Методические рекомендации для работы с воспитанниками школьного возраста по формированию ЗОЖ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
г.Ак-Довурак Республики Тыва
Методические рекомендации для работы с воспитанниками старшей школы
«Формирование здорового образа жизни»
Печатается по решению экспертного совета МБУ ДО ДЮСШ.
Формирование здорового образа жизни – Ак-Довурак: МБУ ДО ДЮСШ. – 2016. – 8 с.
Составитель:
Булавко И.С., директор МБУ ДО ДЮСШ, тренер-преподаватель высшей квалификационной категории.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. У молодых людей зачастую еще не сформировано представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ). Большинство старшеклассников при ответе на вопрос, какие ценности для них являются приоритетными, отмечают здоровье. Однако значительно меньше старшеклассников отмечают личностную значимость здорового образа жизни, считая, что соблюдение режима, правильное питание, регулярные занятия физической культурой не играют для них слишком большой роли. Многие школьники думают, что незачем заботиться о здоровье, раз оно и так есть.
О
бучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения - актуальная задача школы.
Основные принципы организации работы образовательной организации по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни :
Целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности.
Комплексность: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка).
Безопасность: тщательный отбор информации, предоставляемой школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье.
Возрастная адекватность: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска.
Социокультурная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем.
Для того чтобы школьник захотел уже сегодня заботиться о здоровье, он должен понимать, чем ему это полезно сейчас и как это может помочь в дальнейшем. Обучение ЗОЖ должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков.
Особенности организации обучения ЗОЖ младших школьников
Основные усилия педагога, работающего с младшими школьниками, должны быть сосредоточены на воспитании у них понимания важности и необходимости заботы о своем организме.
Особенности организации обучения ЗОЖ подростков и юношей
При обучении ЗОЖ нужно учитывать возрастные особенности школьников. Так, в подростковом и юношеском возрасте еще недостаточно сформировано представление о личностной ценности здоровья. Далеко не все школьники осознают здоровье как обязательное условие достижения жизненного успеха, самореализации, могут прогнозировать влияние на здоровье последствий своего поведения.
У школьников может быть уже сформировано отношение к той или иной проблеме, нередко расходящееся с оценками и взглядами педагога. Для учащихся большое значение имеет общение со сверстниками и более значимым является мнение товарищей, одноклассников, а не учителей и родителей. Школьники часто с недоверием относятся к информации, которую они получают от взрослых, считая, что их взгляды «устарели», «не соответствуют» действительности, «преувеличивают» опасность и т.д.
Учитывая возрастные особенности подростков и юношей, педагогу при обучении ЗОЖ можно рекомендовать следующее:
избегать «навязывания» учащимся готовых оценок и нормативов. Основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций;
использовать формы и методы, обеспечивающие самим учащимся роль ведущих, организаторов работы. Например, антинаркогенная информация, представленная сверстниками, будет иметь более действенный эффект, чем сведения, полученные от педагога;
основной акцент следует делать на наиболее значимых для школьника факторах. Например, следует показать, что ухудшение здоровья может негативно отразиться на внешности подростка, его спортивных достижениях, привести к ограничениям при выборе профессии, затруднениям во взаимоотношениях с окружающими и т.д.
При обучении подростков и юношей основам ЗОЖ рекомендуется использовать такие формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся.
Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста - почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников формируются универсальные полезные навыки (умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т.д.), а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотикам).
Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, которая кажется значимой, интересной. Дискуссия может быть организована в форме «круглого стола», ток-шоу, брейн-ринга и т.п. К участию в дискуссии могут привлекаться родители, а также представители различных профессий - медики, психологи, юристы и т.д. Это сделает дискуссию более интересной и содержательной. Разновозрастный состав участников поможет взрослым и школьникам «услышать» друг друга, понять позицию другого.
Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем игра продолжает сохранять свое значение и на последующих возрастных этапах. Так, у старших школьников игра становится формой реализации мотивации достижения и самоопределения. Можно использовать ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем.
Лекция - самая популярная среди взрослых и самая «нелюбимая» среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркомании) такая форма оказывается необходимой. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия?
При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей. Ведь такие «художественные преувеличения» способны вызвать недоверие к лектору, сомнения в его компетентности.
