Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия Веселые химичексие старты
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Спасский техникум отраслевых технологий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного интегрированного мероприятия
на тему
«Весёлые химические старты»
ФИО автора (ов):
Рачкова Наталия Александровна
Должность: преподаватель
2015 г.
Аннотация
Методическая разработка внеурочного мероприятия представляет собой интегрированное мероприятие «Весёлые химические старты» и объединяет учебные дисциплины «Химия» и «Физическая культура». Методическая разработка внеурочного мероприятия сочетает методику проведения подвижной игры и интеллектуального мероприятия.
Цели работы:
Формирование и развитие познавательного интереса обучающихся к дисциплинам естественнонаучного цикла;
Развитие навыков двигательной активности обучающихся;
Активизация мыслительной деятельности обучающихся;
Расширение кругозора обучающихся;
Воспитание самодисциплины обучающихся;
Формирование чувства сплоченности коллектива обучающихся;
Формирование здорового образа жизни обучающихся.
Методическая разработка внеурочного мероприятия может быть применена преподавателями дисциплин естественнонаучного цикла.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: описано в разработке (в конкурсах)
Форма проведения: подвижная игра, интеллектуальная игра
Участники: обучающиеся первого курса по профессии 23.01.03 Автомеханик.
Продолжительность: 45 минут
Мероприятие позволяет систематизировать и обобщить знания обучающихся по химии, а также развить их физические способности.
Содержание:
1. Введение 4
2. Сценарий мероприятия 5
3. Заключение 11
4. Список литературы 12
5 Приложения 13
Введение
Изучать дисциплину естественнонаучного цикла «Химия» только в форме аудиторных занятий достаточно сложно. Но любой преподаватель должен стремиться к тому, чтобы найти эффективные способы взаимодействия с обучающимися, стремиться к развитию их интеллектуальных способностей. Не менее важным является и физическое состояние обучающихся. Для развития познавательного интереса обучающихся, для закрепления учебного материала эффективно проводить внеклассные мероприятия. Очень интересной и эффективной формой проведения внеклассных мероприятий являются те, в основе которых лежит интеграция учебных дисциплин. В методической разработке «Весёлые химические старты» интегрированы учебные дисциплины «Химия» и «Физическая культура». Данная игра позволяет не только систематизировать и обобщать знания обучающихся по химии, но также развивать их физические способности обучающихся. Наряду с проявлением индивидуальных качеств, обучающихся сплачивает ответственность друг за друга, осознание значимости коллектива.
Целями внеклассного мероприятия являются:
Формирование и развитие познавательного интереса обучающихся к дисциплинам естественнонаучного цикла;
Развитие навыков двигательной активности обучающихся;
Активизация мыслительной деятельности обучающихся;
Расширение кругозора обучающихся;
Воспитание самодисциплины обучающихся;
Формирование чувства сплоченности коллектива обучающихся;
Формирование здорового образа жизни обучающихся.
Местом проведения мероприятий спортивный зал. Необходимое оборудование подробно рассматривается в методической разработке в каждом конкурсе. Формой проведения мероприятия является сочетание подвижной и интеллектуальной игры. Участниками являются обучающиеся техникума. Продолжительность мероприятия составляет 45 минут.
В ходе проведения мероприятия обучающиеся проявляют компетенции по обобщению, систематизации, классификации знаний по неорганической и органической химии,
Сценарий мероприятия
Вступительное слово ведущих мероприятия – преподавателей химии и физкультуры: «Здравствуйте! Сегодня мы проводим увлекательное мероприятие – интегрированные весёлые химические старты. У вас есть возможность проявить физические способности, знания по химии, смекалку, быстроту реакции и получить удовольствие от активной деятельности».
Преподаватель физкультуры проводит инструктаж по технике безопасности: проверяет наличие спортивной формы участников мероприятия, предупреждает о соблюдении правил поведения во время мероприятия, сверяет количество участников.
Выбираются жюри и помощники, которые ведут записи, фиксирует количество баллов, отслеживают время и т.д. Секретарю и его помощнику необходимо отвести определенное место, заранее подготовить бумагу для записей, авторучки. Преподавателю физкультуры необходим свисток для подачи сигналов.
В игре принимают участие две команды. В каждой команде должно быть не менее семи участников. В каждой команде выбирается капитан. Заранее готовится название команды и девиз.
Ход мероприятия
Конкурс №1. «Приветствие»
Приветствие команд: капитан команды представляется сам и перечисляет участников. Команда называет свой девиз и название команды. Данный конкурс не оценивается.
