Адаптированная рабочая программа по математике 5 класс (VIII вид)
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Учебные планы для специальных (коррекциоиных) школ, утвержденные приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекциоиных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Устав МОБУ Ромненская СОШ;
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОБУ Ромненская СОШ;
5. Учебный план МОБУ Ромненская СОШ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2016-2017 учебный год.
1) Цели и задачи
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры у детей. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию школьника, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.
Цели курса:
формирование практически значимых знаний и умений;
развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств
мышления, оптимально формируемых средствами математики;
создание условий для социальной адаптации учащихся;
воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
2) Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.При отборе математического материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе математический материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении.После изложения программного материала в конце каждого класса четко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладевать и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-й уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-й уровень). В этой связи в программе предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с помощью учителя с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.).Понижать уровень требований рекомендуется в случаях выраженных форм интеллектуального недоразвития, т. е. тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.Учитывая, что в современной жизни в быту и производственной деятельности широко используются микрокалькуляторы, в программе по математике предусматривается использование микрокалькулятора с 4 класса для проверки арифметических действий, для закрепления нумерации чисел, полученных при пересчете предметов и при измерении.Обучение работе с микрокалькулятором должно быть построено по принципу концентричности, но использование микрокалькулятора не должно заменять или задерживать формирование навыков устных и письменных вычислений. С помощью микрокалькулятора целесообразно учить школьников приблизительной оценке результатов вычислений и округлению полученных результатов до нужного знака.Некоторые изменения внесены в систему изучения нумерации и арифметических действий в концентре «Многозначные числа (1000 - 1 000 000)».
Обучение математике по коррекционно-развивающей программе VIII вида имеет свою специфику. Обучающиеся зачастую характеризуются задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение математического материала представлено концентрически с учетом возможностей обучающихся и предусмотрен постепенный переход от чисто практического обучения в начальной школе к практико-теоретическому в старших классах. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний.При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.Предлагаемая программа по сравнению с традиционной программой для общеобразовательных учреждений составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.
Рабочая программа по математике определяет базовый уровень подготовки обучающихся в соответствии со стандартом основного общего образования по математике.
Программа рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
В начале учебного года отводятся часы на повторение пройденного материала по математике в прошлом году, что способствует лучшему восприятию и усвоению новых математических знаний. Учебный процесс ориентируется на сочетание устных и письменных видов работы.
3) Сведения о примерных программах и авторах
Программа составлена для обучающихся 5 класса специального коррекционного VIII вида на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Математика.5-9 кл. / [авт.-сост. В.В. Воронкова, М.Н. Перова и др.], под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г. Программа, допущенная Министерством образования РФ, рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю), но по школьной программе 138 часов (4 часа в неделю).
4) Рабочая программа составлена с учетом следующего УМК:
Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой – М.: Просвещение, 2011г.
Рабочая тетрадь «Математика» 5 класс, под ред. М.Н.Перовой, И.М. Яковлевой. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2008г.
5) Предпочтительная форма контроля
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
закрепление изученного материала с использованием многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр.
Основные формы контроля:
кратковременные проверочные работы;
тематические тесты;
контрольные работы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Нумерация (60 ч)
Образование, чтение, запись чисел до 1000.Разряды: сотни, единицы тысяч. Таблица разрядов. Класс единиц. Определение количества единиц, десятков, сотен в числе.Счет до 1000 разрядными единицами и равными числовыми группами по 5, 50, 500, 2, 20, 200, 25, 250.Умение отложить любое число в пределах 1000 на микрокалькуляторе и счетах.Округление чисел в пределах 1000 до десятков, сотен, знак «
·».Сравнение чисел, в том числе разностное и кратное.Римские цифры. Обозначение чисел I-XII.Термометр, шкала. Определение температуры воздуха с помощью термометра.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины и массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т); соотношение единиц измерения: 1 м = 1000 мм, 1 км = 1000 м; 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг, 1 т = 10 ц.Денежная купюра. 1000 р., 500 р. (замена нескольких купюр достоинством 100 р., 50 р. на купюру 500 р., 1000 р.; размен по 100 р., по 50 р.).Меры времени: год, високосный год, 1 год = 365, 366 суткам.Преобразование чисел, полученных при измерении длины, массы.
