Физическое развитие ребенка через подвижные игры в условиях школы – интерната VIII вида
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа- интернат VIII вида №13»
Физическое развитие ребенка
через подвижные игры
в условиях школы – интерната VIII вида
Составила: Ефименко И.В
воспитатель
Юрга 2015
Введение
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитием личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
На современном этапе развития общества ведущей социальной проблемой является проблема сохранения и развития творческого потенциала человека, то есть « экологии человека». Процессы воспитания и обучения, особенно дошкольного, часто приходят в противоречие с природной целостностью подрастающего человека, разрушая ее, что приводит к нарушению его нравственного и физического здоровья. Поэтому самые радикальные изменения образовательной системы должны происходить на ее первой и наиважнейшей ступени – в системе образования.
В личностно – ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее ценно для развития, ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
В отличие от традиционного подхода ( где главная функция педагога - непосредственная организация деятельности детей, передача им в этой деятельности своего взрослого опыта), личностно – ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, возможностей, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Таким образом, одной из наиболее важных проблем современного образования и воспитания является переход на проектирование образовательного пространства, внутри которого при соблюдении психофизиологических нагрузок организуется жизнедеятельность детей, обеспечивающая сохранение и укрепление его здоровья.
Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, состояние здоровья обеспечивается своевременным, естественным и полноценным развитием, и, в случае необходимости, коррекцией недостатков развития. « В здоровом теле – здоровый дух», « здоровый ребенок – здоровый гражданин»: такая взаимосвязь – аксиома не только для педагога, учителя, но и для воспитателя.
Физическое развитие ребенка
через подвижные игры
Физическое развитие ребенка - это процесс формирования потребности в здоровом образе жизни, коррекция двигательной активности детей, развитие физических качеств личности, оздоровление детского организма. В связи с этим многие ученые и практики разрабатывают инновационные педагогические технологии физического воспитания детей в образовательных учреждениях. Несмотря на большое воспитательное значение игры. Ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей. Игра – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях воспитания. Игра подобна белилам в живописи, без которых не получится картины. Белил нужно больше, чем любой другой краски, они дают необходимый свет, нужную тональность, но одними ими можно написать картину только на темном фоне. Подвижные игры вызывают веселое и бодрое настроение, приносят радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают полезные различные навыки и знания, которые понадобятся им в жизни. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребенком действительности.
В зарубежной психологии, а в последние годы и в нашей стране, накоплен богатый опыт использования игры как метода коррекции трудностей личностного развития ребенка.
В общеобразовательных учреждениях на физическую культуру выделено два часа в неделю, этого не достаточно для того, чтобы ребенок смог полноценно развиваться физически. Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.
Учитывая все выше сказанные особенности, мною была разработана программа физического воспитания детей « Подвижные игры»
( см.приложение 1). Данная программа помогает каждому ребенку преодолевать гиподинамию. Подвижные игры на уроках физической культуры применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Особенность методики проведения подвижных игр на уроках физической культуры состоит в первую очередь в том, что между подвижными играми и другими упражнениями, включенными в урок, должна быть обеспечена тесная организационно – методическая преемственность и взаимосвязь. Например, на одном и том же уроке нежелательно совмещать изучение нового материала по гимнастике или легкой атлетике с разучиванием новой игры.
Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений и учитывать возможную ее длительность. Подвижные игры, знакомые учащимся и не занимающие много времени, можно, проводить, например, с целью разминки перед упражнениями, которые связаны со значительными мышечными напряжениями и не каждый ребенок может выдерживать подобную нагрузку.
Следует отметить, что программа « Подвижные игры» не имеет таких особенностей как программа в школе, а имеет множество плюсов. Некоторые упражнения, игры довольно сложны для дошкольного возраста, но вполне приемлемы для младших школьников. Любое упражнение, правила игры можно облегчить или упростить тем или иным образом, чтобы в них могли играть все обучающиеся ( на уроках физкультуры это сделать сложнее).
