Изучение линейных и столбчатых диаграмм на уроках математики в коррекционной школе
Изучение линейных и столбчатых диаграмм на уроках математики в коррекционной школе
Морозова А.А., г. Белозерск, учитель математики,
МОУ «Белозерская коррекционная школа-интернат»
Математика является одним из ведущих образовательных предметов в коррекционной школе. Изучение математики вооружает учащихся системой доступных им общеобразовательных знаний, умений и навыков, имеющих огромное значение для подготовки их к труду и жизни. Изучение геометрического материала вооружает учащихся практическими навыками измерения, черчения, построения геометрических фигур с помощью различных измерительных и чертежных инструментов. При решении геометрических задач на измерение от учащихся требуется достаточно хорошая точность измерения, правильного использования измерительных приборов, необходимо выработать прочные автоматизированные навыки измерения. Это способствует лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами труда, адаптации в условиях современного производства.[1]
Я хотела бы поделиться опытом по изучению темы, которую мы проходим в 8 классе «Линейные и столбчатые диаграммы». Мы с вами знаем о том, что учащиеся с нарушениями интеллекта в силу особенностей своего развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, они неспособны применять их на практике.[1] Именно поэтому возникает сложность в изучении данного материала, так как в повседневной жизни учащиеся не сталкиваются с линейными и столбчатыми диаграммами. В работе по изучению я выделила следующую цель и задачу:
Цель – дать представление о понятии линейные и столбчатые диаграммы.
Задача – научить учащихся различать и строить простые диаграммы.
Изучение понятия диаграмма я начинаю с рассмотрения различного вида диаграмм линейных и столбчатых.
[3]
Вместе с учащимися мы определяем, почему же этим диаграммам были даны такие названия «линейная и столбчатая». Затем выясняем в чём сходство диаграмм. (А вы знаете, чем они похожи?) Совершенно верно у обеих диаграмм есть оси горизонтальная и вертикальная. На этом первый этап по изучению понятия о диаграммах заканчивается.
На втором этапе мы переходим к построению диаграмм. Построение начинаем с линейной диаграммы. Для этого предлагаю учащимся построить диаграмму по итогам их успеваемости за 2 и 3 четверти. По вертикальной оси предлагаю взять оценки по пятибалльной системе, по горизонтальной – основные предметы: математика, русский язык, литература, география и труд. Математика Труд Русский яз. География Литература54321- 2 четверть - 3 четвертьПостроение линейной диаграммы
Построив линейную диаграмму успеваемости, учащиеся наглядно видят изменения своих результатов в обучении.
Во втором этапе я отвожу место гимнастике для глаз под спокойную лирическую музыку. Предлагаю вам выполнить вместе со мной гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз: плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 раз). Вращать глазами по кругу: вверх, вправо, вниз, влево (повторить 4 раза). Смотрим прямо вперёд себя 2-3 секунды. Затем поставить большой палец руки впереди себя (на вытянутую руку) и перевести глаза на палец. Смотреть 3-5 секунды. [2]
Теперь отдохнув, переходим к построению столбчатой диаграммы. За основу беру 8 класс. В нашей школе обучаются 5 девочек и 1 мальчик. Построение начинается с осей диаграммы вертикальная – количество учащихся, горизонтальная – учащиеся мальчики и девочки.
Мальчики Девочки1.1. 2. 4. 3. 5.Построение столбчатой диаграммы
Объясняю учащимся, что каждый мальчик или девочка это кубик столбчатой диаграммы.
На третьем этапе происходит подведение итогов:
определение диаграмм изображённых на рисунках
[3]
название изученной темы
выставление оценок.
Возможно, вы спросите меня: «А зачем же детям с нарушениями интеллекта нужно изучать данную тему?» Я отвечу: «Математика является универсальной наукой, её методы и приемы применяются в различных сферах человеческой жизни».[1]
Список литературы:
Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Перова М.Н. 2001
http://fit4brain.com/https://yandex.ru/images/search?text=диаграммы&stype=image&lr=2&noreask=1&source=wiz