Урок по природоведению для 5 класса «Погода и климат»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения
«Рембуевская общеобразовательная школа»
Открытый урок по природоведению на тему
«Погода и климат»
Учитель: географии – биологии
Волкова Анна Валерьевна
Класс: 5
г. Архангельск, 2013 г.
Урок природоведения по теме "Климат. Погода"
Цель: изучение понятия «климат» и «погода»
Задачи:
Обучающие: - сформировать понятия - «климат» и «погода», формирование умения работать с картой и справочными таблицами. Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Воспитательные: - на примере понятия "погода" показать, что для каждой местности характерны определенные типы и их смена.
Развивающие: - актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами. Для развития интереса к изучаемым вопросам рекомендовать учащимся ознакомиться с народными приметами
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом в ходе урока. Продолжать расширять словарный запас в ходе разбора трудных слов. Коррекция зрительной памяти на основе упражнения в запоминании и воспроизведении.
Тип урока: комбинированный (коррекция и закрепление нового материала)
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник природоведение , карта климатических зон, раздаточный материал рабочие листы.
термины: климат, погода
ход урока
Орг. момент «Если все под рукой, работа движется рекой» - эпиграф к уроку(слайд 1.)
На прошлом уроке мы говорили о воздухе, о его значении для всего живого. Проверка домашнего задания (слайд 2. Прием Верно/неверно)
Утверждения
Верно/неверно
Атмосфера – водная оболочка Земли
-
Атмосфера Земли – это ее воздушная оболочка
+
Ветер – движение воздуха вдоль поверхности Земли
+
Ветер дует в одном направлении
-
Новая тема.
Прослушайте фразы и ответьте о чем пойдет речь на уроке!
«Какой сегодня прекрасный солнечный денёк!»«а как там у вас - не холодно?»«Небо что ли прохудилось? Дождь льёт, как из ведра».«Как ты думаешь, зонт нужно брать?» «Так свежо после дождичка, не правда ли?»«Интересно, когда, наконец, закончится эта гроза?»
Действительно погода!
Эти и многие другие фразы о погоде мы слышим друг от друга ежедневно. Отсюда можно заключить, что погода играет далеко не маловажную роль в нашей жизни.
Тема нашего урока – климат, погода
- Дайте определение «погода»
1 существительное (Название)
2 прилагательных (Описание)
3 глагола (Действие)
1 предложение (Фраза)
1 существительное (Повторение сути)
Погода это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент.
·Она характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками.
Признаки пагоды
Температура воздуха
Влажность
Атмосферное давление
Ветер
Облака
Осадки
- А сейчас мы поговорим о погоде за окном нашего класса (работа на доске в таблице)
- Какое сегодня число?
число
облачн.
направ. ветра
осадки
атмосферн. давление
температура воздуха
- Какая сегодня погода (делают выводы)
Люди с давних пор ведут наблюдения за атмосферой, стараются узнать ее состояние, чтобы предсказать погоду.
Подумайте и скажите, людям каких профессий нужна такая информация? Это необходимо людям различных профессий, и прежде всего летчикам, морякам, водителям транспорта. Да и каждый из нас интересуется, какая погода будет завтра.
физкультминутка игра с мячом (Чайковский Пётр. «Времена года»): найди как можно больше слов определений для погоды (ясная, солнечная, теплая, холодная, дождливая, сырая, сухая, осенняя, ветряная, радостная, изменчивая, переменчивая, облачная, пасмурная, морозная, - главное условие не повторяться)
Для каждой местности характерны определенные типы погод и их смена,
т. е. режим погоды
Работа с определением (записать на доске и в тетрадь!)
Многолетний режим погоды называют климатом.
Работа с изображением районов с разным климатом
На Земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом. Различают также климат влажный и сухой.
- Ребята, а на каком материке мы живём (Евразия)
Климат влияет на состояние водоемов, жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате позволяют правильно вести хозяйство, например, избегать ошибок при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. Ведь подбор культурных растений, сроки их выращивания и особенности ухода все это зависит от климата.
Закрепление изученного материала - кроссворд
А теперь мы с Вами разгадаем кроссворд, а разгадав его, получим ключевое слово нашего урока
т
е
м
п
е
р
а
т
у
р
а
а
в
т
о
м
о
б
и
л
ь
п
е
р
е
г
р
е
в
к
и
с
л
о
р
о
д
д
о
ж
д
ь
з
и
м
а
Показатель погоды (температура)
Какой из видов транспорта является основным загрязнителем воздуха (автомобиль)
Состояние организма человека, возникающее под влиянием высокой температуры окружающей среды (перегрев)
Один из газов, входящий в состав атмосферы (кислород)
выпадение осадков из облаков, достигающие земной поверхности в виде капель жидкости (дождь)
время года (зима)
Рефлексия
Домашнее задание. Стр. 86 - 87. Подобрать и написать пословицы, поговорки, народные приметы погоды.
Рисунок 2
·