Проектная работа Словарные слова в картинках


Тема проектной работы: «Словарные слова в картинках»
Содержание
Стр.
Введение 3
Что мы знаем о словарных словах (теоретическая часть) 4
Как запоминаются словарные слова в картинках (исследовательская часть) 6
Словарные слова в нашем исполнении (практическая часть) 8
Заключение 9
Литература
Приложения
Введение
На уроках русского языка мы учимся грамотно писать. В этом нам помогают знания правил. Но не все слова можно проверить.
Актуальность. Словарные слова приходится заучивать наизусть. Многие из них запоминаются с трудом.
Проблема. Каким способом запоминать словарные слова легче?
Цель. Доказать эффективность способа запоминания словарных слов в виде ассоциативных картинок.
Задачи.
Найти информацию о способах запоминания словарных слов в виде ассоциативных картинок.
Сделать подборку изображений словарных слов.
Проверить эффективность способа запоминания словарных слов в виде картинок.
Гипотеза. Мы предполагаем, что способ представления словарных слов в виде ассоциативных картинках поможет ученикам лучше их запомнить.
Что мы знаем о словарных словах (теоретическая часть)
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный орфографический словарь. Написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и отлично запоминает. Но большинство ребят с трудом запоминают эти слова.
Работа по правописанию словарных слов трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок. Чтобы запоминание словарных слов было легче, на уроках часто используются занимательные задания: ребусы, загадки, картинки, стихи и т. д.
По нашему опыту лучше всего запоминаются слова, представленные ввиде необычных картинок. Такие картинки есть в наших учебниках 3 класса. Например, сковорода на с.22, пассажир на с. 107, ананас на с. 133 и т.д. Мы считаем, что такие слова гораздо удобнее запомнить. Поэтому мы стали искать дополнительную информацию о таком способе запоминания словарных слов.
Психолог Агафонов В.В. пишет, что надо подбирать способ запоминания, позволяющий детям выбрать себе подходящую «зацепку» для памяти.
Метод ассоциативного запоминания словарных слов считает лучшим Агеева И.Д.Метод заключается в том,что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова. 
Ассоциация  подбирается так, чтобы она была связана со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, действием, материалом, количеством, звучанием, назначением, местом расположения и т.д.  Чтобы ассоциация запомнилась еще лучше, нужно ее изобразить графически.
Графический метод запоминания правописания слов состоит в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. То есть для запоминания сложного слова нужно нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и "проблемная" буква.
Итак,изучая теоретическую информацию, мы нашли подтверждение, что метод запоминания словарных слов в картинках эффективен.
Как запоминаются словарные слова в картинках (исследовательская часть)
В интернете мы нашли карточки с изображениями разных словарных слов для начальной школы в готовой презентации, которую решили использовать для мини-эксперимента в нашем классе (см. распечатку этих слов в Приложении 1).
Из всех найденных картинок со словами мы выбрали слова, которые ребята нашего класса еще не изучали: монета, обед, орех, овощи, остров, платок, палатка, посуда, рюкзак, тоннель.Мы сформировали две примерно равные по знаниям русского языка группы учеников в составе 7 человек каждая. 1 группа - Виталий Б., Екатерина Н., Никита Е., Максим П., Евгений С., Антон С., Александр Ч.; 2 группа - Артём Г., Вова И., Лиза П., Вика П., Серёжа С., Вова С., Максим Щ..
Всем ребятам мы предложили запомнить слова в течение 5 мин. Но первая группа просто их читала с листа, а вторая группа смотрела в картинках на экране. Затем ребята писали слова под диктовку.Проверка работ показала: дети первой группы написали 15 слов неверно, а второй группы - только 6 неверных слов.
Затем мы предложили для запоминания другие слова: портрет, ремень, территория, ракета, профессия, соловей, тревога , чемодан , якорь, сахар.
Но группам поменяли способ запоминания. Первая группа теперь запоминала правописание слов в картинках, а вторая читала слова с листа. Проверка работ показала: дети первой группы 7 слов неверно, а второй группы - 12 неверных слов.
Результаты мы занесли в таблицу:
Слова в картинках Слова с листа
1 группа 7 неверных слов 15 неверных слов
2 группа 6 неверных слов 12 неверных слов
Таким образом, мы пришли к выводу: запоминание слов в виде картинок дало лучший результат. Наша гипотеза о том, что «способ представления словарных слов в виде ассоциативных картинках поможет ученикам лучше их запомнить» нашла свое подтверждение.
Словарные слова в нашем исполнении (практическая часть)
Увидев подтверждение хорошего результата, мы решили продолжить поиск других слов в картинках. Самые интересные найденные в Интернете изображения мы поместили в Приложении 2.
Еще мы прочитали, чтобольшое значение имеет тот факт, что ребенок рисует картинкусамостоятельно. Нам стало интересно самим попробовать нарисовать словарные слова так, чтобы их легче было запомнить. Но оказалось, что это не так просто. Во-первых, не к каждому слову в голове сразу возникают картинки, порой требуется длительное размышление. Во-вторых, для работы, представляемой одноклассникам, необходимо умение рисовать.Хотя, с другой стороны, рисунок может быть очень и очень схематичным, ведь рисуем мы не на выставку, а для лучшего запоминания.
Мы посмотрели рекомендации, как правильно изображать слова. В статье Никитиной Т.Б. мы нашли несколько советов. На картинке проблемная буква или буквы должны быть хорошо видны. Их выделяют различными шрифтами, более жирными линиями, буквы могут быть большие и маленькие, округлые и заостренные, печатные и прописные. И еще советуют обратить внимание на слова с прописными буквами «а» и «о», по своей форме они явно похожи. Чтобы не запутаться, лучше использовать печатную заглавную букву А.
Свои творческие работы со словами мы представляем в Приложении3.
Таким образом, зная об эффективности запоминания словарных слов в виде картинок, мы стали этот способ использовать на уроках русского языка.
Заключение
Начиная работать над проектом, мы задали себе проблемный вопрос: каким способом запоминать словарные слова легче? Поэтому нашей целью стал поиск эффективного способа запоминания словарных слов.Мы достигали свою цель постепенно.
Работая над теоретической частью, мы нашли информацию о способе запоминания словарных слов в виде картинок.
В исследовательской части мы,проведя небольшой эксперимент с двумя группами обучающихся, проверилиэффективность способа запоминания словарных слов в виде картинок и подтвердили свою гипотезу.
В практической части мы выполнили творческие работы по изображению новых слов и поделились ими друг с другом.
Таким образом, поставленную перед собой цель мы достигли, проектная работа выполнена успешно.
Мы планируем продолжить накопление материала, чтобы использовать его на уроках русского языка.
Литература
Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013
Словарик-Смешарик. – М.: Эксмо, 2007
Позева Е. Орфографический и толковый словарь школьника. – М.: Стрекоза, 2010
Курганова Н. Орфографический словарь. – М.: Эксмо, 2009
Агеева И.Д. Занимательный словарик. - Санкт-Петербург: Союз,1999 (электронная версия бумажной книги)
http://abvgd.russian-russisch.info/txt/study/gr5.html-учить словарные слова легко и интересно
http://www.metodika.ru/?id=47 - Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только"
http://www.upgradememory.ru/ - самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания Никитиной Т.Б.)