Адаптированная образовательная программа по предмету !Мир природы и человека, 1 класс, 8 вид, ФГОС
МБОУ Есаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
СОГЛАСОВАНО:УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВРДиректор МБОУ
Есаульская СКШИ
________ В.А. Речкалова__________ Р.К. Байгутина« » __________ 2016 г.« » __________ 2016г.
Адаптированная образовательная программа
по предмету «Мир природы и человека»
для 1 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
учитель начальных классов
высшей категории
Щипова Е.П.
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № 1 от « » ____________ 2016 г.
Руководитель ШМО: _________ Т.Г. Воронова
Содержание адаптированной образовательной программы по предмету «Мир и человек» предусматривает следующие разделы:
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной образовательной программы.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
2.2. Содержание программы по предмету.
3. Организационный раздел.
3.1.Учебно - методический комплекс.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:
Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1998 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990.);
Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1995 г.);
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление главного Государственного врача от 10.08.2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 09. 2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»;
Региональный уровень
Приказ МОиН Челябинской области № 01-2540 от 25.08.2014 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;
Письмо МОиН Челябинской области 0т 11.09. 2015 г «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.07.2014 г. № 03-02/5561 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК»
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.12.2014 г. № 03-02/9894 «Об использовании в работе рекомендаций к содержанию заключений ПМПК по форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ»
Приказ МОиН Челябинской области от 03.02. 2016 г. «Об исполнении органами местного самоуправления в сфере образования, возложенных на них мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка – инвалида ФГУМСЭ»
Устав МБОУ « Есаульская школа-интернат»;
Локальные акты МБОУ «Есаульская школа-интернат»
Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования в пределах новых образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью подразумевает нецензовый уровень школьного образования, где академический компонент редуцируется до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.Цель курса «Мир природы и человека»:
•повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению;
•формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.
В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Место учебного предмета
Адаптированная образовательная программа по курсу «Мир природы и человека» в соответствии Учебным планом МБОУ Есаульская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (2 часа в неделю в соответствии с расписанием).
Количество часов в год – 66ч.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 35 минут.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной образовательной программы.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места внем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;
6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях.
К предметным результатам освоения АООП относятся:
Учащиеся должны научиться:
называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
составлять простые нераспространенные предложения;
распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
названия изучаемых предметов, части предметов.
1.3 Система оценки достижения обучающимися
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Во время обучения в первом подготовительном и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность
ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
2.2. Содержание программы по предмету.
Неживая природа
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром.
Живые и неживые объекты природы.
Сутки. Части суток. День, вечер, ночь, утро.
Занятия взрослых и детей в течение суток.
Звезды, луна, Солнце, Земля. Значение Солнца для планеты Земля, животных, растений, человека.
Сезонные изменения (времена года)
Причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев); признаки осени, зимы, весны, лета. Понятие «листопад». Выбор одежды по погоде.
Занятия людей в разные времена года.
Растения
Деревья, кустарники, травы, цветы.
Строение растений: корень, лист, стебель, цветок.
Плоды растений, их польза, фрукты и овощи.
Условия жизни ля растений (свет, тепло, вода).
Животные
Мир животных, деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.
Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания).
Детёныши животных.
Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение для человека. Забота и уход за животными.
Дикие животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение в природе. Помощь птицам зимой и весной.
Способы приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.
Способы приспособления животных к разным временам года.
Человек
Различие людей по возрасту, полу.
Части тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).
Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и чистки зубов.
Строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.)
Профилактика простудных заболеваний.
Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.
3. Организационный раздел.
3.1.Учебно - методический комплекс.
Учебно-дидактический материал для учащихся:
Окружающий мир: учеб. для 1 кл. специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/ С.В. Кудрина. – М.: ВЛАДОС, 2010.
Методические пособия для учителя
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
А.Е. Белая, В.И. Мирясова. Пальчиковые игры для развития речи и письма/ Москва, Астрель, 2006 г.
А.Г. Зикеев. Развитие речи учащихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях. /М., Изд. центр «Академия», 2000 г.
Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Уч. Пособие/Под общ. ред. Канд.пед.наук,доцента О.Б. Иншаковой,М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2001.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. /Москва. Просвещение, 2011г.
Е.И. Синицына Игры и игровые упражнения со словами. //Дошкольное образование./ Москва, ЮНВЕС, 2000 г.
№ Тема урока Сроки Коррекционно-образовательные задачи Словарная работа Оборудование
1. Школа. Ознакомительная экскурсия. Игровые упражнения по правилам поведения в школе. 1 Познакомить с правилами поведения в школе. Выявить уровень понимания обращённой речи.