Конкурс №2. «Разминка»
При выполнении задания участники становятся в шеренгу. Участникам показываются карточки с изображением химических символов. Участникам необходимо правильно назвать данные химические элементы. Отвечать должен тот участник, который стоит ближе к ведущему и после ответа участник должен переместиться в конец шеренги. Далее отвечает другой участник и перемещается и т.д. Показывает карточки преподаватель физкультуры, о правильность ответа оценивает преподаватель химии. Участники должны дать как можно больше верных ответов за одну минуту.
Необходимое оборудование: таймер или секундомер, карточки с изображением химических элементов.
Критерии оценивания:
Большее количество правильных ответов – 1 балл.
Карточки с изображением химических элементов приведены в приложении №1.
Конкурс №3. «Тропа»
Участникам предоставляются «кочки», изготовленные из бумаги, на которых изображены формулы неорганических кислот, оснований, оксидов и солей. Необходимо выбрать «кочки» с формулами кислот и составить из них тропу. Каждый участник имеет право выбрать только одну «кочку» и проложить её по заданному маршруту. Участники раскладывают «кочки» поочередно. Места расположения «кочек» на полу обозначены мелом. Всего обозначено 7 мест, где должны быть расположены «кочки».
Необходимое оборудование: «кочки», изготовленные из бумаги, с изображением формул неорганических кислот, оснований, оксидов и солей; мел.
Критерии оценивания:
Быстрота выполнения – 1 балл; правильность выбора «кочек» - 1 балл, техника передвижения участников – 1 балл.
Формулы для оформления «кочек», схема маршрута приведены в приложении №2.
Конкурс №4. «Уравнение реакции»
Для выполнения данного задания заранее изготовляются нагрудные повязки (их можно сделать из бумаги и толстых ниток), на которых изображены формулы веществ и знаки для составления уравнения реакции. Участники команды выстраиваются в шеренгу. По сигналу преподавателя физкультуры, участники должны пробежать до финиша со скакалкой и взять одну нагрудную повязку и надеть её, затем вернуться обратно, передать скакалку следующему участнику и встать отдельно от шеренги. После того, как все участники надели повязки, они должны выстроиться в логическое уравнение реакции и встать последовательным строем так, чтобы уравнение реакции было верным.
Необходимое оборудование: повязки с изображением формул и знаков уравнения реакции, скакалки.
Критерии оценивания:
Быстрота выполнения – 1 балл; правильность составления реакции – 1 балл; техника передвижения участников – 1 балл.
Уравнение реакции приведено в приложении №3.
Конкурс №5. «Слова»
На стенке у финиша закреплены карточки, на которых написано слово «Вулканизация». Рядом с финишем находятся столы, на которых подготовлены ватманы и маркеры. По сигналу преподавателя физкультуры, участники поочередно должны пробежать между кеглей «змейкой» и на чистом листе бумаги у финиша написать слово, которое можно составить из букв данного слова. Слова должны быть именами существительными в именительном падеже. Например, «вулкан», «вилка», «канал», линза», «цикл» и т.д. Затем вернуться обратно и передать эстафету другому участнику.
Необходимое оборудование: карточки, на которых изображено слово «ВУЛКАНИЗАЦИЯ», ватманы, маркеры, столы, кегли.
Критерии оценивания:
Быстрота выполнения – 1 балл; правильность составления слов – 1 балл; количество слов – 1 балл; техника передвижения участников – 1 балл.
Возможные варианты слов приведены в приложении №4.
Конкурс №6. «Конкурс капитанов»
Участниками являются капитаны команд. Им задаются вопросы, на которые они должны дать ответ. Побеждает тот капитан, который успел дать больше правильных ответов на вопросы за одну минуту.
Вопросы капитанам команд приведены в приложении№5.
Необходимое оборудование: карточки с вопросами.
Критерии оценивания:
Большее количество правильных ответов – 1 балл.
Игра со зрителями
Во время подсчета результатов со зрителями проводится игра, им предлагается отгадать загадки.
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
Ответ: азот
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
Ответ: кислорода
Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …
Ответ: неон
Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
Ответ: углерод
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...
Ответ: кислоты
Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем ...
Ответ: щелочная
Без неё жизнь невозможна,
В клетках тела есть она.
И растеньям, и животным
Каждый день нужна …..
Ответ: вода
Слепоту он вызывает –
Каждый школьник это знает.
Очень вреден, ядовит
И ужасен этот спирт!
Ответ: метанол
В честь него был назван век,
Он в крови у нас у всех,
В космосе метеорит
Его содержит, и летит.
Ржавчина его съедает.
Кто металл этот не знает?
Ответ: железо
Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать.
Ответ: натрий
После подведения итогов, жюри объявляет результаты, называет победителей.
В заключении преподаватели химии и физической культуры благодарят участников и зрителей, жюри. Желают всем доброго здоровья, хорошего настроения, успехов в обучении.
