Конспект урока географии 6 класс Погода и климат
Урок изучения нового материала.
Тема урока: « Погода и климат»
Цель урока:
- формирование представлений о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение;
- сформировать понятие «климат»;
Образовательные задачи:
Сформировать понятия «погода», «климат»
Научить определять по климатической карте погоду в населенных пунктах
Научить описывать климат своей местности по плану.
Обучать нахождению причинно-следственных связей.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать новый материал.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
-называть главные признаки понятий «погода», «климат»;
- указывать причины, влияющие на изменение погоды;
- определять облачность, ветер, температуру воздуха и атмосферные осадки в различных населенных пунктах, используя карту погоды;
-описывать климат своей местности по плану;
-объяснять влияние климата на природу и жизнь человека
Оборудование и дидактический материал: учебник «География. Начальный курс»
6 класс Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова, компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
I.Постановка цели урока
Учитель предлагает просмотреть фрагмент мультфильма « Кто испортил погоду?»
Слайд 1
О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какова тема нашего сегодняшнего урока? А какова цель урока? Когда и для чего вам могут потребоваться знания, полученные при изучении темы? Почему важно изучение данной темы для освоения курса в целом?
Деятельность учащихся: определяют тему урока, предлагают формулировки целей и задач урока. Слайд 2
II. Этап изучения нового материала
Чтение научного текста. Фронтальная работа.
Погодные явления протекают в тропосфере (нижней части атмосферы). Погоду можно описать давлением, температурой и влажностью воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, атмосферными осадками, дальностью видимости, атмосферными явлениями (туманами, метелями, грозами) Погодой называют состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.
Погода испытывает непрерывные изменения, которые могут быть очень ощутимы не только от одного дня к другому, но и на протяжении даже нескольких минут. Ветры переносят из одних областей Земли в другие большие объемы воздуха, различающиеся по своим свойствам- воздушные массы.
Понятие «Погода» относится к текущему состоянию атмосферы, в противоположность понятию «Климат», которое относится к среднему состоянию атмосферы за длительный период времени.
Кли́мат — многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды.
Климат в каждой местности земного шара имеет свои особенности. В приэкваториальной части Земли между погодой и климатом нет различий: каждый день там стоит жаркая погода с обильными дождями. В нашей местности происходит смена времен года. Самым холодным временем года всегда является зима, а самым теплым - лето.
Из каких двух частей состоит текст? О чем эти части?
Объясните, в чем различие между погодой и климатом
Назовите главные признаки понятий «погода» и «климат»
Как между собой связаны эти понятия?
Почему погода часто меняется?
Деятельность учащихся: отвечая на вопросы, учащиеся сравнивают понятия «погода» и «климат», определяют различия и связь между ними, находят причины изменения погоды, делают выводы.
Слайд 3
2.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Описание погоды сегодняшнего дня с помощью условных знаков. Работа в парах
Источник информации: данные метеонаблюдений.
Деятельность учащихся: используя знания условных знаков, описывают погоду по данным метеонаблюдений, определяют, какие метеорологические величины нужно знать, чтобы описать погоду. Слайд 4
Определение метеорологических величин по карте погоды. Источник информации: карта погоды, учебнику с 126. Слайд 5
Деятельность учащихся: изучают условные знаки карты погоды, определяют ветер, температуру воздуха и атмосферные осадки в различных населенных пунктах, сравнивают погоду, делают выводы о взаимосвязи явлений погоды.
Описание климата своей местности по плану. Работа в группах.
Источник информации: учебнику с. 128, атлас Воронежской области, статистические данные, сайт www. край 36.рф
Деятельность учащихся: используя карты атласа Воронежской области определяют среднюю многолетнюю температуру января и июля, рассчитывают среднюю амплитуду температуры, изучают статистические данные, находят самую высокую и самую низкую температуру за все время наблюдений; по картам определяют среднегодовое количество осадков и делают вывод о режиме их выпадения, продолжительности времен года.
Прочитайте о влиянии климата на строительство жилья. Индивидуальная работа.
Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Климатические условия влияют и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Так, на Крайнем Севере на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой площади, чем в средней полосе России, а число комнат должно быть на одну больше, чем количество членов семьи. В районах жаркого климата необходимы летние помещения: веранды, неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное проветривание.
Объясните, почему на Черноморском побережье Кавказа зимой можно держать в домах открытыми форточки.
Почему на Крайнем Севере площадь жилья должна быть больше?
Расскажите, какие дома построены в нашей местности.
Объясните, как климат влияет на жизнь человека
5)Приведите примеры влияния климата на:
а) образ жизни человека; б) одежду человека; в) пищу человека Слайд 6,7,8.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности
Как вы понимаете высказывание французского философа Шарль-Луи де Монтескье: «Власть климата сильнее всех властей». Слайд 9
Достигли ли цели урока (если нет, то почему, что помешало)? Что узнали нового? Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Чтобы ещё хотели узнать?
Деятельность ученика: высказывают своё мнение по поводу высказывания, рефлексируют свою деятельность.
VI. Домашнее задание. Выучить определения, пересказ параграфа. На к/к отметить: точки с самой высокой температурой и самой низкой температурой на Земле. Территории с самым малым количеством осадков и с самым большим (найти информацию в географическом справочнике или в Интернете) Дополнительно подобрать народные приметы об изменении погоды. Слайд 10
Деятельность ученика: выбирают уровень сложности домашнего задания, записывают его в дневник.