Рабочая программа учебного предмета Обществознание 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ





ПРИНЯТО:
Руководитель МО
____________ И.Н. Шрамко Протокол № _____
от «____»___________2016 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
____________ Н.П. Зубкова
от «____»___________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_____________ Л.Н. Маслова
Приказ № _____
от «____»___________2016 г.









Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
8 класс
на 2016-2017 учебный год.






Составитель:
Дрепин Владимир Александрович,
учитель истории и обществознания,
первой квалификационной категории.











г. Горняк, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 8 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации № 1089 от 5 марта 2004 г. (редакция от 31.01.2012 г.)
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Минобрнауки Российской Федерации, утвержденный приказом №253 от 31 марта 2014 г.
Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» (приказ от 31.08.2015г № 43/19).
Авторская программа основного общего образования по обществознанию 6-11 классы (Л. Н. Боголюбов, Н. И.Городецкая, Л. Ф.Иванова и др.) М.: Просвещение, 2010 г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 8 классе из расчета 1 учебный час в неделю.
Освоение содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи: «История», «Экономика», «Искусство».

Цели данной программы состоят в следующем:
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Задачи данной программы состоят в следующем:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Программа предусматривает 9 часов резервного времени. Авторы программы предлагают использовать резерв учебного времени для организации разнообразных форм учебного процесса. Поэтому после изучения каждой темы запланирован урок – практикум, так же резерв времени будет использован для углубленного изучения таких разделов учебника, как «Личность и общество» и «Социальная сфера». Расхождений с авторской программой нет.

Используемые формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Критерии оценивания устного ответа по обществознанию:

Оценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры речи.
Оценка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала.
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры речи.
Оценка «3» ставится в случае:
Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи преподавателя.
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличия грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры речи.
Оценка «2» ставится в случае:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры речи.

Критерии оценивания письменного ответа по обществознанию:
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате:
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80% - оценка «4»
40-60% - оценка «3»
0-40% - оценка «2»

Критерии оценки проектной деятельности учащихся:
Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 2 балла):

цель не сформулирована - 0
цель сформулирована, но не обоснована - 1
цель четко сформулирована и убедительно обоснована - 2

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 2 балла):
план отсутствует - 0
представлен краткий план достижения цели проекта - 1
представлен развернутый план достижения цели проекта - 2

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 2 балла):
источники информации не указаны - 0
работа содержит незначительный объем подходящей информации - 1
работа содержит достаточно полную информацию - 2

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 2 балла):
работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора - 0
автор проявил незначительный интерес к работе над проектом - 1
работа демонстрирует серьезную заинтересованность автора - 2




Критерий 5. Качество проведения презентации (максимум 5 баллов):
презентация не проведена - 0
автор имеет подобающий внешний вид, но его речь не соответствует требованиям проведения презентации - 1
внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но он вышел за рамки регламента - 2
внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией - 3
внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена - 4
внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, ав
·тор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию – 5

Критерий 6. Качество проектного продукта (максимум 3 балла):
проектный продукт отсутствует - 0
проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) - 1
продукт не полностью соответствует требованиям качества - 2
продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) - 3

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части
(максимум 3 балла):
письменная часть проекта отсутствует - 0
в письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении - 1
предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру - 2
работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами - 3

Уроки-практикумы. Курс «Обществознание» 8 класс:
Практикум по главе: «Личность и общество»
Практикум по главе: «Сфера духовной культуры»
Практикум по главе: «Экономика»
Практикум по главе: «Социальная сфера»

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы, технологии, средства обучения.

Технология обучения – системно-деятельностный подход, проблемное обучение, технология критического мышления, ИКТ.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
индивидуальный устный опрос;
фронтальный опрос;
самоконтроль;
тестирование;
работа с обществоведческими терминами.
Формы организации учебного процесса:
урок изучения нового материала;
уроки повторения;
комбинированные уроки;
урок – беседа;
урок – практикум.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, работа с федеральными законами, подготовка презентаций.

Средства обучения: учебник по обществознанию, дополнительная литература, мультимедийные ресурсы, документы, компьютер.

