Урок познания мира на тему Погода.Климат (4 класс)


Тема: «Погода. Климат»
Класс: 4 «а»
Цели:
- Научиться различать погоду и климат, научиться описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных явлений.
- Научиться определять температуру с помощью термометра.
Задачи:
– умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию;
– умение совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли;
– умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущем уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; сравнивать по заданным основаниям объекты.
Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, учебник, маршрутные листы для групп, термометр, веер, иллюстрации, маркер.
Этапы работы Деятельность учителя Деятельность учеников Время
I. Мотивация к учебной деятельности
II. Этап актуализации и пробного учебного действия.
- Дождик землю поливает.И деревья умывает.Что- то он сказать хотел,К нам в окошко залетел.Он решил нам подсказать,Надо ребус разгадать
И скорей урок начать.
- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку, садитесь удобнее. И вперёд за маленькими открытиями! Слайд
4 1 5 2 6 3
О П Д О А Г
3 6 1 4 2 5
И Т К М Л А
- Назовите слова, которые у вас получились?
- Как будет звучать тема нашего урока?
Прежде чем перейти к новой теме мы немного повторим предыдущий материал. Выполним тест.
1. Воздух – это…
А) вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;
Б) смесь газов, пыли и пара;
В) любое вещество природы.
2. В состав воздуха входят:
А) азот, кислородный газ;
Б) азот и кислород;
В) азот, кислород, углекислый газ и различные примеси.
3. Для горения и дыхания необходимы:
А) азот;
Б) кислород;
В) углекислый газ.
4. При дыхании человек выделяет:
А) кислород;
Б) углекислый газ;
В) другие примеси.
5. Свойства воздуха:
А) цвет белый, без запаха, без вкуса;
Б) без цвета, без запаха, без вкуса;
В) прозрачный, имеет запах и вкус.
6. Что происходит при охлаждении воздуха?
А) он сжимается;
Б) ничего не происходит;
В) он расширяется;
7. Что происходит с воздухом при нагревании?
А) он сжимается;
Б) ничего не происходит;
В) он расширяется;
8. Где больше всего кислорода?
А) над городом;
Б) над озером;
В) над лесом
9. Какого газа станет больше в кабинете к концу урока?
А) кислорода;
Б) азота;
В) углекислого газа.
10. Для чего изобрели акваланг?
А) чтобы пугать рыб;
Б) чтобы дышать под водой;
В) чтобы разговаривать под водой Мы будем открывать новые знания!
- У нас получилось «Погода и климат».
Оценивание :
1 ошибка – 5 баллов;
2-3 ошибки– 4 балла;
4-5 ошибки – 3 балла;
6-7 и более -2 балла. 2-3 мин
7 мин
III. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
Деление на группы: 248920149860
- Ой, ребята, посмотрите, что такое?
- Почему мальчик так одет?
- По сезону ли он одет?
- Что он не узнал, перед тем как выйти на улицу?
- Что нам необходимо знать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Работать вы сегодня будете группами под руководством капитанов, выберите капитанов.
- Каждая группа будет исследовать определенный признак погоды, т.е. вы будете метеорологами.
- На столе у вас лежат маршрутные листы, найдите в СПРАВКЕ - Кто же такие метеорологи?
Слайд - Не узнал погоду.
(температуру, облачность, осадки, есть ли ветер)
- Учить определять погоду по основным признакам.
Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений. 3 мин
IV. Этап реализации построенного проекта
Разминка: - Необходимо помнить и выполнять условия работы в группах. (Слайд)1. Иди верно, по маршруту.
2. Дружно шагай по маршруту.3. Не теряй времени даром.4. Будь осторожен.5. Пройденный маршрут - путь к успеху.
 
Итак,
1 группа узнает, как устроен термометр и научится им пользоваться.
2 группа – изучит свойства ветра.
3 группа – определяет облачность.
4 группа - изучает причину возникновения осадков и определяет их виды.
- Обратите внимание, на выводы группы после исследования. Защищает капитан.
- Ну, а теперь в путь! 
Физ. Минутка
- Давайте немного отдохнём. Дети читают условия работы в группах.
Самостоятельная работа в группах. Ребята выполняют задания по маршрутному листам. 15 мин
V. Этап обобщения затруднений во внешней речи
VI. Этап рефлексии деятельности на уроке
VII. Оценивание.
VIII. Домашнее задание. - Пришло время капитанам сделать выводы по наблюдениям групп.
- Молодцы!
Оценивание :
1 ошибка – 5 баллов;
2-3 ошибки– 4 балла;
4-5 ошибки – 3 балла;
6-7 и более -2 балла.
Что такое погода и что такое климат?
Объясните ситуацию.
Осенним днём в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей пожаловался, что погода стала портиться, а журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлету на юг.
—Почему птицы по- разному оценивают погоду осеннего дня?
Климат известен в каждом месте Земли, а погода всегда разная.
Задание - слайд
– Определите, что относится к климату, а что к погоде:
Осень радовала нас солнечными и тёплыми днями. А обычно осенью у нас идут дожди.
- Итак, ребята, давайте запишем погоду на сегодняшний день. (по группам - явления)
1 группа: записывает сколько градусов;
2 группа: записывает, какой сегодня дует ветер;
3 группа: записывает, какая облачность;
4 группа: записывает, какие виды осадков сегодня выпали
- Расскажите о погоде сегодняшнего дня.
Оценивание :
1 ошибка – 5 баллов;
2-3 ошибки– 4 балла;
4-5 ошибки – 3 балла;
6-7 и более -2 балла.
— Что нового вы узнали?
— Как вы это узнали, что вам помогло?
— Где пригодятся эти знания?
— Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
— Как работал ты?
Суммируем баллы.

