А Лермонтов есть Лермонтов навеки…


Тема: «А Лермонтов есть Лермонтов навеки…»
Цель: познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова;
развивать интерес к творчеству поэта; прививать любовь к русской классической литературе; воспитывать чувство гордости за великих людей России; воспитывать у обучающихся эстетический вкус и потребность к чтению на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова.Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, рисунки учащихся, высказывания других писателей о Лермонтове, ноутбук, запись романса « Нет, не тебя так пылко я люблю».
Как рано он умер!
Какие силы у этого человека!
Что бы сделать он мог!
Л.Н.Толстой
В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:
Погиб поэт! — невольник чести —Пал, оклеветанный молвой…
И Россия обрела нового великого поэта- Михаила Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакивать его гибель.Учитель
-В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. Его называли наследником Пушкина. О нем, 27-летнем мальчике, с долей досады и восхищения отзывался Л.Н.Толстой: «Если бы этот прожил подольше, то ни мне, ни Чехову нечего было бы делать в русской литературе»
Непревзойденный стилист Иван Бунин за 2 дня до смерти сделал удивительное признание: «Я всегда считал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб 27-и лет».
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова, — говорил Чехов. — Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, — по
предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
-На сегодняшнем мероприятии мы будем обращаться к биографии поэта. Мы попытаемся проникнуть в его внутренний мир, прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Ученик: О начале своей поэтической деятельности Лермонтов говорит: «Когда я начал марать стихи в 1828 году…»
Традиционно творческий путь поэта делят на 3 периода. Первый – с 1828 по 1832 год- время ученичества, поиска себя: своего голоса, своего мира, осознание своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается стихотворением:
Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.Я раньше начал, кончу ране,Мой ум немного совершит;В душе моей, как в океане,Надежд разбитых груз лежит.Кто может, океан угрюмый,Твои изведать тайны? КтоТолпе мои расскажет думы?Я — или бог — или никто!
Сравнение с Байроном не случайно. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют их принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие. Но духовное родство поэтов неоднозначно. Лермонтов как бы прошел свой период ученичества: начиная с подражания великому англичанину до своего пути. Он обрел свой голос, нашел свой путь.
В лермонтовском стихотворении звучат главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее на скитание, на одиночество в мире, на непонимание и невостребованность, на раннюю трагическую гибель, на невозможность осуществить все, что предначертано. И – принадлежность к России, особый строй «русской души», познающей мир сквозь призму национального самосознания.
Второй период творчества Лермонтова – с 1833 по 1836 год. Это годы становления, углубления самобытности поэтического мира художника. Лермонтов находит свои темы, определяет проблемы современности и их место в собственном творчестве. В это время поэт писал очень немного – это, скорее, период подготовки к главному этапу, этапу полной духовной и поэтической зрелости, когда каждое произведение- шедевр. С 1837 года, со стихотворения «Смерть поэта», и до 1841, когда прозвучал выстрел Мартынова, время высшего расцвета поэтического таланта Лермонтова.
Жизнь его была подобна яркой звезде, которая вспыхнула на мгновение и погасла. Многие биографы, описывая факты из жизни Лермонтовых, утверждают, что их семью преследовал злой рок. Его дедушка, Михаил Васильевич Арсеньев, по одной из версий выпил смертельный яд прямо за семейным столом. На что жена его (бабушка Михаила Юрьевича) отреагировала своеобразно: «Собаке – собачья смерть». Могла ли она знать, что в свое время те же слова повторит государь, узнав о гибели ее внука.
Семейный врач вспоминал, что в момент рождения Михаила акушерка сказала почему-то: «Этот ребенок не умрет своей смертью». И еще много зловещих знаков и предзнаменований витало над семьей. Мать Лермонтова умерла в 21 год, когда он был еще трехлетним ребенком, повторив судьбу своей матери: болезнь, несчастливая жизнь, измены мужа. После смерти матери поэт был разлучен с отцом и очень переживал из-за этого. Отец умер в возрасте 44-х лет. Это трагические факты, во многом предопределившие его судьбу и многое объясняющие в его образе и творчестве, довели до высшего накала то, что было заложено в душе поэта.
Учитель
-Как же появилось стихотворение, прославившее молодого поэта? ( Сообщение учащегося).
-А теперь послушаем само стихотворение, за которое Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказ. ( Чтение стихотворения подготовленным учеником)
Учитель
От всей его жизни, от каждой строчки веяло смертельной тоской, одиночеством и нежеланием жить. Он предчувствовал скорую и трагическую смерть и не раз писал об этом в стихах. А ему было всего 26 лет! Тяжёлая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нём мечтательность, задумчивость. В нем появилось обыкновение скрывать от людей все, что было ему особенно близко и свято, выставляя себя весельчаком, шутником, когда на душе у него были мрачные мысли. . Благородный, язвительный, наделенный могучими страстями, Лермонтов вышел в свет, одержимый чувством одиночества и грусти. Он отправился в путь как одинокий парус по океану жизни с неразрешимыми вопросами: «Поймет ли его свет?», «Что ожидает в будущем?»
Чтение стихотворения «Белеет парус одинокий»
Учитель. А как же приняло светское общество молодого талантливого человека, готового «любить весь мир»? Оно испугалось его стихов, в которых звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека. В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов открыто выступает против «жадной толпы, стоящей у трона», которая убивает любое проявление свободной мысли. Светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора, против бездушных представителей высшего света, лица которых стянуты маской приличия.