Заключение
Интегрированное внеклассное мероприятие проводится одновременно как подвижная игра, и также как интеллектуальная игра. В ходе игры участники во время конкурсов наряду с развитием навыков двигательной активности тренируют память, мышление, внимание. Обучающиеся воспитывают самодисциплину, ответственность за себя и друг за друга, формируют чувство сплоченности коллектива.
Интеграция дисциплин помогает привлечь внимание обучающихся к изучению сложной дисциплины «Химия», позволяет в доступной форме обобщить знания по химии, активизирует двигательную активность обучающихся и приобщает к здоровому образу жизни.
Список литературы
Габриэлян О.С., И.Г.Остроумов. Химия: учеб. для студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2010.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. учеб. для студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2011.
Н.В.Решетников, Ю.Л.Кислицын. Физическая культура: учеб. для студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2013.
Интернет-источники:
http://zagadka.pro
http://vcegdaprazdnik.ru
Приложения
Приложение №1
к конкурсу №2 «Разминка»
Карточки с изображением химических элементов
Au
H Br C N Bе As Rb P Ge
Al
O Li F Ne Cl K Sn Mg S
Cr
I Ca Pt W Ni Si Ne Ti Cu
Fe
Na Mn Os Xe Co Zn B V Ba
Приложение №2
К конкурсу №3 «Тропа»
Формулы кислот, оснований, солей, необходимых для подготовки «кочек»
Н2SO4 Аl2 (SO4)3 Ca(OH)2 Н3РO4 NaCl LiOH
ВаСl2 HCl K2SO4 HNO3 СаСO3 CO2
MgO Fe(OH)2 Н2SiO3 НBr CuSO3 HF
Н2SO4
Примерный вид «кочки»
Схема маршрута к конкурсу №3 «Тропа»
Приложение №3
К конкурсу №4 «Уравнение реакции»
Уравнение реакции:
H2SO4 + Na2 O = Na2 SO4 + H2 O
Участники команды с нагрудными повязками:
H2 O
+
Na2 SO4
=
Na2 O
+
H2SO4
Приложение №4
К конкурсу №5 «Слова»
Слово «ВУЛКАНИЗАЦИЯ»
Слова, которые можно составить:
Вулкан, вал, лавка, вилка, канал, виза, лук, цикл, лаз, зал, лик, низ, накал, линза, акция, акциз, казан, наказ, нация, ваза, лунка, луза, закал
Схема маршрута к конкурсу №5 «Слова»
Приложение №5
К конкурсу №6 «Конкурс капитанов»
Вопросы для конкурса капитанов
Вопросы капитану команды №1.
№№ п/п Вопрос Ответ
1 Какова формула ацетилена? С2 Н2
2 Какого нуклеотида нет в РНК? Тимина
3 Какая связь характерна для этиленовых углеводородов? Двойная
4 Какой буквой обозначается температура? Т, t
5 Какое вещество выражается формулой О2 ? Кислород
6 Какова формула пентана? С5 Н12
7 Что является мономером белка? Аминокислота
8 Как называется вещество, формула которого H2 O? Вода
9 Какова формула азотной кислоты? HNO3
10 Как называется положительно заряженная частица атома? Протон
11 Самый распространенный химический элемент во Вселенной? Водород
12 Самый лёгкий металл? Литий
13 Газ, поддерживающий горение Кислород
14 Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету Фотосинтез
15 Кислота, необходимая для процесса пищеварения Соляная
16 Какой камень искали алхимики? Философский
17 Горизонтальный ряд периодической таблицы Период
18 Положительный ион Катион
19 Жидкий металл Ртуть
20 Цифра, стояща перед формулой в уравнении Коэффициент
Вопросы капитану команды №2.
№№ п/п Вопрос Ответ
1 Какова формула этилена? С2Н4
2 Какого нуклеотида нет в ДНК? Урацила
3 Какая связь характерна для ацетиленовых углеводородов? Тройная
4 Какой буквой обозначается давление? р
5 Какое вещество выражается формулой Н2 ? Водород
6 Какова формула пропана? С3 Н8
7 Что является мономером нуклеиновой кислоты? Нуклеотид
8 Как называется вещество, формула которого СО2? Углекислый газ
9 Какова формула соляной кислоты? HCl
10 Как называется отрицательно заряженная частица атома? Электрон
11 Самое распространенное на Земле вещество? Вода
12 Самый тугоплавкий металл Вольфрам
13 Этот элемент содержится в спичках Сера
14 Атмосферные осадки, содержащие кислоту
Кислотные дожди
15 Химический элемент, входящий во все органические вещества Углерод
16 Металл, вызывающий лихорадку Золото
17 Вертикальный ряд периодической таблицы Группа
18 Отрицательный ион Анион
19 Газ, образующийся во время грозы Озон
20 Цифра, обозначающая количество атомов в молекуле Индекс