РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА Мой Бог — моя совесть
Мой Бог – моя совесть.
Цели:
Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью.
Обучающая: уточнить значение таких нравственных категорий как совесть, стыд, раскаяние.
Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Ключевые понятия: добро, совесть, стыд, позор, покаяние, быть в ладу со своей совестью.Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация
1 Чтение стихотворения классным руководителем.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Классный руководитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
.Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!
Сообщение темы и цели занятия
Классный руководитель. Кто из вас догадался, какова тема нашего классного час?
Мой Бог – моя совесть.
Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут нам жить в ладу со своей совестью, мы постараемся понять, осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.
Что же такое совесть? Об этом нам расскажут представители от каждой группы. Поработайте со словарями и выясните значение этого слова.
1 группа.. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
2 группа. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.
3 группа. Совесть (по Ушакову) СОВЕСТЬ. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.
Слайд 5. (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом)
Информационный блок. Работа с афоризмами.
Классный руководитель. Как отзывались о совести известные люди? Я даю слово… Они поработали с информацией из разных источников и выбрали афоризмы известных писателей, философов.
Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А.С. Пушкин
Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. М.Т. Цицерон
Самое главное украшение - чистая совесть. М.Т. Цицерон
Совесть - это правильный суд доброго человека. Аристотель
Что такое совесть? Это компас среди неведомого. В.Гюго
Приятно следовать внушениям совести. О. Бальзак
... В словарях мы нашли много пословиц о совести:
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
От человека утаишь, от совести не утаишь.
Совесть - не повесть: в архив не сдашь.
Совесть без зубов, а загрызёт.
Вопрос - тест.
Классный руководитель. Ребята! Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее? (Ответы учащихся.)
Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.
Послушайте. О чём в нем говорится?
Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки сердца»
«Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у молодого человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – пошёл себе дальше.
Прошло много лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя, мучила его совесть, грызла. Не давала спать. И вот спустя много лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос. А слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
-Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня,- сказал человек.
-Те осколки я выбросил в этот же день. А ты носил их в своём сердце много лет, – ответил слепой.
Интерактивная беседа.
Классный руководитель. Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце много лет.)
Наш разговор я продолжу притчей о совести
Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
Классный руководитель. Ребята, почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение? (Ответы учащихся.)
А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (Услышит голос совести.) В какой ситуации мы слышим голос совести? (Ответы)
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой.
Тренинг «Как не попасть в сети зла? Как не потерять совесть? (Ответы учащихся)
Классный руководитель. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом.
Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?
Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.
- Требования совести прорастают изнутри. Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой.
Ситуация выбора « Голос совести»
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой.
Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек. Совесть- одна из самых главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это состоит в одном ряду с честью и верностью, о которых у Александра Яшина сказано так:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
И есть ещё:
Совесть,
Честь.
Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Понятие совести - понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертёж, как делаем открытия, как добываем нефть, растим детей, лечим людей, общаемся с товарищами – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение совесть. Совесть-это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.
Совесть, благородство и достоинство-
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
Совесть, благородство
И достоинство…
(Б. Окуджава)
Как вы думаете, совесть - это чувство врождённое?(Ответы учащихся.)
В Священном Писании рассказывается, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Он создал человека безгрешным и вложил ему в душу совесть. Но уже первые люди переступили закон совести и согрешили, вкусив запретный плод.
Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто Божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплу и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется совестью, которая есть закон естества.
(Св. Дорофей)
Требования совести - это то, что на христианском языке называется волей Бога. Исполнение воли Бога – главное дело человека.
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут, как это было с героем рассказа «Осколки в сердце». Даже спустя многие годы совесть может напомнить о том, о чем не хотелось бы помнить.
Рассмотрим три ситуации. Ответим на вопросы:
Трудно ли вам будет поступить по совести?
Как вы поступите?
Какое чувство заставит вас признаться?
Никому ничего не скажете.
Обязательно скажете.
Если скажете, то тогда непременно при всём классе или наедине одному учителю?
Ситуация 1. Вчера у вас в классе была контрольная работа по математика. Сегодня учитель объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы вновь просмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую ошибку. Никакой пятёрки тут и быть не может! Пятёрка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на «четыре», а то и вовсе на «три». (Ответы учащихся.)
Ситуация 2. Вы покупаете в магазине молоко. И продавец даёт вам со сдачей лишние деньги. Как вы поступаете? (Ответы учащихся.)
Ситуация 3. На летние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. А вы знаете, что кран с огнетушителем сорвал ваш друг. (Ответы учащихся.)
Классный руководитель. Как можно тут поступить по совести? Есть у А. С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение - по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек
Я очень рада, что вы справились с заданием и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогла вам различать добро и зло.
Мысли, поступки, слова- всё человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.
Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом? Как вы думаете?
Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках.
Давайте сейчас (у кого хватить смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои поступки на прошлой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся.
Минута раскаяния.
Классный руководитель. У меня в руках маленькая планета, та планета, которую мы смогли создать, признавшись в проблеме или ошибке. Эта планета – планета добра. Но послушайте, что это внутри гремит? Здесь спрятаны наши ошибки и проблемы. В виде чего представлены эти ошибки?
Наши ошибки и проблемы я представила в виде горошин. Каждый из вас сейчас возьмёт по одной горошине. Расскажите ей свою проблему или ошибку тихонечко, можно мысленно и она обязательно поможет вам решить эту проблему. Пусть, признавшись горошине, вам станет чуточку легче. Мы очистим планету от ошибок и проблем.
Вы уже стали сильнее, признавшись маленькой горошине, а вот что делать дальше, вы должны решить сами. Вы можете, сохранить горошину, как талисман, пусть она помогает вам и в дальнейшем. Можете выкинуть её, выкинув свою проблему, ошибку. Но всё тайное, становится явным, и, избавившись от проблемы сейчас, нет гарантии, что она больше не появится. А можете посадить эту горошину и пусть её ростки, и будут теми чертами, которые вам помогут в дальнейшей жизни.
Французский учёный Фонтинеля сказал: «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». Прислушайтесь к своей совести, подумайте, решите. Выбор за вами.
Раскаяние – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Минута прощения
Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Вы знаете, что есть такой праздник Масленица. Последний день Масленицы называют «Прощёное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощение. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить «Бог тебя простит».
Может быть, есть, кто захочет попросить прощения у тех, кого они обидели?
Советую вам провести такое упражнение и дома, в кругу семьи.
12. Интерактивная беседа. «Что делать с нахалами?»
Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Как пробудить совесть в бессовестном человеке?
(ответы детей)
(нужно говорить ему….)
Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно. Вот что сказал о совести писатель Фазиль Искандер: «Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека».
13. Работа в группе. Рисование символа совести.
Классный руководитель. Ребята, нарисуйте символ совести. Он должен быть простым и понятным всем.
Выставка символов на доске
14. Подведение итогов. Рефлексия.
- Я узнал (а)…Было приятно... Меня удивило…
Классный руководитель.Сегодня вы узнали о самом главном качестве человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки и не делая новые.