Определить погоду на завтра. С.64 пересказ Вывод 1 группы:Термометр - прибор для измерения температуры. У прибора есть: корпус, шкала с делениями, трубка с подкрашенной жидкостью. Единицей измерения температуры служит 1о С . 0 о С - это граница тепла и холода.
Вывод 2 группы:
Движение воздуха - это ветер. Силу ветра можно выразить словами: безветрие, слабый ветер, умеренный ветер, сильный ветер, ураган. По направлению ветер бывает: северный, южный, западный, восточный, с-з, с-в, ю-з, ю-в.Вывод 3 группы:
- Охлажденный пар, превращающийся в мельчайшие легкие капельки, и покрывающий небо называют облачностью. Облачность бывает: сплошная, переменная, ясное небо.
Вывод 4 группы:
Облака, приносящие осадки называют тучами. Виды осадков: дождь, снег, град, туман, роса, иней.
- при положительной температуре – дождь, туман, роса, град.
- при отрицательной температуре – снег, град, иней.
Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Климат – многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.
ОТВЕТЫ:
Погода. Осень радовала нас солнечными и тёплыми днями.
Климат. А обычно осенью у нас идут дожди.
Сегодня 28.11.2014 г.
температура воздуха - С, ветер - , Облачность – , Осадки -
12 мин

2 мин
2 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ
СПРАВКА: Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.
МАРШРУТ для 1-ой группы
5234305238125Температура воздуха.
Прочитайте текст.
— В стеклянной трубочке есть линейка и тоненькая трубочка с жидкостью. При нагревании жидкость поднимается по трубочке. Верхний конец столбика жидкости показывает на деления — градусы температуры.
Температура бывает положительная , если жидкость показывает градусы выше нуля. Бывает температура отрицательная, если показывает градусы ниже нуля.
У термометра три главные детали: корпус, шкала с делениями, трубка с подкрашенной жидкостью.
В трубку обычно заливают подкрашенный спирт или ртуть (жидкий металл).
Рассмотрите термометр и покажите его детали.
Изучите текст. Определите единицу измерения температуры.Единицей измерения температуры служит 1о С .
4. Прочитайте текст и определите, что обозначает цифра 0° . Трубка с жидкостью прикреплена к дощечке с делениями — шкале. На шкале нанесены цифры от 0о вверх и от 0о вниз. 0о — граница тепла и холода. Выше 0о деления показывают тепло, ниже 0о - холод.
Сделайте выводТермометр - прибор для измерения температуры.
У прибора есть: _________________________________________________________________________________________
Единицей измерения температуры служит ___о .
0о - это граница ___________________ и ___________________ .
СПРАВКА: Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.
МАРШРУТ для 2-ой группы
Ветер.
32283402127251. Проведите опыт. Возьмите веер. Помашите им перед собой. Что вы почувствовали? Подуйте на ладонь. Что вы почувствовали?
2. Изучите правила движения воздуха.
В природе постоянно происходит движение теплого и холодного воздуха. Ветер – это воздух, который приходит в движение.
3. Рассмотрите картинку, как движется воздух?
4. Расскажите, какая бывает сила ветра?
На земле существуют разные виды ветра по степени угрозы. Сильные и опасные – это ураганы, тайфуны, смерчи. Тихие ветры – это бриз, муссоны. Силу ветра можно выразить словами: безветрие, слабый ветер, умеренный ветер, сильный ветер, ураган.
5.Определите, какие ветры бывают в зависимости от направления.
Часто ветер меняет направления, от направления зависит погода. В этом помогает прибор Флюгер. Это плоская фигурка, которая может поворачиваться вокруг своей оси. Фигурка разворачивается по ветру и показывает его направления. Чем сильнее ветер, тем быстрее он крутится. По направлению ветер бывает: северный, южный, западный, восточный, с-з, с-в, ю-з, ю-в(направление определяется по сторонам горизонта)
Сделайте выводДвижение воздуха - это _____________________ .
Силу ветра можно выразить словами: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По направлению ветер бывает: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПРАВКА: Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.
МАРШРУТ для 3-й группы
Облачность.
1. Рассмотрите иллюстрацию, покажите стрелками и расскажите о круговороте воды в природе (иллюстрация – круговорот воды в природе).
2872105812802. Изучите текст и объясните, что такое облачность.
Облачностью называется степень покрытия небосвода облаками. Облачность-это скопление облаков. Охлажденный пар, превращающийся в мельчайшие легкие капельки, и покрывающий небо называют облачностью.
3. Какая бывает облачность?Когда небо чистое, солнечное, погоду называют  ясной. Когда небо частично закрыто облаками говорят  облачно. А вот когда всё небо затянуто облаками и его совсем не видно, то говорят пасмурно. Облачность бывает: сплошная, переменная, ясное небо.
Сделайте выводРассказ по иллюстрации о круговороте воды в природе.
Охлажденный пар, превращающийся в мельчайшие легкие капельки, и покрывающий небо называют __________________
___________________________________________
Облачность бывает: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПРАВКА: Метеоролог – специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.
МАРШРУТ для 4-ой группы
Осадки.
Прочитайте текст.
Облака охлаждаются в атмосфере, капли воды в них тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. Перед выпадением осадков облака превращаются в тучи.
Как называют облака, приносящие осадки?
Исследуйте иллюстрации и перечислите виды осадков.

Выберите из них только те, которые выпадают при положительной температуре (иллюстрации на столе).
Выберите из них только те, которые выпадают при отрицательной температуре (иллюстрации на столе).
Сделайте выводОблака, приносящие осадки называют __________________________________________________________________
Виды осадков: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите виды осадков, которые выпадают только: - при положительной температуре (+): _________________________________________________
_________________________________________________________________.
-при отрицательной температуре (-): ______________________________
_______________________________.