Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) (68 часов) 10 класс.Данная рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-х классов (базовый уровень) составлена на основе: Федерального компонента Государственн
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вяткинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО директор школы
Протокол № 1 от Бурцева О.А.___________
«__» _________ 2016 г. приказ № 48 от 01.09.2016 г.
Руководитель МО:
Квасова А.В. _________
Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
(включая экономику и право)
(68 часов)
10 класс
Составитель:
Бурцева Ольга Андреевна, учитель истории и обществознания
Вяткино, 2016 г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-х классов (базовый уровень) составлена на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф, Матвеева А.И. «Обществознание 10 - 11 классы (базовый уровень)» в сборнике: Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М., Просвещение, 2010.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Место учебного предмета «Обществознание»
На изучение обществознания в 10 классе базисным учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю, но с учетом календарного учебного графика МКОУ «Вяткинская СОШ», продолжительность учебного года составляет 34 недели. Исходя из этого рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Обществознание» для 10 класса Л.Н. Боголюбова.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Содержание учебного предмета
Базовый уровень. (70 ч).
Раздел 1. Общество и человек (16 ч).
Глава 1. Общество (4 ч).
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Глава 2. Человек (12 ч).
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (38 ч).
Глава 3. Духовная культура (8 ч).
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Глава 4. Экономика (4 ч).
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.
Глава 6. Социальная сфера (14 ч).
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Глава 7. Политическая сфера (11ч).
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Раздел 3. Право.
Глава 8. Право как особая система норм (12 ч).
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.
Резервные уроки (4 ч).
Информационно-образовательный ресурс
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования» (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждена приказом № 29-а от 25.05.2016 г.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программы общеобразовательных учреждений «Обществознание», под редакцией Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение, 2010 г.
Обществознание 10 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011;
Обществознание. Поурочные разработки / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева - М.: Просвещение, 2012;
Технические средства обучения.
Телевизор. Магнитофон. Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Урочно – тематическое планирование
№ по п\пТема урока Коли
чествочасов Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Тема №1. Общество (4 ч)
1 Что такое общество
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об обществе и общественных отношениях. Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Сравнивают разные точки зрения. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Составление кластера.
2-3
Общество как сложная динамичная система.
Социальные институты.
1
1
Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об общественной системе и общественных институтах; стоят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Самостоятельная работа с частью текста учебника по составлению таблицы «Социальные институты и их функции». Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. Обмениваются мнениями.
4 Повторительно- обобщающий урок по теме «Общество» 1 Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Выполнение тестовых заданий. Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Тема № 2. Человек (12 ч)
5-6 Природа человека.
Науки о человеке
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о природе человека.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Рассказ на основе информации учебника. Работа со схемами.
7-8 Человек как духовное существо.
Мировоззрение и его роль в жизни человека
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеке как духовном существе. Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Сравнивают разные точки зрения. Работа с документом. Комментированное чтение текста
9-10 Деятельность - способ существования
людей.
Многообразие деятельности.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Работа с документом. Выполнение проблемных заданий. Выполнение тестовых заданий. Обмениваются мнениями.
11-12 Познание и знание.
Особенности научного познания.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о научном познании. Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Рассказ на основе информации учебника. Работа над выводами по теме.
13 Практическая работа по теме «Познание и знание» 1 Работа с документом. Выполнение проблемных заданий. Выполнение тестовых заданий.
14-15 Человек в системе социальных связей.
Единство свободы и ответственности личности.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социализации человека в обществе. Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Сравнивают разные точки зрения. Рассказ на основе информации учебника. Составление конспекта.
16 Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек»
1 Выполнение проблемных заданий. Выполнение тестовых заданий. Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Тема № 3. Духовная культура (8 ч)
17-18 Культура и духовная жизнь.
Массовая и элитарная культура. 1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о культурных и духовных ценностях.
Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Составление вопросов к тексту, ответы на них.
Написание обществоведческого эссе.
19-20 Наука и образование.
Этика науки. 1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании, имеющиеся знания и представления о науке и образовании.
Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Выполнение письменных заданий.
Работа с документом. Обмениваются мнениями.
21-22 Мораль.
Религия.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о моральных нормах и мировых религиях.
Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Сравнивают разные точки зрения. Рассказ на основе информации учебника. Работа над выводами по теме.
23 Искусство и духовная жизнь.
