Разработка урока на тему: Жанры изобразительного искусства. Пейзаж
Тема: Жанры изобразительного искусства. Пейзаж
Цель урока: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции.
Задачи урока
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.
Развивающие:
Развивать память, внимание и кругозор обучающихся;
Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
Воспитательные:
Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование, необходимое для урока:
Проектор, интерактивная доска
Репродукции с картин художников на тему весны.
Альбом или листы А4
Гуашь или акварель;
Кисти;
Баночка с водой;
Палитра.
Ход урока:
Орг.момент – 2 мин.
Основная часть:
Вступление (цель) – 3 мин.
Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой пройденного материала – 5-6 мин.
Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка – 4-5 мин.
Самостоятельная работа над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) – 20-25 мин.
Оформление работы в цвете.
Заключение.
Обобщение. Подведение итогов занятия, анализ удачных работ – 5-6 мин.
Домашнее задание.
Содержание урока:
Ведь творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха и все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.
Но прежде, чем приступить к изучению новой темы давайте, ребята, вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. (Показ презентации)
- Говорили мы с вами об известных музеях изобразительных искусств (Слайд 1). Ваша задача, ребята, назвать правильно музеи (работа на интерактивной доске: ученик к изображению музея ставит нужное название).
- А где находятся эти музеи? - Что же объединяет все эти музеи? Что мы в них можем увидеть? Правильно, произведения искусства.
- И так мы с вами уже приступили к изучению картин, хранящихся в музеях, на прошлом уроке. Кто мне скажет, о каком жанре изобразительного искусства мы с вами говорили на прошлом уроке?
- О натюрморте! Правильно, так что же такое натюрморт? Давайте, ребята расскажем нашим гостям.
- Натюрморт это картины, героями которых являются различные предметы домашнего обихода, фрукты, цветы или снедь (Слайд 2).
- «Натюрморт» - слово французское, означает оно буквально «мертвая природа». Кто ответит, почему? (ответы детей)
- Но если на картине изображено какое-либо живое существо, то натюрморт будет называться «тихая жизнь». Что за существа (бабочка, птичка, гусеница, стрекоза и др.)
- Давайте посмотрим на доску (Слайд 3) и вы определите, какие натюрморты вы назовете «тихая жизнь», а какие «мертвая природа», при этом объяснив свой выбор
2. - Сейчас мы продолжим знакомство с картинами, хранящимися в музеях (включается аудиозапись песенки Гладкова «Если видишь на картине»).
- Конечно же, речь сегодня пойдет о пейзаже, еще одним из жанров изобразительного искусства.
что же такое пейзаж и что на картинах изображают художники?
- Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания (Слайд 4).
Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Художник Васильев утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его. Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
- Уже лепестки распустились и отзвенела капель!
На яркой апрельской палитре разводит весну акварель! (Слайд 5)
- Давайте рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.
А. Саврасов «Грачи прилетели». Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. До самого леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега. Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Он так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов.
И.Левитан «Март» (Слайд 6)
Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели И все вокруг залито солнцем!
Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.
Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы изучим их (Слайд 7).
Существует линейная и воздушная перспективы.
Линейная перспектива:
Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами: ближе - больше, дальше - меньше. Рассмотрим фото с изображением пейзажа и картину, написанную художником. Использовал ли художник это правило перспективы? (ответы детей).
Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта (Слайд 8). Посмотрим фото с пейзажем и снова сравним с картинами художников. Удалось ли им воспользоваться этим правилом? (отвечают дети).
Воздушная перспектива:
Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше (Слайд 9).
Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными. Давайте посмотрим на фото и картины. Все ли получилось у художников? (ответы детей).
Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше (Слайд 10). И так посмотрим на фото и картины художников
15