Методические рекомендации на тему: Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) - это совокупность действий, направленных на получение (разработку), систематизацию, распространение методических знаний. Перечисленные процессы могут быть названы основными направлениями методической деятельности. Осуществлением методической деятельности занимается методическая служба УДОД - организационно оформленное объединение специалистов, профессионально занимающихся методической деятельностью. Цель деятельности методической службы в УДОД - методическое обеспечение педагогической системы учреждения во всей совокупности ее внутренних и внешних связей и взаимодействий. Субъекты методической деятельности - люди, профессионально занимающиеся методической деятельностью: ученые, организаторы методической деятельности (зам. директора УДОД по научно-методической, программно-методической, учебно-воспитательной деятельности, заведующие методическими кабинетами, методисты, в том числе по направлениям деятельности), практики (заведующие структурными подразделениями УДОД, психологи, наиболее опытные педагоги). Виды методической деятельности - это те способы, приемы, с помощью которых ее субъекты получают, систематизируют, распространяют методические знания. К числу основных видов методической деятельности относятся:
методическое исследование;
разработка методики;
создание методической продукции (методических пособий, методических рекомендаций и др.);
изучение педагогического опыта;
обобщение и описание педагогического опыта;
экспертиза образовательных программ;
научно-методическое руководство;
методическое консультирование;
методическая помощь (опережающее либо оперативное реагирование методиста на запросы, потребности, затруднения педагога, руководителя; содействие решению возникших проблем);
методическая коррекция.
Формы методической деятельности - институционально закрепленные варианты практической реализации основных направлений методической деятельности. Каждому из этих направлений - получению, систематизации, распространению методических знаний - соответствует относительно устойчивая совокупность конкретных форм. Процесс получения методических знаний реализуется в УДОД преимущественно через такие институциональные формы, как:
проблемно-творческая группа;
проблемная лаборатория;
проектная команда;
методическое объединение (по направлениям);
научно-методический совет.
Процесс систематизации методических знаний осуществляется, прежде всего, через следующие институциональные формы:
методический совет УДОД;
методическое объединение (по направлениям);
методический семинар;
методический кабинет (информационно-методический либо кабинет по соответствующему профилю деятельности);
экспертная комиссия, экспертный совет (экспертиза целевых и образовательных программ).
Процесс распространения методических знаний связан преимущественно с такими институциональными формами, как:
методическая конференция;
методический семинар;
мастер-класс;
школа профессионального мастерства;
педагогическая студия;
конкурс профессионального мастерства.
Материал подготовлен с использованием журнала "Методист"
Справочные сведения о наиболее распространенных видах методической продукции
Информационно-методический справочник - сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.
Бюллетень - регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.
Инструктивно-методическое письмо - указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.
Памятка - краткие, наиболее важные сведения о сути и порядке осуществления какого-либо дела.
Инструкция - пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.
Методическая записка - пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: планам, графикам, таблицам.
Методические рекомендации - вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций - пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
Методическая разработка - это логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.
Методическое пособие - комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления ДОД. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Тематическая папка объединяет:
нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
методические рекомендации;
разработки конкретных дел, сценарии;
материалы из опыта работы;
библиографию;
дидактический материал.
Тематическая подборка материала - подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенной теме (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.).

Инструктивно-методический плакат - плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.


Требования к оформлению методической продукции
Представляемая педагогом, методистом методическая продукция должна включать:
титульный лист (по аналогии с титульным листом образовательной программы);
сведения об авторе (авторах): должность, квалификационная категория, почетное звание (ученая степень), контактный телефон;
краткую аннотацию;
пояснительную записку;
содержание;
список рекомендуемой литературы;
приложения (при необходимости).
Рекомендуемая литература
1. Виды методической продукции. Справочник. - Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995. 2. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д. Е. Яковлев. - М: АРКТИ, 2002. 3. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002. 4. Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л. Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. - М: ЦРСДОД, 2002.
Как составить методические рекомендации
Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, дидактическим материалом, методическим пособием). Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
титульный лист;
аннотацию;
сведения об авторе (авторах);
пояснительную записку;
содержание;
список рекомендуемой литературы по данной теме;
приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным элементам структуры методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
фамилия, имя, отчество автора;
название (с пометкой о виде методической продукции - методические рекомендации);
название города;
год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации Интернет-олимпиады для школьников в системе ДОД);
предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа - школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
3. Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
4. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются Интернет-олимпиады школьников, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
определение цели составления методических рекомендаций (например; оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня - школьных, городских, региональных - с использованием современных информационных технологий и т.п.);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
5. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов - например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому (Интернет в школах и УДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам);
вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
предостеречь от типичных ошибок.
6. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
7. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок "Содержание". В числе приложений могут быть:
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
тестовые задания;
методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
схемы, диаграммы, фотографии, карты;
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Рекомендуемая литература
1. Виды методической продукции. Справочник. - Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995. 2. С.В. Корлякова, О.В. Деникаева Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. - Екатеринбург: Объединение "Дворец молодежи", 2001. 3. Методическая деятельность. Словарь-справочник. - Л., 1991.

















13PAGE 15


13PAGE 14115




Методическая деятельность
в учреждениях дополнительного
образования детейTimes New Roman