Обобщающий урок в 7 классе по географии: Атмосфера и климат Земли 
Обобщающий урок по теме: «Атмосфера и климат Земли»
Цель.
Познавательная: систематизация и обобщение знаний и умений по теме: «Атмосфера и климат Земли».
Развивающая: повышение научно-теоретического уровня учебного материала и потребностей учащихся к самообразованию.
Воспитательная: толерантность, взаимовыручку, товарищество.
Оборудование: презентация. слайд « Лист оценивания», дидактические задания по теме: «Атмосфера и климат Земли» составленные по таксономии Блума,  два варианта.
Ход урока: 
I. Организационный момент.Создание коллаборативной среды. Приветствие. Учитель делит класс на пары равные по силам.
Однин из учеников находит свою пару в классе. Правила. Учитель даёт стикер с именем напарника одному ученику из комплектуемой пары. Ученик предлагает напарнику работать вместе. Опорные слова на слайде.
… я приглашаю тебя в нашу команду. Мне будет приятно с тобой сотрудничать.                                                                                                                                                                                                                …, очень рад(а) видеть тебя в нашей команде.                                                                                           …, надеюсь у нас всё получится.                                                                                                                           …, мы будем хорошей командой!                                                                                                                             ...,  я рассчитываю на твои знания. Это поможет нам получить новые знания!
Рассаживаются по парам.
II. Проверка, систематизация и обобщение знаний и умений по теме: «Атмосфера и климат Земли».
1. Объяснить ход работы на уроке. В Опорном листе расписан ход работы на уроке по таксономии Блума. Работа на уроке организована по парам.  Пары составлены по уровню обученности. Опорный лист имеется у каждой пары  учащихся.  Каждая пара работает в своём ритме, выполняя последовательно задания. Выполненные задания проверяются учителем. Результат выставляется в лист самооценки. Каждая пара переходит на следующий уровень, выполнив задание. Задания I,II, III уровня оцениваются на оценку три. Задание IV уровня - оценка четыре. Задание  V, VI уровня оцениваются на оценку пять. Оценивание будет проводиться на интерактивной доске методом «Прозрачного журнала». Все результаты продвижения будут вам доступны. Желаю успехов!
Вариант №1
Задание  первого уровня. Знание.
Знание № 1. Задание составлено на апеллирование  конкретными знаниями.
Знание терминологии. О чём идёт речь? 
1. Газовая оболочка, окружающая Землю.
2. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы
3. Это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга степенью нагрева солнечными лучами и сезонной сменой воздушных масс.
4. Это ветры, преобладающие в тропосфере и стратосфере средних широт Земли. Они дуют от тропиков Северного и Южного полушария, где формируется область высокого давления, в сторону 60° широт, где формируются области низкого давления
Модельный ответ. Атмосфера, атмосферное давление, климатические пояса, западные ветры.
 Второй уровнь. Понимание. 
Задание №1.  Переложение. Иллюстрируй схему. Покажите области высокого и низкого давления.
 Третий уровнь. Применение. Задание на знание классификаций и категорий.  Установи соответствие между терминами и понятиями .№ Климатические элементы Климатические элементы на карте Изображение климатических элементов на карте
1 Ветер  А Изогиета  I Изображаются линиями с направлением движения синего и красного цвета
2. Температура В Изобара  II Кривые линии соединяющие точки с одинаковым давлением
3.  Осадки С Стрелки  III Кривые линии соединяющие точки с одинаковым количеством осадков
4. Давление воздуха D Изотерма  IV Кривые линии соединяющие точки с одинаковыми температурами
Модельный ответ:   1 С I,    2 D IV,   3 A III,   4 B  II.
Четвёртый  уровнь. Анализ. Проанализируй и сделай вывод о верности или ошибочности утверждения. 
Большой объём воздуха тропосферы обладающий однородными свойствами, называется воздушной массой. 
Все воздушные массы кроме, экваториальных,  делятся на океанические и континентальные. 
Воздушные массы не имеют свойств того пояса,  где сформировались. 
Движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью земли называется ветер.
 Ветер - это движение воздуха из областей низкого давления в области высокого давления.
Над земной поверхностью ветры устойчиво дующие в сторону экватора,  из тропических широт называются пассатами. 
Постоянные ветры дуют от поясов высокого давления в тропиках  к поясам низкого давления в умеренных широтах (650 с.ш.- 650 ю.ш.) называются западные ветры.
Во всех областях высокого давления выпадает много осадков.
Во всех областях низкого давления выпадает много осадков. 
 Формирование климатических условий определяют не только географическая широта и высота солнца над горизонтом,  но и движение воздушных масс.   
Модельный ответ.
Большой объём воздуха тропосферы обладающий однородными свойствами, называется воздушной массой. +
Все воздушные массы кроме, экваториальных,  делятся на океанические и континентальные. +
Воздушные массы не имеют свойств того пояса,  где сформировались. –
Движение воздуха в горизонтальном направлении над поверхностью земли называется ветер.+
Ветер - это движение воздуха из областей низкого давления в области высокого давления.-
Над земной поверхностью ветры устойчиво дующие в сторону экватора,  из тропических широт называются пассатами. +
Постоянные ветры дуют от поясов высокого давления в тропиках  к поясам низкого давления в умеренных широтах (650 с.ш.- 650 ю.ш.) называются западные ветры.+
Во всех областях высокого давления выпадает много осадков.-
Во всех областях низкого давления выпадает много осадков. +
 Формирование климатических условий определяют не только географическая широта и высота солнца над горизонтом,  но и движение воздушных масс.+   
Пятый уровень. Синтез. Синтезируй концепты в таблицу. Заполни таблицу,  используя номера предложений.
