Дополнительная образовательная программа Чудеса из бумаги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 60
Рассмотрено:
на педагогическом совете школы
Протокол № ____ от ________
Утверждаю:
директор школы № 60
_________ Спекторский А.М.
«____» ___________2014 г.
Дополнительная
образовательная программа
«Чудеса из бумаги»
Возраст обучающихся: 6 - 8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Соболева О. В.
учитель начальных классов
Нижний Новгород
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
Новизна и актуальность программы:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблемы развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по технологии. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Кружок «Чудеса из бумаги» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Программа кружка «Чудеса из бумаги» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Рабочая программа составлена на основе программы Н.М. Конышевой «Технология».
На занятиях воспитанники знакомятся с разнообразием пластических возможностей бумаги, с различными техниками работы с бумагой: оригами, аппликацией, вырезанием, плетением, художественным конструированием; изделиями, выполненными в той или иной технике. Интерес к работе всегда поддерживают художественное слово, игровые приемы, мотивация деятельности.
Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Работа с бумагой - это, пожалуй, самый интересный вид художественной деятельности. Сколько полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами. Бумагу можно мять, скручивать, получая разнообразные фигурки животных, птиц, домов, цветов и многое другое. Дети открывают для себя волшебный мир листа бумаги, превратив его в облака, снег, радугу и т. п., постигают свойства, структуру, наслаждаются палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.
Работа с бумагой не только пополняет знания и умения детей, но и формирует творческую личность. Занятия художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Актуальность и перспективность курса:
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Работа в кружке «Чудеса из бумаги» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Цели программы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по технологии.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи программы:
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Сроки реализации программы:
Программа «Чудеса из бумаги» составлена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год (33 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия - 45минут.
Формы и методы:
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина.
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
2. Содержание программы «Чудеса из бумаги»
1 год (33 часа)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с бумагой и картоном (31 час).
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Изготовление ребристых моделей.
Работа с чертёжными инструментами. Разметка прямоугольных изделий по линейке.
Изготовление объёмных изделий.
Подведение итогов (1 час).
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- смогут применить полученные знания на уроках технологии и изобразительного искусства при создании композиций.
Метапредметные.
Регулятивные:
- организовывают свое рабочее место;
- удерживают организованное поведение во время занятия;
- понимают учебную задачу;
- составляют элементарный план действий при работе под руководством учителя;
- осуществляют контроль выполненной работы по образцу под руководством учителя.
Коммуникативные:
- высказывают предположение по поводу способа действия;
- оценивают свою работу по совместно выбранным критериям под руководством учителя;
- умеют выражать свои мысли в устной форме;
- умеют задавать простые вопросы по учебному материалу;
- вступают в диалог под руководством учителя;
- умеют слушать и понимать речь других;
- оказывают взаимопомощь в сотрудничестве под руководством учителя.
Познавательные:
- пользуются моделями, схемами;
- сравнивают и группируют предметы и их образы;
- умеют строить рефлексивные высказывания с помощью учителя;
Формы и виды контроля:
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один – два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Методические рекомендации по проведению занятия:
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие кругозор детей.
3.Календарно – тематическое планирование
№ Дата Тема Количество часов
Вводная беседа. Знакомство с содержанием кружка. Правила техники безопасности. 1
Ладошка 1
Ветка рябины. 2
Осенний лист. Гофрированные изделия. 1
Гофрированные изделия. Веер. 2
Груша. Гофрированные изделия. 2
Дождик. 1
Яблоня. Аппликация торцеванием. 2
Пудель. Аппликация торцеванием. 2
Лебедь. Объёмная аппликация. 1
Птица. Объёмная ребристая игрушка. 1
Аквариум. Коллективная работа. 2
Солнышко. Объёмная игрушка. 1
Ёлочные игрушки. 2
К 8 марта. 2
Подснежники. 2
Хризантемы. 2
Рыбка. Работа с полуфабрикатами. 1
Оригами. Основные виды. 2
Бабочки. Оригами. 2
Домик. Оригами. 1
Кот. Оригами. 1
Деревья. Вырезные орнаменты. 1
Замок. Вырезные орнаменты. 1
Ёлочная игрушка из картона и ваты. Дед Мороз. 2
Работа с полуфабрикатами. Фигурки из спичечных коробков. Лев. 2
Гнутые изделия из квадратов. Самоцвет. 1
Прямоугольные изделия, размеченные по линейке. Вертушка. 1
Выпуклая аппликация. Цветок. 2
Папка для кулинарных изделий. 2
Аппликация торцеванием. 2
Прямоугольные прорезные изделия. Фонарик. 1
Мозаичная аппликация. 2
Модульное оригами. Схемы. 2
Модульное оригами. Стрекоза. 3
Модульное оригами. Ромашка. 3
Модульное оригами. Рыбка. 3
Модульное оригами. Грибок. 3
Итоговое занятие. Выставка работ. 66 ч.
4.Методическое обеспечение
ТСО – компьютер, проектор, экран, учебно – методическая литература.
Материальное обеспечение:
- бумага белая, цветная
- клей, ножницы, линейка
- краски – гуашь
- степлер5.Список литературы:
- Власова А.А. Рукоделие в школе. – Санкт – Петербург «Крилл», 1996
- Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1 – 4 кл.: Методическиерекомендации. – М.: Новая школа, 1994
- Джексон Д. Поделки из бумаги. – М.: Росмэн, 1996
- Игрушки из бумаги. Санкт – Петербург «Крилл», 1997
- Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1993
- Мирошниченко С.А. Без скуки на все руки. – М.: ООО ТД «Изд. Мир книги», 2008
- Петрова И.М. Объемные аппликации. СПб: «Детство – Пресс», 2008
- Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. – Самара: Корпорация «Федоров», Изд. «Учебная литература», 2004
- Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А. Умные руки. – Самара: Корпорация «Федоров», Изд. «Учебная литература», 2004
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников. – СПб: Детство – Пресс», 2009
- Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1 – 4 кл. Тула «Родничок», 1998
- Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
- Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
- Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
Москва, 1985
- Учим детей мастерить, Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва
- Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
- Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.
- http //masteriua.ruИндивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Вид и название детского объединения___________________________________________
Ф. И. О. педагога_____________________________________________________________
Дата начала наблюдения_______________________________________________________
-850906985000Сроки диагностики
Показатели
Первый
год обучения
Конец I
полугодия Конец
уч. года
Теоретическая подготовка ребенка:
Теоретические знания:
а)
б)
в)
1.2.Владение специальной терминологией
Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:
а)
б)
в)
2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением
2.3. Творческие навыки Общеучебные умения и навыки
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
а) умение подбирать и анализировать специальную литературу
б) умение пользоваться компьютерными источниками информации
в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
а) умение слушать и слышать педагога
3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
а) умение организовать свое рабочее (учебное) место
б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
в) умение аккуратно выполнять работу
Предметные достижения обучающегося:На уровне детского объединения (кружка, студии, секции)
На уровне школы (по линии дополнительного образования)
На уровне района, города
На республиканском, международном уровне