Помимо классического варианта лекции могут использоваться такие формы, как лекция-дискуссия и лекция с обратной связью. Лекция-дискуссия включает не только сообщение материала, но и его обсуждение. При проведении лекции с обратной связью лектор представляет проблемную информацию, которая затем обсуждается школьниками в малых группах. Задача групп - не только высказать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы.
Таким образом, при обучении школьников основам ЗОЖ необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения к своему здоровью на разных этапах возрастного развития ребенка.
Как показывает практика, школе не надо «изобретать велосипед», нужно наиболее целесообразно пользоваться программами, прошедшими экспертизу и доказавшими высокую эффективность их использования, например программа «Все цвета, кроме черного».
Программа «Все цвета, кроме черного» направлена на формирование культуры здоровья и профилактику вредных привычек у детей и подростков 2-11-х классов.
Программа «Все цвета, кроме черного» ориентирована не на запрещение и запугивание учащихся последствиями употребления наркотических веществ, а на развитие у них умений и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Программа обеспечивает вытеснение из сферы интересов детей и подростков форм поведения, связанных с употреблением наркогенных веществ. Учитывая, что сегодня первый опыт употребления наркотиков приобретается уже в младшем возрасте, профилактическая работа начинается заблаговременно, охватывает несколько возрастных групп, обеспечивая преемственность воспитательного процесса.
Обучение по программе «Все цвета, кроме черного» способствует формированию у школьников личностных свойств и качеств, обеспечивающих им успешную социальную адаптацию и позволяющих избежать приобщения к наркогенным веществам. Просветительская работа с родителями, их участие в работе, проводимой в школе, помогают семье создавать благоприятный психологический климат, прививать детям навыки здорового образа жизни.
Педагогу рекомендованы следующие формы реализации программы:
внеклассная работа (классные часы, коллективная творческая деятельность, реализация проектов, работа объединений, клубов и т.д.);
интеграция в содержание базовых учебных предметов;
комбинированный подход (часть материала программы интегрируется с учебным материалом, часть используется во внеклассной работе).
Программа «Все цвета, кроме черного» может быть использована в различных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования (центров, подростковых объединений, домов школьников и т.д.), в семьях.
Поскольку именно школа является одним из важных инструментов воспитания культуры здоровья, то прежде всего необходимо обучение самих педагогов. Важно, чтобы они владели знаниями в области ЗОЖ, умели научить детей, сами применяли эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Обучение самих учителей основам ЗОЖ помогает им квалифицированно организовать воспитательный процесс и служит основой эффективного образования учащихся.
Безусловно, школа не может обойтись без помощи родителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья. Кроме того, просвещение родителей в области ЗОЖ поможет семье правильно организовать для школьника режим дня, питание, двигательную активность, досуг и т.д. В этом родителям могут помочь научно- популярные брошюры, список которых прилагается.
Таким образом, успешность формирования представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся зависит как от педагогов, так и от родителей. При этом воспитательная работа по формированию понятий ценности здоровья и здорового образа жизни может быть эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Каковы задачи школы при подготовке ученика к самостоятельной жизни?
2. Насколько важно обучение педагогов знаниям и навыкам в области ЗОЖ?
3. Необходимо ли просвещение родителей в области ЗОЖ?
4. Помогают ли педагогу знания основ ЗОЖ квалифицированно организовать учебный процесс?
5. С какого возраста целесообразно начинать работу по профилактике алкоголизма, табакокурения, употребления наркотиков и т.д.?
6. В чем преимущество специальных модульных образовательных программ, направленных на формирование у детей и подростков основ культуры здоровья и ЗОЖ?
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методические пособия для учащихся, педагогов и родителей:
1.Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учебно-методический комплект для начальной школы. - М.: Вентана-Граф, 2002.
2.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании». - М.: Олма- Пресс, 1999-2003.
3.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Учебно- методический комплект «Две недели в лагере здоровья». - М.: Олма-Пресс, 2002.
4.Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного. Учебно-методический комплект для 7-11 классов. - М.: Просвещение, 2004.
5.Макеева А.Г., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект «Волшебные уроки в стране Здоровье». - СПб., Образование и культура, 1999.
6.Серия «Работающие программы». Составители серии Чечельницкая С.М., Родионов В.А. – М., 2000.
Брошюры для родителей:
1.Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника. - М.: Вентана-Граф, 2002.
2.Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2003.
3.Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Кмитъ Г.В., Рублева Л.В., Шарапов А.Н. Как сохранить сердце ребенка здоровым. - М.: Вентана-Граф, 2002.
oђЗаголовок 315