Рабочая программа учебного предмета Обществознание 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ




ПРИНЯТО:
Руководитель МО
____________ И.Н. Шрамко Протокол № _____
от «____»___________2016 г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
____________ Н.П. Зубкова
от «____»___________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_____________ Л.Н. Маслова
Приказ № _____
от «____»___________2016 г.







Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
Образовательная область: общественно-научные предметы
5 класс
на 2016-2017 учебный год.






Составитель:
Дрепин Владимир Александрович,
учитель истории и обществознания,
первой квалификационной категории.











г. Горняк 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Минобрнауки Российской Федерации, утвержденный приказом №253 от 31 марта 2014 г.
Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» (основное общее образование ФГОС).
Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» (приказ от 31.08.2015г № 43/19).
Авторская программа основного общего образования по обществознанию 6-11 классы (Л. Н. Боголюбов, Н. И.Городецкая, Л. Ф.Иванова и др.) М.: Просвещение, 2010 г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 5 классе из расчета 1 учебный час в неделю. Расхождений с авторской программой нет.

Цели данной программы состоят в следующем:
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Задачи данной программы состоят в следующем:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Используемые формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Критерии оценивания устного ответа по обществознанию:

Оценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры речи.
Оценка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала.
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры речи.
Оценка «3» ставится в случае:
Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи преподавателя.
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличия грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительного несоблюдения основных правил культуры речи.
Оценка «2» ставится в случае:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры речи.

Критерии оценивания письменного ответа по обществознанию:

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате:
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80% - оценка «4»
40-60% - оценка «3»
0-40% - оценка «2»

Критерии оценки проектной деятельности учащихся:
Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 2 балла):
цель не сформулирована - 0
цель сформулирована, но не обоснована - 1
цель четко сформулирована и убедительно обоснована - 2
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 2 балла):
план отсутствует - 0
представлен краткий план достижения цели проекта - 1
представлен развернутый план достижения цели проекта - 2
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 2 балла):
источники информации не указаны - 0
работа содержит незначительный объем подходящей информации - 1
работа содержит достаточно полную информацию - 2
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 2 балла):
работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора - 0
автор проявил незначительный интерес к работе над проектом - 1
работа демонстрирует серьезную заинтересованность автора - 2
Критерий 5. Качество проведения презентации (максимум 5 баллов):
презентация не проведена - 0
автор имеет подобающий внешний вид, но его речь не соответствует требованиям проведения презентации - 1
внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, но он вышел за рамки регламента - 2
внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией - 3
внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена - 4
внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление не вышло за рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию – 5
Критерий 6. Качество проектного продукта (максимум 3 балла):
проектный продукт отсутствует - 0
проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) - 1
продукт не полностью соответствует требованиям качества - 2
продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) - 3

Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части
(максимум 3 балла):
письменная часть проекта отсутствует - 0
в письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении - 1
предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру - 2
работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами - 3

Уроки практикумы. Курс «Обществознание» 5 класс:
Практикум по главе: «Человек»
Практикум по главе: «Семья»
Практикум по главе: «Школа»
Практикум по главе: «Труд»
Практикум по главе: «Родина»

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы, технологии, средства обучения.

Основные методы и технологии обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы.

Формы обучения:
урок изучения нового материала,
комбинированные уроки,
урок – беседа,
урок – практикум.
Формы контроля:
фронтальный опрос,
письменный опрос,
выполнение самостоятельных работ,
тестирование,
работа с терминами.
Средства обучения: учебник по обществознанию, дополнительная литература, мультимедийные ресурсы компьютер, документы.
Занятия проводятся в классно- урочной форме.
Виды деятельности учащихся:
-развёрнутый ответ на вопрос
-работа в парах
-работа в группах
-подготовка творческих проектов
Структура предмета