Отличительной чертой программы « Подвижные игры» является то, что программа не требует специальной физической подготовки детей; программа учитывает возрастные особенности детей; данная программа рассчитана на обучение детей с различным уровнем задатков, наклонностей, способностей и интересов; программа построена по принципу соблюдения охраны физического состояния ребенка, приобщения детей к здоровому образу жизни. Каждое занятие проводится в игровой форме, каждый ребенок может выполнять любое задание, играть в любую игру на занятии, имея разный уровень физической подготовки ( см. приложение 2). При занятиях со смешанными группами учитывается то, что количество мальчиков и девочек в каждой команде при проведении игры примерно должно быть одинаковым. Этим достигается обычно известное равенство команд по силам. Недостаточно физически крепких, но переоценивающих свои силы игроков следует сдерживать разнообразными приемами, например во время игры или упражнения предлагается детям почаще отдыхать, используя начерченные кружки, где дети имеют право быть временно вне игры. Такой прием при проведении игры или занятия не задевает самолюбия ребенка и не подчеркивает их временное отставание от других по состоянию здоровья. Также при подборе игр учитываются интересы каждого ребенка, и на занятиях предлагается три – четыре игры, дети запоминают предложенные им игры и могут в дальнейшем уже самостоятельно играть и использовать их в летних лагерях, на игровых площадках со сверстниками.
Направленностью программы « Подвижные игры» является укрепление здоровья детей: совершенствовать основные виды движений, повышать умственную физическую работоспособность, предупреждать утомление, приобщение их к полезным и увлекательным играм. Воспитание у детей выдержки, настойчивости, решительности, смелости, творческого воображения. Также следует учитывать, что маленькие дети растут не по дням, а по часам, и очень важно не упустить момент и научить их не только считать, писать, фантазировать и т.д., но и выполнять соответствующие возрасту упражнения, способствующие правильному физическому развитию ребенка. Также важно показать детям разнообразие существующих игр, которые способствуют укреплению физического здоровья ребенка. Дефицит движений, особенно в школьном возрасте, приводит к ослаблению мышечной деятельности детей, к снижению работоспособности.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в процессе обучения развиваются индивидуальные, творческие, коммуникативные, физические способности детей. Программа решает проблему занятости детей в неурочное время, помогает детям узнать разнообразный мир игр, учит весело и здорово проводить время после уроков.
Целью физкультурно – оздоровительной программы « Подвижные игры», является развитие мотивации личности к познаванию и творчеству, самореализации в дополнительных физкультурно – оздоровительных образовательных программах и получаемых услугах в интересах развития личности, ее физического и психического здоровья, а также общества, государства.
Исходя из задач общего и дополнительного образования, воспитания и оздоровления подрастающего поколения, формирования навыков здорового образа жизни в досуговой деятельности по месту жительства, попробуем сформулировать цель образовательно – воспитательной системы физкультурно - оздоровительной работы. Она определяется, как: развитие и формирование интеллектуальных, физических, исполнительских, творческих и исследовательских способностей, воспитание и оздоровление детей.
Для определения качества усвоения образовательной программы я разработала программу мониторинговых исследований, которая позволяет отслеживать успешность и достижения каждого ребенка в течении всего периода обучения . Это помогает мне корректировать программу, подбирать упражнения, игры для каждой группы детей. После успешного прохождения курса у детей происходит насыщение двигательной деятельности за счет подвижных игр и упражнений, и в результате накапливается двигательный опыт, развиваются способы самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности происходит самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознания ценности своего здоровья, саморегуляция и самоконтроль здоровья. Программа решает проблему занятости детей в неурочное время, помогает детям узнать разнообразный мир игр, учит весело и здорово проводить время после уроков.
Заключение
Игра – основной вид деятельности воспитанника. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и учитель, воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Несмотря на большое воспитательное значение игры, ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей. Игра нужна и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами своих товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.
Игры вызывают веселое и бодрое настроение, приносят радость. увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают полезные различные навыки и знания, которые понадобятся им в жизни.