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
об искусстве и духовной жизни.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Моделирование поведенческих ситуаций.
24 Контрольная работа по теме «Духовная культура»
1 Выполнение проблемных заданий. Выполнение тестовых заданий. Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Тема № 4. Экономика (4 ч)
25-26 Роль экономики в жизни общества.
Экономика и политика.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о роли экономики в жизни общества; строят логическую цепочку рассуждений; анализируют объекты; проводят сравнения.
Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Рассказ на основе информации учебника. Работа над выводами по теме. Обмениваются мнениями.
27 Экономическая культура.
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономической культуре.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Работа с документом. Комментированное чтение текста.
28 Практическая работа по теме «Экономика»
1 Выполнение письменных заданий. Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Тема № 5. Социальная сфера (14 ч)
29-30 Социальная структура общества.
Социальная мобильность. 1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальной структуре общества. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Работа со схемами.
31-32 Социальные взаимодействия.
Социальный конфликт.
1
1 Строят логическую цепочку рассуждений; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о социальном взаимодействии в социуме.
Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Сравнивают разные точки зрения. Моделирование ситуаций.
33-34 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Социальный контроль.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальных нормах и отклоняющемся поведении. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Анализ таблицы, решение познавательных задач. Обмениваются мнениями.
35 Самостоятельная работа по теме «Социальные нормы и отклоняющее поведение» 1 Выполнение письменных заданий. Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
36-37 Нации и межнациональные отношения.
Национальная политика.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о межнациональных отношениях.
Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Сравнивают разные точки зрения. Анализ источников социальной информации
38-39 Семья и быт.
Семья в современном обществе. 1
1
Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о семейных отношениях.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Выполнение заданий на соотнесение понятий.
40-41 Социальное развитие и молодежь.
Молодежная субкультура.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальном развитии и молодежи Работа с текстом учебника. Выполнение практических заданий. Выступление с докладом. Обмениваются мнениями.
42 Контрольно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера».
1 Выполнение письменных заданий. Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Тема № 6. Политическая сфера (11 ч)
43-44 Политика и власть.
Политические отношения.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления. о связи политики и власти в обществе.
Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Групповая работа. Обмениваются мнениями.
45-46 Политическая система.
Политические режимы.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о политической системе.
Выполнение практических заданий, анализ обществоведческого источника. Выполнение терминологического диктанта.
47-48 Гражданское общество.
Правовое государство. 1
1
Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о гражданском обществе. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Составление схемы. Обмениваются мнениями.
49-50 Демократические выборы и политические партии.
Типы избирательных систем. 1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о демократических выборах.
Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Сравнивают разные точки зрения. Выполнение практических заданий, моделирование ситуаций.
51-52 Участие граждан в политической жизни.
Политическая культура. 1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о политическом и гражданском становлении личности. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Анализ материала из СМИ по теме. Обмениваются мнениями.
53 Контрольно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера». 1 Выполнение письменных заданий. Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Тема №7. Право как особая система норм (10 ч)
54-55 Право в системе социальных норм.
Система права.
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о социальных нормах.
Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Анализ схем, таблиц.
56-57 Источники права.
Виды нормативных актов. 1
1
Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
об источниках права.
Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Выполнение терминологического диктанта. Выполнение заданий на соотнесение понятий.
58-59 Правоотношения и правонарушения.
Развитие права в современной России
1
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о правоотношениях.
Участие в беседе, выполнение практических заданий. Работа со статистическим материалом. Обмениваются мнениями.
60-61 Современное российское законодательство.
Отрасли права. 1
1
Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о современном российском законодательстве.
Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Работа с текстом учебника. Выполнение тестовых заданий
62 Предпосылки правомерного поведения. 1 Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Выполнение практических заданий. Парная работа. Обмениваются мнениями.
63 Контрольно-обобщающий урок по теме «Право как особая система норм» 1 Выполнение письменных заданий. Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Тема №8. Общество в развитии (2 ч)
64 Общество в развитии.
1 Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о прогрессивном развитии общества.
Обмениваются мнениями. Самостоятельно выделяют и формулируют цель. Сравнивают разные точки зрения. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Составление сравнительной таблицы.
65 Контрольный урок за курс обществознания 1 Выполнение письменных заданий. Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
66-68 Резерв времени 3 Дискуссия по вопросам и заданиям изученногораздела. Выполнение письменных, тестовых, творческих заданий.