№ Климатические пояса Характеристика климатического пояса.
1. экваториальный 2. субэкваториальный 3. тропический 4. субтропический 5. умеренный 6. Субарктический и субантарктический 7. арктический и антарктический 1. Длительная и суровая зима сменяется здесь коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт.
2. В этом климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура воздуха и выпадает значительное количество осадков.
3. Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде  зимних дождей.
4. Бывает полярный день и полярная ночь.
5. В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.
6. Круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса.
7. Ярко выражены сезоны года: весна, лето, осень, зима.
8. Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая.
 9. В этом климатическом поясе господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт. 
10. Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.
11. Весь год господствует жаркая и сухая воздушная масса. 
Модельный ответ:
№ Климатические пояса Характеристика климатического пояса.
1. экваториальный 2,
2. субэкваториальный 8, 10
3. тропический 11
4. субтропический 3, 9
5. умеренный 4, 7
6. Субарктический и субантарктический 1, 
7. арктический и антарктический 4, 6
1. Длительная и суровая зима сменяется здесь коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт.
2. В этом климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура воздуха и выпадает значительное количество осадков.
3. Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки ввиде зимних дождей.
4. Бывает полярный день и полярная ночь.
5. В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.
6. Круглый год господствует сухая и холодная воздушная масса.
7. Ярко выражены сезоны года: весна, лето, осень, зима.
8. Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая.
 9. В этом климатическом поясе господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт. 
10. Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.
11. Весь год господствует жаркая и сухая воздушная масса. 
Шестой уровень. Оценивание. 
эскимосский  иглу 
466725219075русская изба
Сравни и оцени жилище разных народов мира. В каких климатических поясах построены жилища? Почему люди издревле строили  здесь такого типа жильё?
Вариант №2.
Первый уровень. Знание.
Знание № 1. Задание составлено на апеллирование  конкретными знаниями.
Знание терминологии. О чём идёт речь? 
1. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу. её географического местоположения                                                                                           2. Движение воздуха, обычно параллельно земной поверхности.  Возникает и поддерживается при наличии разницы в давлении воздуха.                                                                 3. Большая масса воздуха в тропосфере, обладающая приблизительной однородностью свойств.                                                                                                                                               4.Ветры, дующие из тропических широт в экваториальные. 
Модельный ответ: климат, ветер, воздушная масса, пассаты.
Второй уровень. Понимание. Иллюстрируй схему. Нанеси и подпиши на схеме направление постоянных ветров.
Задание №1. 
Задание третьего уровня. Применение. Задание на знание классификаций и категорий.  Установи соответствие между терминами и понятиями .№ Климатические элементы Климатические элементы на карте Изображение климатических элементов на карте
1 Ветер  А Изогиета  I Изображаются линиями с направлением движения синего и красного цвета
2. Температура В Изобара  II Кривые линии соединяющие точки с одинаковым давлением
3.  Осадки С Стрелки  III Кривые линии соединяющие точки с одинаковым количеством осадков
4. Давление воздуха D Изотерма  IV Кривые линии соединяющие точки с одинаковыми температурами
Модельный ответ:   1 С I,    2 D IV,   3 A III,   4 B  II.
Задание четвёртого уровня. Анализ. Сравни направление постоянных ветров.
№ Пассаты Западные ветры Юго-восточные и северо-восточные ветры
1 Направление
Пятый уровень. Синтез. Синтезируй концепты в таблицу. Заполни таблицу используя номера предложений.
№ Климатические пояса Характеристика климатического пояса.
1. экваториальный 2. субэкваториальный 3. тропический 4. субтропический 5. умеренный 6. Субарктический и субантарктический 7. арктический и антарктический 1. Длительная и суровая зима сменяется здесь коротким летом, связанным с приходом воздушных масс умеренных широт.
2. В этом климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура воздуха и выпадает значительное количество осадков.
3. Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки ввиде зимних дождей.
4. Бывает полярный день и полярная ночь.
5. В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.
6. Круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса.
7. Ярко выражены сезоны года: весна, лето, осень, зима.
8. Лето очень жаркое и дождливое, зима теплая, но сухая.
 9. В этом климатическом поясе господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт. 
10. Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.
11. Весь год господствует жаркая и сухая воздушная масса. 
Модельный ответ:
№ Климатические пояса Характеристика климатического пояса.
1. экваториальный 2,
2. субэкваториальный 8, 10
3. тропический 11
4. субтропический 3, 9
5. умеренный 4, 7
6. Субарктический и субантарктический 1, 
7. арктический и антарктический 4, 6
Шестой уровень. Оценивание
 эскимосская  иглу
466725219075русская изба
Сравни и оцени жилище разных народов мира. В каких климатических поясах построены жилища? Почему люди издревле строили  здесь такого типа жильё?
III. Подведение итогов. 
IV. Рефлексия. «Острова».
На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.