шерсть воздействует на клетки нашего организма, усиливая регенераторный процесс, а также снимает болевой эффект. Вещество, входящее в состав овечьей шерсти имеет антиаллергенные и противовоспалительные свойства, а также способствует более быстрому заживлению ран и даже переломов.
2. В процессе эксплуатации одеяла из овечьей шерсти, за счет трения волокон друг об друга создается электростатическое поле, которое положительно влияет на человека, ускоряя процесс выздоровления.
3. Волокна одеяла из шерсти осуществляют микромассаж кожи, усиливая циркуляцию крови, что приводит к укреплению иммунной системы.
4. Структура овечьей шерсти имеет большое количество воздушных полостей, за счет этого создаются уникальный теплозащитный эффект, благотворно влияющий на внутренние органы человека.
5. Шерсть способна поглощать 33 % влаги от своего веса, при этом одеяло остается сухим и поддерживает нормальную температуру тела. Одеяло из шерсти мериноса не сохраняет запах пота.
6. Овечья шерсть имеет ряд преимуществ, одно из которых – отпугивание ядовитых насекомых (каракуртов) от места размещения людей. В прошлом место ночлега кочевники специально «окружали» веревкой, изготовленной из овечьей шерсти.
Про одеяло из овечьей шерсти отзывов много, ведь оно незаменимо для людей страдающих такими болезнями как ревматизм, остеохондроз и простудные заболевания.
Овчинный мех не теряет тепло, всегда остается сухим и способствует более быстрому развитию ребенка. Детское одеяло из овечьей шерсти согревает, успокаивает и улучшает циркуляцию крови вашего малыша, а также снимает болевой эффект в животе малыша страдающего газами. Стабилизирует внутричерепное давление, что является причиной головной боли, плохого сна, беспокойства и аппетита. Дети, которые впервые дни жизни спали, укрываясь детским одеялом из овечьей шерсти в дальнейшем меньше болеют простудными заболеваниями. Одеяло из мериноса имеет гигроскопическую структуру и это его главное качество. Наши предки использовали овечью шерсть для выживания недоношенных детей. Современный ученые подтвердили, что одеяла из австралийской овцы мериноса не только особо комфортны, а также полезны для детей не только в зимний период, но и летом. Благодаря правильному натуральному расположению шерсти происходит естественная циркуляция воздуха, что предохраняет кожу вашего малыша от потливости и пересыхания. В овечьей шерсти не содержатся вредные микроорганизмы, которые могут вызвать у ребенка аллергию.
Заключение
Связав прошлое степняков-кочевников и тенденции современного общества (стремление к мобильности, комфорту, многофункциональности), мы решили создать «курпе-трансформер», т.е. матрац, который выполнен с учетом казахских национальных традиций (цвет, узор, назначение) и при этом отвечает современным требованиям – легко складывается, становится компактным (застегивается с помощью молний), легко переносится (имеются ручки), при необходимости быстро раскладывается, при этом край изделия можно сложить с помощью «липучек», и матрац преобразуется в спальное место (сложенный край служит подушкой). Следовательно, данное изделие можно использовать во время отдыха на природе, на даче, в дальних поездках на автомобиле, в качестве подарка.
В заключение хочется отметить, что созданное нами изделие «курпе-трансформер»
изготовлено из натуральных, экологически чистых материалов;
сохранило в себе традиционную технологию изготовления;
является предметом декоративно-прикладного искусства;
может быть использовано по первоначальному назначению;
соответствует требованиям современного общества.
Завершая проект, хочется вернуться к словам известного русского географа, геополитика, культуролога, одного из главных деятелей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Петра Николаевича Савицкого (1895-1968): «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры».
Список использованной литературы
Х. Аргынбаев Х. «JазаK халKыныS Kол™нері», Алматы – ™нер, 1987 г.
М. Аджи «Тюрки и мир: сокровенная история», Москва АСТ, 2004 г.
К.А.Акишев, К.М.Байпаков, Б.Е.Кумеков (ред.) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]I. Казахстан от эпохи палеолита до позднего средневековья DJVU. Алматы: Атамура, 1996 г.
В. Аяган «JазаK ою», Алматы, 2004 г.
Л.Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая Степь», Москва ЭКСМО, 2006 г.
У. Джаксыбеков «По следам легенды о золотой домбре», Алматы, 1990 г.
О. Жанибеков «JазаK киімі», Алматы – ™нер, 2005 г.
С. Кенжеахметулы «Традиции и обряды казахского народа», Алматы, 2004 г.
А.К. Маргулан «Казахское народное прикладное искусство» 3 том, Алматы – ™нер, 1994 г.
А.Н.Нысанбаев (ред.) Казахстан «Национальная энциклопедия», Алматы, 2006 г.
М.Ш. Омирбекова «Традиционная культура казахов», Алматыкітап, 2004 г.
Г.Е. Тайжанова «Казахи», Казахстан, 1995 г.
В.И. Тимошина «Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад», Алматы, 2001 г.
Толенбаев – Омирбекова «Способы создания казахского орнамента», Алматы, 1993 г.
Р.М. Фокина «Орнамент», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.
Б. Шоптыбай «JазаKтыS ою - ™рнектері», Алматы – ™нер, 2006 г
Приложения
P.S. Запланированные приложения были размещены в тексте работы в виде картинок-вставок
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
Рисунок 6Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 12Рисунок 40Рисунок 1C:\Users\гарант\Desktop\проект курпе\51a77163dc449.jpgРисунок 4