Урок на тему Циркуляция воздушных масс
Тема: «Циркуляция воздушных масс»- 8 класс
Цели:1) познакомить учащихся с циркуляцией воздушных масс;
2) формировать знания о главных чертах климата России;
3) развивать умение логически мыслить, устанавливать
причинно-следственные связи в результате анализа и
сравнения.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, интерактивная карта, презентация «Климат Воронежской области», инструктивные карточки.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Орг. момент ( тема и цели урока ).
II. Опрос:
Разминка по карте ( 2 человека у физической карты России, им задают вопросы учащиеся; кто быстрее покажет, тот получает 1 балл. Игра ведётся до 5 баллов)
Повторение: Игра «Кто такой? Что такое?»
На интерактивной доске записано:
Солнечная радиация, муссон, килокалории/см2 в год, климат, суммарная радиация, А.И. Воейков, радиационный баланс.
Индивидуальный опрос:
Какие факторы формируют климат России? (нарисовать схему)
Какое влияние на климат оказывает солнечная радиация?
III. Изучение нового материала.
1.Беседа:
- Что такое воздушная масса? (большие объёмы воздуха, отличающиеся по своим свойствам: температуре, влажности, прозрачности)
-Какие типы и подтипы воздушных масс вы знаете? (мАВ, кАВ, мВУШ, кВУШ, мТВ, кТВ, ЭВ)
-Что такое циркуляция воздушных масс? (это движение воздушных масс)
-Какова причина постоянного перемещения воздушных масс? ( разница в атмосферном давлении)
- С помощью рисунка 42 в учебнике ответьте на вопрос: какие центры действия атмосферного давления оказывают влияние на климат России? (Азорский, Арктический, Гавайский, Азиатский максимумы, Исландский и Алеутский минимумы)
- Какой центр меняет своё положение по сезонам года? (Азиатский-зимой севернее,летом смещается южнее)
2. Работа учащихся в группах по 5 человек по инструкции. Учащиеся пользуются картами атласа и рисунками 42 и 43 в учебнике.
Инструкция для работы групп.
Изучить карточки-задания.
Распределить задания между членами группы.
Каждому члену группы выполнить своё задание.
Обсудить в группе полученные результаты.
Выступить перед классом представителю от группы (не более 5 минут), логически излагая материал в виде рассказа, учитывая все вопросы в карточках-заданиях.
Карточка-задание для группы №1- Арктический воздух(АВ)
1)Какие карты в школьном атласе можно использовать для характеристики климата России?
2)Где формируются арктические воздушные массы (АВ)?
3)Какими свойствами обладают АВ?
4)Какое влияние на климат России оказывает Северный Ледовитый океан?
5)В каком направлении движется АВ летом и зимой? Объясните почему.
Карточка-задание для группы №2- Воздух Умеренных широт (ВУШ) в европейской части России
1)Назовите район образования морского воздуха умеренных широт (мВУШ), оказывающего влияние на европейскую часть России.
2)В чём причина перемещения ВУШ над европейской частью
России.
Какие ветры господствуют в умеренных широтах?
Какую погоду приносит ВУШ летом и зимой на европейскую Россию?
Одинаковы ли свойства ВУШ на западной границе России и в Уральских горах? Почему?
Карточка-задание для группы №3- Воздух Умеренных широт (ВУШ) в азиатской части России
1)Какие центры действия атмосферного давления формируют циркуляцию воздушных масс в азиатской части России?
2)Какие ветры преобладают на Дальнем Востоке?
3)Опишите направление движения воздушных масс в восточной части страны.
4)Какие воздушные массы зимой более близки по своим свойствам: морской воздух умеренных широт (мВУШ) и континентальный воздух умеренных широт (кВУШ) или континентальный воздух умеренных широт (кВУШ) и континентальный арктический воздух (кАВ)? Почему?
5) Как влияет на климат рельеф востока материка?
