Технологическая карта урока окружающего мира Погода (2 класс)
Районный тур городского конкурса «Учитель здоровья в Санкт-Петербурге»
План-конспект урока окружающего мира «Путешествие по Европе»
Автор: Скворцова Ксения Васильевна,
учитель начальных классов
Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
лицей № 179
Калининского района Санкт-Петербурга
(г.Санкт-Петербург, ул.Ушинского д.35 корп.2
телефон: 8-812-417-50-88)
e-mail skv-92@list.ru
контактный телефон +790643607289
Оглавление:
TOC \o "1-3" \u Цели, задачи, планируемые результаты PAGEREF _Toc445652521 \h 3
Технологическая карта урока PAGEREF _Toc445652524 \h 5
Приложение PAGEREF _Toc445652525 \h 12
Библиография PAGEREF _Toc445652527 \h 19
Цель: расширить и систематизировать первоначальные представления учащихся о некоторых странах Европы.
Задачи:
познакомить детей с государствами Европы;
развивать познавательный интерес и желание изучать окружающий мир;
учить работать в группе;
развивать творческие способности детей;
воспитывать целеустремленность, трудолюбие;
учить работать с дополнительной литературой.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Формирование положительного отношения к зарубежным странам и людям, их населяющим
Предметные результаты
Знать название страны, её столицы, известных достопримечательностей
Развитие умения работать с политической картой
Метапредметные результаты
Регулятивные ууд
Развитие умения составлять план работы и следовать ему
Развитие умения рефлексии - оценки своего состояния, успешности на уроке
Коммуникативные ууд
Развитие умения работать в группе, паре
Развитие умения распределять задания для каждого участника группы
Развитие умения вступать в диалог
Познавательные ууд
Развитие умения поставить учебную задачу - узнать больше о странах
Развитие способности использовать карту, текст для ответа на вопрос
Развитие умения находить ответ в тексте
Оборудование: политическая карта Европы, контурные карты (Великобритании, Италии, Франции), иллюстрации (фотографии достопримечательностей каждой страны, животных, растений из разных стран), названия стран, план исследования страны, текст с рассказом о странах, видеофрагменты,.
Форма проведения: урок-путешествие
Содержание учебного материала: страны и города Европы, их расположение на карте, достопримечательности.
Дидактические материалы и средства обучения: научно-популярные тексты о странах, политическая карта Европы, контурные карты Великобритании, Италии, Франции, фотографии достопримечательностей, презентация, видеофрагменты.
Технологическая карта урокаДеятельность учителя Деятельность ученика Здоровьесберегающие технологии Время
Этап урока: целеполагание
- Здравствуйте, ребята. меня зовут Ксения Васильевна, и сегодня окружающего мира проведу я.
- Ребята, слышите: кто-то стучится. Интересно, откуда звук?
(Заглядывает под стол и достает воздушный шарик, который частично поднимается над столом. Закрепляет его над столом)
- К нам прилетел маленький солнечный лучик. Интересно, зачем?
Просмотр видеоряда о путешествии лучика. (Вопросы во время просмотра (за правильный ответ ученик получает наклейку):
- Что Лучик увидел на планете из космоса?
- Что он увидел на территории материка Евразия?)
- Ну что, поможем Лучику?
- Какова наша цель? Наблюдают и слушают.
Смотрят видеоряд.
- Океаны и материки.
- Он увидел разные страны.
- Да.
- Познакомиться со странами Европы. Привлечение внимания к теме урока через введение персонажа
Облегчение восприятия целостности мира
Пробуждение в детях свойственного им гуманного чувства помощи кому-либо
Формирование личностного смысла деятельности на уроке 3 мин
Этап подготовки к активному освоению учебного материала
- Как же нам добиться этой цели?
- Итак, давайте назовем те страны, с которыми будем сегодня знакомить Лучика. Группа, которая правильно назовет страну, будет о ней рассказывать.
Посмотрите, пожалуйста, на карту, которая есть у вас на парте. Как называется эта карта?
В чем особенность политической карты?
- Верно! Посмотрите внимательно на страны Европы и найдите страну, которая похожа на динозавра? Что это за страна?
Какая страна похожа на сапог с высоким каблуком?
Эта страна – одна из самых больших в Европе, она расположена южнее Великобритании. Прочтите название этой страны.
- Отлично. На ваших столах есть конверт, в котором вы найдёте всё необходимое для работы: лист бумаги, фломастеры, клей, текст о стране, карты контуров трёх стран, из которых вам нужно выбрать карту вашей страны, названия стран, фотографии достопримечательностей всех трёх стран, из которых нужно выбрать ту, которая находится в нужной вам стране.
(Тексты, изображения, карты в приложении)
- Это политическая карта.
- На политической карте изображены границы государств.
- Великобритания.
- Италия.
- Франция. Образное восприятие контуров стран
3 мин
Этап активного освоения учебного материала
На ваших партах есть карты стран Европы, их названия, столицы, фотографии достопримечательностей. Попробуйте составить план рассказа.
- Согласна. Я заранее распечатала вам этот план, вы найдете его в конверте.
- Только Лучику сразу всё это не запомнить. Как бы упростить ему задачу?
- Отлично! Значит, на коллаже мы разместим название страны, её карту, на карте подпишем название столицы, рядом приклеим её «визитную карточку».
Лучик: «Мне бы хотелось наградить самых активных ребят».
- За активную и слаженную работу ребята будут получать наклейки и приклеивать их на коллажи рядом со своим именем. - Мы будем работать в группах. Каждая группа будет готовить рассказ об одной стране. Нужно будет найти карту этой страны, ее название, столицу и достопримечательность.