-Определить уровень речевых умений употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом.
-Определить степень освоения интонационного оформления высказываний в устной речи.
-Воспитывать мотивацию к учению, к общению. Школа, учитель, ученики, класс, осень Учебник
2. Класс. Ознакомительная экскурсия. Игровые упражнения по правилам поведения в школе. 1 Познакомить с правилами поведения в классе во время уроков, перемен. Развивать умение точного отбора слов.
-Коррекция эмоционально-интонационной стороны речи.
- Воспитание мотивации к учению, общению. Класс, учитель, ученики, урок, перемена Учебник, сюжетная картина «Мой класс»
3. Ученик. Правила поведения в школе и на перемене. 1 Закреплять знание правил поведения в школе, в классе. Учить участвовать в беседе, составлять простые предложения. Воспитывать положительную учебную мотивацию. Класс, учитель, ученики, урок, перемена, правила поведения. Учебник, рабочие тетради.
4. Парта. Учебные принадлежности. 1 Закреплять знание правил поведения в школе, в классе. Учить участвовать в беседе, составлять простые предложения. Развивать мыслительные операции. Воспитывать положительную учебную мотивацию Учебные принадлежности Учебник, рабочие тетради.
5.
6. Дежурство по классу. Урок-практикум. 2 Формировать практические навыки по уборке помещения. Учить составлять рассказ-описание по вопросам учителя. Прививать учебные навыки. Уборка, дежурный, дежурство Принадлежности для уборки
7. Тело человека. Уход за руками. Урок-практикум. 1 Формировать практические навыки по уходу за руками. Учить составлять простые нераспространенные предложения. Воспитывать положительную учебную мотивацию Тело человека, руки, мыло, полотенце. Учебник, рабочие тетради, мыло, полотенце.
8. Одежда для школы. Подготовка к уроку физкультуры. Урок-практикум. 1 Познакомить с понятием «одежда», с видами одежды. Учить участвовать в беседе, составлять простые предложения. Развивать мыслительные операции, внимание, активизировать словарный запас. Одежда школьная, спортивная. Учебник, рабочие тетради, картинки одежды.
9. День учителя. 1 Познакомить с профессией учителя. Расширять словарный запас, развивать грамматический строй речи. Воспитывать уважительное отношение к старшим.Прививать учебные навыки. Учитель, ученики, профессия. Учебник, рабочие тетради,
10.
11. Обувь: сменная, для занятий физкультурой.
Хранение и уход. Урок-практикум. 2 Познакомить с понятием «обувь», с видами обуви. Формировать практические навыки по уходу за обувью. Воспитывать положительную учебную мотивацию. Обувь сменная, спортивная. Учебник, рабочие тетради, картинки обуви.
12. Обучение движению группой. Урок-практикум. 1 Закреплять правила поведения в школе. Коррекция лексико-грамматического строя речи. Воспитывать организованность, дисциплинированность. Класс, группа, урок, перемена. Учебник, рабочие тетради
13. Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если упал, ударился. 1 Познакомить с правилами безопасного поведения в школе, на улице. Учить действовать при травмах. Учить предвидеть опасную ситуацию и избегать ее. Опасность, безопасность, травма, падение, удар, рана, кровоподтек, помощь. Учебник, рабочие тетради
14. Охрана здоровья и безопасное поведение. Мы идем на экскурсию. Ознакомление с правилами поведения на экскурсии. 1 Познакомить с правилами безопасного поведения на экскурсии. Учить действовать при травмах. Учить предвидеть опасную ситуацию и избегать ее. Опасность, безопасность, травма, падение, удар, рана, кровоподтек, помощь. 16. Осень. Учебная прогулка. 1 Познакомить с признаками осени в природе. Развивать наблюдательность, внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, временные представления. Прививать учебные навыки. Небо, солнце, ветер, деревья, трава, птицы, животные. 17. Осень. Обобщение наблюдений. Составление коллекции листьев деревьев и кустов. Обобщить и систематизировать наблюдения учащихся. Учить составлять рассказ-описание по вопросам учителя и по иллюстрации. Развивать внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, речь. Небо, солнце, ветер, деревья, трава, птицы, животные. Учебник, рабочие тетради
18. Улица. Движение по тротуару. Урок-практикум. 1 Познакомить с правилами безопасного поведения на дороге. Учить предвидеть опасную ситуацию и избегать ее. Воспитывать организованность, дисциплинированность. Улица, дорога, тротуар, обочина. Учебник, рабочие тетради