Особая роль отводиться в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки. Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой индивидуальной игровой деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.
В особый класс выделяют игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
Приложение 1
Учебно – тематический план
программы « Подвижные игры»
Программа может содержать 72 часа – 2 часа в неделю, 144 часа в год – 4 часа в неделю, 216 часа в год – 6 часов в неделю. Данный пример рассчитан на 216 часов в год – 6 часов в неделю.
№ п\п
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2
2
4
2
Подвижные игры для физкультминуток и отдыха
2
26
28
3
Подвижные игры для спортзалов и других помещений
10
50
60
4
Подвижные игры на улице
4
40
44
5
Подвижные игры с предметами и без предметов
10
70
80
Итого:
28
188
216
Содержание изучаемого курса
программы « Подвижные игры»
Вводное занятие – 4ч.
Теория – 2ч.
- знакомство с группой,
- знакомство группы с распорядком дня учреждения, в котором ребенок обучается,
- вводный инструктаж по ТБ.
Практика – 2ч.
- знакомство с различными видами игр.
- игры на сплочение группы.
2. Подвижные игры для физкультминуток и отдыха 28ч
Теория -2ч.
- правила безопасности при проведении игр,
- отличие физкультминуток от игр.
Практика – 26ч.
- знакомство с играми, которые могут использоваться как физкультминутки,
- знакомство с играми такими как « Борода», « Запрещенное движение», « Невидимка», « Перетягивание», « Третий лишний»,
« Садовник», « Снежная королева», « День и ночь», « Волки и овцы».
3.Подвижные игры для спортзалов и других помещений – 60ч.
Теория -10ч.
- правила поведения в спортзале,
- правила поведения при беге,
- правила поведения при проведении групповых игр.
Практика – 50ч.
- знакомство с играми, которые проводятся в спортзале,
- знакомство и проведение игр, таких как « Бегуны и прыгуны»,
« Белые медведи», « Волк и козлята», « Волшебные елочки» ит.д.
4. Подвижные игры на улице – 44 ч.
Теория – 4ч.
- правила поведения на улице во время игр,
- знакомство с играми, которые проводятся на улице, их особенности.
Практика – 40ч.
- знакомство с играми, такими как « Кто быстрее», « Кошки мышки»,
« Салочки», « Цепи кованные», « Платочек» и др.
5. Подвижные игры с предметами и без предметов ( мячи, скакалки, скамейки)
Теория – 10ч.
- правила поведения при проведении игр с предметами и без предметов, в том числе на улице,
- правила поведения при проведении игр с предметами и без предметов в спортзале,
- правила поведения при использовании предметов, таких как мячи, скакалки, лестницы, скамейки, обручи.
- особенности игр с предметами и без предметов и их отличия.
Практика – 70ч.
- знакомство и проведение игр, в которых используются предметы
( мячи, скакалки, лестницы, скамейки),
- знакомство и проведение игр, в которых нет предметов.
Приложение 2
Ситуативная мини – игра для детей
« В мире животных»
Подобные игры можно применяются в программе « Подвижные игры» в разделе «Подвижные игры для физкультминуток и отдыха», такие игры помогают детям отдохнуть и данные игры помогают сплотить детский коллектив, так как раздел «Подвижные игры для физкультминуток и отдыха» изучается в начале учебного года.
Ситуативные мини – игры можно использовать и на уроках физкультуры, детям будет интересно и урок будет построен в игровой форме, что не так утомляет детей.
Тема : « Веселая возня медвежат»
Памятка педагогу. Игровые упражнения выполняются в зале на ковре
( паласе). Во время игры может звучать спокойная музыка. Педагог медленно произносит текст, показывает движения и вместе с детьми выполняет физические упражнения. Дети вместе с педагогом произносят некоторые фразы, например, « Уф – уф – уф».
Преобладающий двигательный режим – лежачий.