Название темы
Авторская
Добавлено
Всего


Введение
1

1

1
Человек
5

5

2
Семья
5

5

3
Школа
6

6

4
Труд
6

6

5
Родина
10

10


Заключительные уроки
2

2


Итого
35

35


Календарно-тематический план

Раздел, тема урока
Всего часов
Дата проведения урока




По плану
Факт

1
Вводный урок
1
07.09



Глава 1. Человек
5



2, 3
Загадка человека
2
14.09, 21.09


4, 5
Отрочество – особая пора жизни
2
28.09, 05.10


6
Практикум по теме: «Человек»
1
12.10



Глава 2. Семья
5



7
Семья и семейные отношения
1
19.10


8
Семейное хозяйство
1
26.10


·
9
Свободное время
1
09.11


10, 11
Практикум по теме «Семья»
2
16.11, 23.11



Глава 3. Школа
6



12, 13
Образование в жизни человека
2
30.11, 07.12


14, 15
Образование и самообразование
2
14.12, 21.12


16
Одноклассники, сверстники, друзья
1
28.12


17
Практикум по теме «Школа»
1
11.01



Глава 4. Труд
6



18, 19
Труд – основа жизни
2
18.01, 25.01


20, 21
Труд и творчество
2
01.02, 08.02


22, 23
Практикум по теме «Труд»
2
15.02, 22.02



Глава 5. Родина
10



24, 25
Наша Родина – Россия
2
01.03, 15.03


26, 27
Государственные символы России
2
22.03, 05.04


28, 29
Гражданин России
2
12.04, 19.04


30,31
Мы – многонациональный народ
2
26.04, 03.05


32, 33
Практикум по теме «Родина»
2
10.05, 17.05


34, 35
Заключительные уроки
2
24.05, 31.05












Планируемые результаты
Личностныe:
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться

ценностным ориентирам, основанным на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.


Метапредметные:
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться

сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использовании элементов причинно-следственного анализа;
2) исследовании несложных реальных связей и зависимостей;
3) определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиске и извлечении нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
5) переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснении изученных положений на конкретных примерах;
7) оценке своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни
этических и правовых норм, экологических требований;
8) определении собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.


Повышенный уровень: 10%

Предметные:
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:

 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
 сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
 характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
 характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
 характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
 применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
 формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
 характеризовать собственные основные социальные роли;
 объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
 описывать различные средства массовой информации;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 описывать многообразие профессий в современном мире;
 характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
























Успеваемость – 100%


Качество знаний


5-А
5-Б


80%
70%


Участие в предметных олимпиадах,
в предметных конкурсах





Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
ИКТ-компетентности
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться

Фиксация изображений и звуков

- осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения художественного произведения, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью
использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.


Создание письменных сообщений

- создавать текст с использованием клавиатурного письма
- сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста


Создание музыкальных и звуковых сообщений

- использовать звуковые и музыкальные редакторы;

использовать музыкальные редакторы для решения творческих задач.

Коммуникация и социальное взаимодействие

- выступать с аудио, видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
взаимодействовать в социальных сетях

Поиск и организация хранения информации

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.





Повышенный уровень: 50%

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Л. Н. Боголюбов Обществознание. 5-9 классы. Рабочие программы. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая. «Обществознание», 5 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.;
Л. Ф. Иванова, «Обществознание». Поурочные разработки. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014 г.;
Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотенкова, Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2012 г.
Л. Н. Боголюбов, Н. И Городецкая, Л. Ф. Иванова Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2011 г.
Безбородов А.Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин, М., 2008 г.
Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001 г.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007 г.

Материально-техническое обеспечение курса
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, мультипроектор);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер, фото - и видеотехника (по возможности) и др.;
электронное пособие к курсу «Обществознание»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Соционет: информационное пространство по
общественным наукам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Образовательные ресурсы Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Обществознание в школе (дистанционное обучение).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - актуальные новости общественной жизни.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фонд общественного мнения (социологические исследования).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации: официальный сайт.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Экологический центр«Экосистема»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Национальный портал «Природа России».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Глоссарий по социальным наукам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Энциклопедии, словари, справочники.

Лист корректировки программы

Дата
Тема
Содержание изменений
Подпись учителя
Подпись зам. директора


































































































































Заголовок 415