Арифметические действия (50 ч)
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (все случаи). Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами без выполнения преобразований и с преобразованием (55 см + 45 см; 4 м 85 см + 15 см; 1 м – 68 см; 6 м – 75 см). Деление 0. Деление на 1. Умножение 10, 100 и на 10, 100. Деление на 10, 100 без остатка и состатком.Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 Ч 2; 400 Ч 2; 120 Ч 2; 300:3; 450:5).Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода и с переходом через разряд. Проверка действий умножения и деления.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение.Задачи в 2-3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Доли и дроби (13 ч)
Получение долей. Сравнение долей. Образование, запись, чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями.
Геометрический материал (39 ч)
Виды треугольников. Различение треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по заданным длинам сторон. Основание, боковые, смежные стороны в треугольнике. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства.Куб, брус. Грани, ребра, вершины. Цилиндр, конус. Узнавание и называние цилиндра, конуса.Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы и фигуры, симметричные относительно оси симметрии. Построение симметричных точек, отрезков относительно оси симметрии.Линии, отрезки: взаимно перпендикулярные (знак «13 EMBED Equation.3 1415»), взаимно параллельные (знак «||»). Черчение взаимно перпендикулярных и взаимно параллельных прямых с помощью чертежного угольника.
III. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса:
Учащиеся должны знать:
класс единиц, разряды в классе единиц; десятичный состав чисел в пределах 1000; единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения; римские цифры; дроби, их виды; виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 устно (все случаи); читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000; считать присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1000; выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1000;
выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд)
сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы
в пределах 1000;
умножать и делить на однозначное число (письменно);
получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше
(меньше)?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
составные задачи в три арифметических действия;
уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
различать радиус и диаметр;
вычислять периметр многоугольника.
IV. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих проверочных и итоговых письменных контрольных работ, которые представлены в трех уровнях:В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.Знания оцениваются в 5- балльной системе. При выставлении оценки ориентир – на вариант С и Н, а за выполнение заданий из варианта В дополнительно ставится положительная оценка. При оценке знаний учитывается количество правильно выполненных заданий:
отметка «5» ставится за все верно выполненные задания;
отметка «4» – за верное выполнение трех заданий;
отметка «3» – за верное выполнение двух заданий, если вариант содержит 4 задания.
Учебно-тематический план
Разделы программы в 5 классе
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
1 триместр
44 ч
Повторение
7
-
Сотня
14
1
Геометрический материал
6
-
Тысяча
17
-
2 триместр
45 ч
Тысяча
8
1
Геометрический материал
16
-
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд
10
1
Обыкновенные дроби
10
1
Умножение и деление чисел.
1
3 триместр
47 ч
Умножение и деление чисел.
29
1
Геометрический материал
9
Повторение
10
год – 136 ч
136
5
Календарно – тематическое планирование
5 часов в неделю, всего 170 часов
№
Тема урока
Д/з
Кол-во ур.
Дата
план.
Дата
факт.
Повторение – 7ч
1-3
Повторение нумерации в пределах 100. Прямой и обратный счет единицами до 10, десятками до 100.
Стр. 3 - 5
2
1 трим.
Сент.
1
5
4-6
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
Стр. 6 - 8
3
6
7
8
7-9
Порядок действий в выражениях без скобок и со скобками.
Стр. 8 - 10
2
12
13
Сотня – 14ч
10-13
Нахождение неизвестного слагаемого.
Стр. 11 - 15
3
14
15
19
14-17
Нахождение неизвестного уменьшаемого.
Стр. 15 - 18
3
20
21
22
18-21
Нахождение неизвестного вычитаемого.
Стр. 18 - 20
4
26
27
28
29
22-25
Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд
Стр. 22 - 23
3
Окт.
3
4
5
26
Контрольная работа № 1 по теме «Сотня».
Стр. 26, в-2
1
6
Геометрический материал - 6
27-30
Линия, отрезок, луч (повторение)
Стр. 27 - 28
3
10
11
12
31-34
Углы (повторение)
Стр. 29 - 33
3
18
19
20
Тысяча – 25 ч
35-38
Нумерация чисел в пределах 1000.