- Можно оформить в виде коллажа.
Смена вида деятельности
Свобода творчества
Безопасное оценивание 4 мин
Для начала распределите задания внутри группы по парам: Один ученик приклеит название страны на коллаж, второй
кто будет называть страну, ее столицу, достопримечательность. Затем найдите нужную информацию и изобразите ее на коллаже.
Путешествие Лучика от Солнца до Земли длится восемь минут. Хватит ли вам этого времени для подготовки выступления?
Тогда приступаем к работе.
-Когда закончите работу, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. - Да.
Делятся по парам, готовят выступления в таком виде: 1-й участник: «Страна», 2-й участник: «Франция».
На лист формата а3 приклеивают карту страны, ее название, столицу, достопримечательность.
Групповая творческая работа 9 мин
- Время подошло к концу.
- Пожалуйста, расскажите Лучику про страну.
Лучику так понравился ваш рассказ, что он подготовил для вас музыкальный подарок. Посмотрите и послушайте, можете двигаться под музыку, танцевать.
(Лучик в видеоролике становится ярче)
Группа, готовившая коллаж о каждой стране по очереди выступает.
Страна Италия. Столица Рим. Визитная карточка Колизей.
Страна Великобритания. Столица Лондон. Визитная карточка Биг Бен.
Страна Франция. Столица Париж. Визитная карточка Эйфелева башня. Смена вида деятельности
Создание ситуации успеха
Динамическая пауза 4 мин
- Ну что, Лучик, тебе понравились страны?
Лучик: «Да! Теперь мне не терпится узнать о других странах».
(Учитель отпускает шарик) - Добро пожаловать в туристическую фирму «Кораблик». Эта фирма предлагает вам выбрать тур по одной из стран, о которых мы сегодня говорили. Чтобы это сделать, вам нужно использовать карты: политическую, физическую, карту природных зон, изображения животных и растений. А затем рассказать, что вы можете встретить в этих странах.
О чем вы сможете рассказать?
- Запишите их на своих листах. - О городах, природных зонах, реках, животных, растениях Смена вида деятельности
6 мин
- Давайте послушаем рассказы о природе, животном и растительном мире Франции, Великобритании, Италии. 5 мин
- Лучик улетел знакомиться с другими странами. И, наверняка, он расскажет своим друзьям-лучикам о нашем уроке. А что вы расскажете своим друзьям, родителям, братьям, сёстрам? Ученики по цепочке говорят о своих впечатлениях. За ответы получают наклейки. Знаниевая рефлексия 5 мин
Этап урока: рефлексия
Перед вами лежат фломастеры. Каждый цвет фломастера что-то значит: Красный – не понравилось, допускал ошибки), желтый – не совсем понравилось, возникали сомнения, трудности, зеленый – всё понравилось, всё получилось.
Возьмите подходящий цвет.
Перед нами снова карта. На ней острова: Радости, Грусти, Удовольствия, Неуверенности, Пустоты, Вдохновения.
Я вас прошу нарисовать кружочек рядом с тем островом, который соответствует вашему состоянию сейчас. Подумайте в течение 10 секунд, что это за остров, затем подойдите и нарисуйте рядом с ним кружок. Эмоциональная рефлексия 5 мин
Спасибо!
Посмотрите на коллажи, сделанные вами. Какие они красивые, яркие, познавательные.
А рядом с вашим именем поселился Лучик! Теперь он будет помогать вам узнавать другие страны. Желаю вам в этом удачи! 1 мин
ПриложениеДобро пожаловать в Лондон, столицу Великобритании. Лондон - это древний и немного сказочный город. Там много старинных замков, соборов, мостов. Есть даже королевский дворец. Рядом с огромным парком Регента находится башня. У этой башни забавное имя - Биг Бен. Небольшой секрет: так зовут ещё и самый большой колокол этой башни. Благодаря нему бой часов слышится далеко вокруг. Посмотрите на эту башню, какая она величественная, ажурная. А теперь вы знаете и её секрет.
Франция - это одно из самых больших государств в Европе. Её столица – Париж. Франция знаменита своими интересными местами, такими как Лувр, Собор Парижской Богоматери, Эйфелева башня. Вот уже больше сотни лет Эйфелева башня остается визитной карточкой Парижа. Она изящна, её горделивая стать и ажурный силуэт известны во всём мире. Сейчас башня является обзорной, с неё открывается потрясающий вид на столицу Франции.
На берегу тёплого Средиземного моря находится страна, известная красотой и разнообразием. Это Италия. Рим - столица Италии, когда-то это был столицей великой Римской империи. Здесь сохранилось множество образцов древнеримской культуры, в том числе Колизей - древний амфитеатр, с трибун которого многочисленные зрители наблюдали за битвами гладиаторов. Он был построен в 72-м году до нашей эры и стоит в центре Рима даже спустя две тысячи лет.
Биг Бен
Эйфелева Башня
Колизей
Политическая карта Европы
Контурная карта Великобритании
Контурная карта Франции
Контурная карта Италии
БиблиографияМетодические рекомендации для учителя – А.А.Вахрушев, Е.А.Самойлова, О.В. Чиханова М.: Баласс, 2010.
Мультемидийная энциклопедия Кирилла и Мефодия
Окружающий мир. Наша планета Земля, учебник 2-я ч. - Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. М.:Баласс, 2012
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. М.:Баласс, 2014
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. - Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. М.:Баласс, 2014