Ученик. В жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова огромную роль играет Кавказ. Но Кавказ в жизни поэта стал многим больше, чем местом изгнания и местом службы. Кавказ, с его девственно величавой природой, был колыбелью его поэзии и живописи, стал основополагающей темой, проходящей через всю судьбу поэта. Именно там встретил свою первую любовь. Естественно, он влюблялся и позже. Но был ли он счастлив в любви? Нет. Поэт ищет любовь, жаждет ее, в любимой для него – вся жизнь, счастье, вдохновенье, но чувство лирического героя, как правило, остается безответным. Будучи студентом, он был влюблен в Екатерину Сушкову, но она не ответила ему взаимностью. Она заставила его испытать всю жестокость неразделенной любви. Михаил Юрьевич посвятил ей несколько стихотворений.
Стихотворение «Благодарность»
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Летом 1830 года 16-летний Михаил Лермонтов во время отдыха в загородном имении знакомится с Натальей Ивановой – дочерью известного в то время русского писателя. Девушка пленяет его не только своей красотой, но и отвечает юному поэту взаимностью. После неудачного романа с Екатериной Сушковой, которая нещадно высмеивала своего юного поклонника, Лермонтов вновь чувствует вкус жизни. Он очарован своей возлюбленной и посвящает ей первые робкие стихи, в которых намекает на свои чувства. Сейчас уже трудно доподлинно установить, произошло ли у молодых людей любовное объяснение, и давали ли они друг другу клятву верности, но в Москву Лермонтов возвращается окрыленным и полностью излечившимся от уныния.Известно, что поэт и его избранница в течение 1830 года несколько раз встречались на балах, что стало причиной глубокого разочарования Лермонтова. Он убедился, что был для Натальи Ивановой всего лишь мимолетным увлечением, и на званых приемах она предпочитала проводить время в компании более удачливых кавалеров, с которыми открыто флиртовала. Однако окончательный разрыв между влюбленным произошел летом 1831 года.
Так или иначе, зимой 1832 года, спустя 5 месяцев после роковых событий, Михаил Лермонтов создает стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)», рукописный вариант которого отправляет той, которую любил. О романе Лермонтова и Ивановой в окружении поэта никто не догадывался, поэтому долгое время стихи, помеченные инициалами Натальи Ивановой, который за полтора года в общей сложности набралось более 30 штук, оставались посмертной тайной поэта. Расшифровать имя таинственной незнакомки, в которую был влюблен Лермонтов, лишь в середине прошлого века удалось литературоведу Ираклию Андронникову, который и пролил свет на трагическую историю любви юного поэта.
Чтение стихотворения «К*» учителем.
Учитель. Через всю жизнь Лермонтов пронес одну-единственную, огромную, неизменную, глубокую любовь к одной женщине. Она, эта женщина, более всех других отвечала тому смутному, лазурному, небесному, что жило в его душе, она одна отвечала душевному, чистому идеалу. Но никогда и ни разу он не обмолвился, ни одним словом не выдал имени любимой. / Я не хочу, чтоб свет узнал / Мою таинственную повесть;/ Как я любил, как я страдал,/ Тому судья лишь Бог да совесть!./. Это была Варенька, Варенька Лопухина.
Позже он встречает еще одну женщину, но увлечение быстро проходит. Екатерина Быховец была похожа на Варвару Лопухину. И ей Лермонтов посвятил стихи, которые позже стали романсом.
Романс « Нет, не тебя так пылко я люблю»
Но, несмотря на все неудачи , поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
Чтение стихотворения «Родина» ( подготовленным учеником)
- А что еще помогало поэту в трудную минуту жизни, узнаем из следующего стихотворения.
Стихотворение « Молитва» ( подготовленным учеником)
-Большинство современников Лермонтова не смогли оценить в полной мере его талант. Но прошло 2 века, многое изменилось. Кто для вас Лермонтов, какую роль он играет в вашей жизни?
Сочинение- миниатюра «Лермонтов в моей жизни» ( подготовлены учащимися заранее по желанию)
- А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете биографию поэта.
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
1.Город, в котором родился будущий поэт. (Москва)
2.Имение, в котором прошло его детство. (Тарханы)
3.Фамилия бабушки поэта. (Арсеньева, в девичестве Столыпина)
4.Военная школа, которую закончил поэт.  (Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров)
5.Музыкальный инструмент, на котором играл М.Ю. Лермонтов.( Скрипка)
6. Увлечение Лермонтова. (Рисование)
7.Поэма М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к которой созданы художником
Врубелем. (Демон)
8.Стихотворение М.Ю. Лермонтова, написанное в форме рассказа старого
солдата.( Бородино)
9. Название горы, у подножия которой произошла последняя дуэль
Лермонтова. (Машук)
10.Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, имеющие одинаковые
названия.( Узник)
11.Город на Кавказе, названный в честь поэта. (Лермонтов, в Ставропольском крае).
- Молодцы! Может, у кого-то возникло желание прочесть стихотворение Лермонтова?
(Желающие читают стихотворения по выбору наизусть)
Имя Лермонтова носят 1700 улиц в населённых пунктах России, а также много улиц в других странах мира. Установлены памятники в Москве  и области, Санкт-Петербурге,  Пензе, Тарханах,  Пятигорске,  Ставрополе, Геленджике ,Кисловодске, Тамани и других городах России. Есть Малая планета  Лермонтов и кратер на МеркурииУчитель. Глубочайший трагизм мировосприятия, одиночество человека среди бессмысленности и пустоты жизни, мертвящий застой общественной жизни, невыносимость страданий, вызванных повсеместным торжеством зла, тьмы над светом, тиранства над свободой, семейная трагедия, мучения неразделенной любви в ранней юности, политические преследования и жизнь изгнанника – вот главные причины духовного состояния поэта, которые усиливали трагический характер его поэзии.. Ираклий Андроников сказал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.