Карточка-задание для группы №4- Тропический воздух(ТВ)
1)Где формируется континентальный тропический воздух (кТВ)?
2)Сравните свойства морского тропического воздуха (мТВ) и континентального тропического воздуха (кТВ).
3)От чего зависят свойства воздушных масс?
4) Какую погоду приносит кТВ на юго-восточную часть Русской равнины?
3. Слабые учащиеся в это время работают по карточкам с загадками:
Карточка №1
1.Без рук, без ног- под окном стучит, в дом просится. (Ветер)
2.Дедушка без топора мост мостит.(Мороз)
3.Катились каточки по ясному мосточку, увидали зорю- пали в воду. (Звёзды)
Карточка №2
1.Рассыпался горох на 14 дорог. (Звёзды)
2.Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит. (Ветер,тучи,солнце)
3.На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Карточка №3
Один льёт, другой пьёт, третий растёт.(Дождь,земля,трава)
Один говорит: «Побежим, побежим»; другой говорит: «Постоим, постоим»; третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся» (Река, берега, трава)
Маленек, удаленек, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)
Сильный ученик в тоже время выполняет индивидуальную работу – составляет логико-структурную схему.
5. Обсуждение результатов работы групп, в ходе которого учитель поясняет и направляет учащихся. При ответе 2 группы учитель даёт понятие «трансформация» воздушных масс.
6. Презентация «Климат Воронежской области», которую заблаговременно готовил сильный ученик.
Предварительно учащиеся знакомятся с вопросами по климату Воронежской области:
От каких климатообразующих факторов зависит климат нашего края?
Какие основные климатические особенности Воронежской области вы можете перечислить?
Под влиянием каких воздушных масс формируется климат нашей области?
После презентации рецензии учащихся на выступление сильного ученика, ответы на поставленные перед презентацией вопросы.
IV. Закрепление:
Устные вопросы:
Какие ветры господствуют в умеренных широтах России? (Западные ветры на большей территории, на Дальнем Востоке – муссоны)
Какое давление преобладает над Сибирью зимой? (Азиатский максимум – высокое давление с двумя отрогами – один на северо-восток до Чукотки, а второй – на запад вдоль 50о с.ш., так называемая ось Воейкова)
Что такое трансформация воздушных масс? (Изменение свойств воздушных масс при их перемещении над поверхностью Земли. Например, мУВ, перемещаясь над Россией, трансформируется в кУВ: он теряет влагу и становится сухим, летом более тёплым, а зимой он охлаждается, проходя над заснеженной территорией России)
Как свойства воздушных масс зависят от подстилающей поверхности? (воздушные массы, формирующиеся над морской поверхностью- морские, влажные; над сушей- континентальные, сухие).
Какое влияние на климат оказывает рельеф России? (Россия открыта для проникновения воздушных масс с запада и с севера,т.к. запад России имеет равнинный рельеф, а вытянутые вдоль побережья Тихого океана средневысотные хребты Джугджур, Сихотэ-Алинь задерживают морской воздух с океана, не давая мУВ проходить вглубь материка. Кавказ является препятствием для холодных УВМ)
Какой океан и почему оказывает большее влияние на климат России? (Атлантический океан: во-первых, большая часть России находится в господствующем западном переносе ветров; во-вторых, препятствия для проникновения западных ветров с Атлантики фактически нет, т.к. на западе России равнины. Уральские низкие горы препятствием не являются).
V. Вывод: что вы узнали о циркуляции воздушных масс?
VI. Домашнее задание: §11, с.73-77 до атмосферного фронта, вопрос
на «3» - вопрос 3, на «4»- вопрос 1, на «5»- вопрос 6.
Ефимова Л.П. МКОУ «Дракинская СОШ»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
Ефимова Л.П. МКОУ «Дракинская СОШ»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Тема: «Циркуляция воздушных масс»- 8 класс
Учитель ВКК
МКОУ «Дракинская СОШ»
Ефимова Л.П.