Формы контроля: опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, выполнение контрольных и самостоятельных работ, тестирование, работа с терминами.

Структура предмета
Название главы или раздела
Авторская
Добавлено
Всего

Личность и общество
3
4
7

Сфера духовной жизни
7
1
8

Экономика
12
1
13

Социальная сфера
4
3
7

Итого


35
































Календарно-тематический план

Раздел, тема урока
Всего часов
Дата проведения урока




По плану
Факт


Тема 1. Личность и общество
7
8-А/8-Б


1
Личность

06.09/02.09


2
Социализация индивида

13.09/09.09


3
Общество как форма жизнедеятельности людей

20.09/16.09


4
Социальные изменения и их формы

27.09/23.09


5
Развитие общества

04.10/30.09


6
Глобальные проблемы современности

11.10/07.10


7
Практикум по главе

18.10/14.10



Тема 2. Сфера духовной жизни
8



8
Сфера духовной жизни и её особенности

25.10/21.10


9
Мораль

08.11/28.10


10
Долг и совесть

15.11/11.11


11
Моральный выбор

22.11/18.11


12
Значимость образования в условиях информационного общества

29.11/25.11


13
Наука, её значение в жизни современного общества

06.12/02.12


14
Религия как одна из форм культуры

13.12/09.12


15
Практикум по главе

20.12/16.12



Тема 3. Экономика
13



16
Потребности и ресурсы

27.12/23.12


17
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить

13.01/13.01


18
Собственность

17.01/20.01


19
Рынок

24.01/27.01


20
Производство

31.01/03.02


21
Предпринимательство

07.02/10.02


22
Роль государства в экономике

14.02/17.02


23
Распределение

21.02/24.02


24
Потребление

28.02/03.03


25
Реальные и номинальные доходы

07.03/10.03


26
Безработица

14.03/17.03


27
Обмен

21.03/24.03


28
Практикум по главе

04.04/07.04



Тема 4. Социальная сфера
7



29
Социальная структура общества

11.04/14.04


30
Социальный статус и социальная роль

18.04/21.04


31
Этнические группы

25.04/28.04


32
Межнациональные отношения

02.05/05.05


33
Отклоняющееся поведение

16.05/12.05


34
Практикум по главе

23.05/19.05


35
Практикум по главе

30.05/26.05



Требования к уровню подготовки учащихся в 8 классе

В результате изучения курса «Обществознание» в 8 классе учащиеся должны овладеть
умениями:
определять и объяснять понятия;
использовать элементы причинно-следственного анализа;
исследовать несложные реальные связи и зависимости;
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного вида.

Знаниями:
о соотношении биологического и социального в человеке;
о значимости социализации личности;
о роли морали;
о значимости системы образования, науки, религии, экономических систем;
о роли государства в экономике, безработицы;
о социальной структуре общества;
о межнациональных отношениях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.





















Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Обществознание. 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2010 г.
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Академический школьный учебник «Обществознание», 8 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.;
Боголюбов Л. Н., «Обществознание». Поурочные разработки. 8 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.;
Котова О. А, Лискова Т. Е, Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2012 г.
Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию 8 класс. М. «Экзамен» 2012 г.
Поздеев А. В. Контрольно-измерительные материалы. «Обществознание». 8 класс. – М.: «Вако» 2011 г.

Материально-техническое обеспечение курса

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, мультипроектор);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер, фото - и видеотехника (по возможности) и др.;
электронное пособие к курсу «Обществознание»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Соционет: информационное пространство по
общественным наукам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Образовательные ресурсы Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Обществознание в школе (дистанционное обучение).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - актуальные новости общественной жизни.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фонд общественного мнения (социологические исследования).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации: официальный сайт.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Экологический центр«Экосистема»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Национальный портал «Природа России».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Глоссарий по социальным наукам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Энциклопедии, словари, справочники.







Лист корректировки программы

Дата
Тема
Содержание изменений
Подпись учителя
Подпись зам. директора




































































































































 Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Обществознание. 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2010 г., стр. 4











15