Стр. 34 - 37
4
24
25
26
27
39-43
Округление чисел до десятков и сотен.
Стр. 43 - 45
4
31
Нояб.
1
2
3
44-47
Римская нумерация.
Стр. 45 - 46
4
7
8
9
10
48-51
Меры стоимости, длины и массы
Стр. 46
3
14
15
16
52-55
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.
Стр. 51 - 53
3
17
21
2 трим.
28
56-59
Сложение и вычитание круглых десятков и сотен.
Стр. 54 - 56
3
29
30
Дек.
1
60-64
Сложение и вычитание без перехода через разряд.
Стр. 66 - 67
3
5
6
7
65
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд в пределах 1000».
стр.70(в-2)
1
8
Геометрический материал – 16ч
66-68
Периметр многоугольника
Стр. 71 - 74
3
12
13
14
69-71
Треугольники.
Стр. 74 - 79
2
15
19
72-74
Различение треугольников по видам углов.
3
20
21
22
75-77
Различение треугольников по длинам сторон.
Стр. 79 - 82
2
26
27
78-80
Разностное сравнение чисел
Стр. 83 - 87
2
28
29
81-84
Кратное сравнение чисел
Стр. 87 - 91
4
Янв.
9
10
11
12
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд – 10 ч
85-88
Сложение с переходом через разряд.
Стр. 92 – 94
3
16
17
18
89-92
Вычитание с переходом через разряд
Стр. 97 – 99
3
19
23
24
93-96
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.
3
25
26
30
97
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000»
в-1
1
31
Обыкновенные дроби - 10 ч
98-101
Образование дробей.
Стр. 113 - 116
3
Февр.
1
2
6
102-105
Сравнение дробей
Стр. 119 - 121
3
7
8
9
106-109
Правильные и неправильные дроби.
Стр. 121 - 124
3
13
14
15
110
Контрольная работа № 4 по теме «Обыкновенные дроби»
в-2
стр. 124-125
1
16
Умножение и деление чисел - 30 ч
111-114
Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100
Стр. 125 - 126
4
20
3 трим.
27
28
Март
1
115-118
Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.
Стр. 130 - 132
3
2
6
7
119-122
Замена крупных мер мелкими.
Стр. 133 - 135
3
9
13
14
123-126
Замена мелких мер крупными.
Стр. 135 – 136
в-1
3
15
16
20
127-130
Меры времени. Год.
Стр. 136 – 137
в-1
3
21
22
23
131-134
Умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число.
Стр. 137 - 140
4
27
28
29
30
135-138
умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Стр. 142 - 144
3
Апр.
3
4
5
139-142
Проверка Умножения и деления
Стр. 145 – 146
в-1
2
6
17
143-146
умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.
Стр. 147 - 149
3
18
19
20
147
Контрольная работа № 5 по «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»
в-2
1
24
Геометрический материал – 9 ч
148-151
Построение треугольников
Стр.187 - 190
3
25
26
27
152-155
Круг. Окружность. Линии в круге.
Стр. 190 - 191
3
Май
2
3
4
156-159
Масштаб.
Стр. 193 - 194
3
10
11
15
Повторение - 10 ч
160-162
Все действия в пределах 1000
Стр. 196 - 199
3
16
17
18
163-165
Геометрический материал
Стр. 200 -207
2
22
23
166-168
Прямоугольник
Стр. 208 - 211
2
24
25
169-170
Куб, брус, шар
Стр. 212 - 214
3
29
30
31
VI. Перечень учебно-методического обеспечения
М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика, учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: «Просвещение», 2011г.
Рабочая тетрадь «Математика» 5 класс, под ред. М.Н.Перовой, И.М. Яковлевой, М.: «Просвещение», 2008г.
Методика преподавания математики в коррекционной школе. Серия: Коррекционная педагогика / М.Н.Перова- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
Математика 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения – («коррекционное обучение») / Степурина С.Е. – изд. Учитель: Воронеж, 2009г.
VII. Список литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы. Сборник 1 / [авт.-сост. В.В. Воронкова, М.Н. Перова и др.], под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
М.Н. Перова, Г.М. Капустина, Математика, учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: «Просвещение», 2011г.
Интернет – ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Root Entry