Содержание игры:
Мальчики и девочки, оглянитесь вокруг – сегодня мы с вами оказались в весеннем лесу. Посмотрите, вон под тем деревом берлога медведей. Я вам предлагаю превратиться в маленьких медвежат, чтобы узнать, что же происходит в берлоге.
« Утро в берлоге»
Слышите, кто – то сопит и ворочается, просыпается медвежья семья. Медвежата открыли глаза и смотрят по сторонам.
- Из и.п. – лежа на спине – движения головой в различных направлениях: влево – вправо, к груди – назад.
Вот в маленькой кроватке спит братишка – медвежонок, а вот под красным одеялом ворочается сестренка – медвежонок, а вот в большой кровати сопит мама – медведица.
Некоторые медвежата открыли глазки, а некоторые еще нет.
« Будим сонного соседа».
Из и.п. – лежа на спине поднимания туловища со словами : « Вставай, вставай, соня!». Вот, наконец, все медвежата проснулись и стали возиться в своих постельках.и.т.д
Игра на равновесие « Всем встать!»
Игроки располагаются на полу. Они разбиваются на пары, берутся за руки, ступни ( целиком, а не только носок) плотно прижимают к ступням партнера. Из положения необходимо встать. Теоретически такая возможность есть, если действия напарников будут абсолютно синхронными, но на практике получается долгое веселое валяние
Подвижная игра « Стул в сапогах»
Вокруг двух стульев разбрасывается разная обувь. Игроки с завязанными глазами должны каждую ножку стула « обуть». Побеждает тот, у кого хотя бы два башмака будут одинаковыми. ( затем приглашается следующая пара игроков).
Игра – эстафета « Веселые бега»
Набираются команды по 4 человека ( желательно мальчиков). Каждому участнику эстафеты необходимо встать на колени, обхватить руками ступни и в таком положении, двигаясь на коленях, обежать стул, установленный напротив каждой команды.
Предложенные игры можно проводить в разделе «Подвижные игры для спортзалов и других помещений» программы « Подвижные игры» .
Литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой 13 EMBED Equation.3 1415/Н.П. Аникеева. М.:
Просвещение,1990 – 340с.
2. Азаров Ю.П. Игра и труд13 EMBED Equation.3 1415/ Ю.П. Азаров. М.: ТЦ СФЕРА
1999. -256с.
3. Башлий Е.В. Игровая методика в обучении детей 13 EMBED Equation.3 1415/
Е.В.Башлий. М.: Этрол Лада, 2005. – 190с.
4.Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека 13 EMBED Equation.3 1415/ А.М.Вейн.
Москва –Воронеж, 1973 – С. 65- 72.
5. Геллер Е.М. Наш друг – игра 13 EMBED Equation.3 1415/ Е.М. Геллер. М.: Гуманит.
изд.центр Владос, 2001. -448с.
6. Жукова, О.С, Герасимова, А.С, Кузнецова, В.Г. Энциклопедия разви тия и обучения дошкольника13 EMBED Equation.3 1415/ О.С. Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. СПб .: Издательский дом « Нева», 2006. – 352с.
7.Зинц.Р. Обучение и память 13 EMBED Equation.3 1415/ Р.Зинц. Минск, 1984. -144с.
10.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения
13 EMBED Equation.3 1415/ Е.В Карпова. Ярославль, 1997 – 125с.
11. Карабанова О.А. Игра в обучении детей 13 EMBED Equation.3 1415/ О.А. Карабанова.
М.: Просвещение, 1996. – 86с.
12. Люблинская А.А. Психология памяти школьников: 13 EMBED Equation.3 1415/ А.А.
Людлинская. Ярославль: Дельта, 1996. – 89с.
15. Манин, Л.Д. Развивающие игры13 EMBED Equation.3 1415/ Л.Д. Манин. Харьков:
Просвещение,1997. – 99с.
16. Субботина, Л.Ю. Учимся игра 13 EMBED Equation.3 1415/ Л.Ю. Субботина.
Екатеринбург: У – Фактория, 2005. – 144с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315