Доклад на тему «Развитие педагогического мастерства в системе личностно-ориентированной учебы»
В толковом словаре В.И. Даля значение слова «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Наставник наставляет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим человеком, т.е. воспитывает. Преподаватель вооружает детей знаниями, помогает овладеть элементами разных культур, человеческими ценностями, т.е. обучает. Эти две составные части (воспитание и обучение) деятельности по передаче подрастающему поколению общественно-исторического опыта, по формированию ценностных ориентации и подготовке его к жизни и труду осуществляет одно лицо - учитель. Таким образом, в современном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание. Педагог, выступает как целостная личность с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, определенным стилем поведения. Но само содержание педагогической деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас» профессионализма и дает возможность постоянно совершенствовать его. На основании профессионального знания формируется педагогическое сознание – принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога. Педагог учится всю жизнь. Постоянно повышать профессиональный уровень – первостепенная задача преподавателя. Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и профессиональные умения. Анализируя педагогическую литературу, можно выделить несколько подходов к определению педагогических умений. Педагогические умения представляют собой совокупность самых различных действий педагога, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально – психологические особенности педагога.
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем демократическом обществе. В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия "личностно-ориентированное образование", "личностно-ориентированное воспитание", "личностно-ориентированное образование", "личностный подход". Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем. Личностно-ориентированное образование в учебном заведении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.
Совершенствование системы образования не обходит стороной профессионально -технические учреждения: разрабатываются и принимаются различные проекты, активно внедряются в практику работы новые вариативные программы, оригинальные методики, регламентирующие личностно-ориентированный подход. Образование сегодня нацелено на развитие умственных и художественных способностей, продуктивного творческого мышления, интеллектуальную активность, инициативность, самостоятельность детей, на то, чтобы каждый ребенок мог «преобразовываться из объекта в субъект собственной деятельности». Кроме того, внимание уделяется сохранению психофизического здоровья, эмоционального благополучия личности.
Обращаясь к истории вопроса об индивидуальном подходе (Я.И.Ковальчук, Я.А. Коменский и др.), который в разное время называли по-разному (индивидуально-дифференцированный, личностный и т.п.) следует отметить, что уже долгие годы проблема индивидуализации педагогического процесса волновала умы педагогов и психологов. Они выделяли необходимость изучения и учета возрастных, индивидуальных (темперамент, способности и т.д.) особенностей детей, внесение в образовательный процесс соответствующих корректив, проникновение в духовный мир ребенка, доказывая, что такой подход позволит повысить интеллектуальный и творческий уровень, поможет развить в каждом ребенке уникальные личностные качества.
В настоящее время исследователи (С.К.Ильина, Е.Н.Степанов и др.) доказывают, что в современных условиях индивидуализации образования личностно-ориентированной подход – актуальная проблема, которая лишь декларируется.
Так Е.Н.Степанов называет личностно-ориентированный подход – «мечтой», отмечая существование «белых пятен» в изучении возможностей и условий его применения в деятельности педагога. Ученый доказывает, что путь к осуществлению «мечты», когда полностью раскрываются возможности и способности каждого человека – это «решительные действия по преобразованию преобладающего в учебном заведении социометрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания» . Выделена главная и основная причина существующей проблемы – сами педагоги, которым либо не хватает психологических знаний, либо влияют особенности организации мозга и психики, что и приводит к возникновению ошибок в воспитании и обучении. Поэтому проблема личностно-ориентированного подхода может быть практически решена, если произойдет смена установки педагога на ребенка, если взрослый изучит и поймет то, на что каждый ребенок способен, и будет уважать в нем то, особенное, что отличает одного ребенка от другого. Именно готовность воспитателя адекватно оценивать индивидуальные особенности каждого ребенка и соответствующим образом влиять на них во многом определяет качество и результативность всего образовательного процесса .Кроме того, преподаватель должен знать свои личностные особенности и уровень творческого потенциала, иметь адекватную самооценку и стремиться к повышению профессионального, квалификационного уровня, работать в сотрудничестве со специалистами, родителями, чтобы целенаправленно изучать индивидуально – типологические особенности детей своей группы, учитывать их в педагогическом процессе, создавать условия, способствующие интеллектуальному развитию, сохранению психофизического здоровья, эмоционального благополучия, раскрытию творческого потенциала личности.Таким образом, необходимость сделать образовательный процесс гуманным, и по возможности личностно-ориентированным – одна из актуальных и главных задач организации работы методической службы.
Сделать образовательный процесс по возможности личностно-ориентированным это использование разнообразных форм методической работы, в том числе, организация исследовательской деятельности, ведь в центре педагогической системы – человек со своими индивидуальными особенностями, которые нужно знать, уважать и учитывать, чтобы помочь каждой личности реализовать свой творческий потенциал.
Рассмотренная тема занимает особое место в методологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Осуществляя личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса, педагог овладевает такой наиболее сложной формой его осуществления, как диалоговой, определяющей субъект-субъектное взаимодействие и увеличение меры свободы участников педагогического процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности педагога. Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции педагога и субординизированной позиции воспитанника в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует ученика к развитию, создает условия для самодвижения. Естественно, это требует отказа от ролевых масок и включения во взаимодействия эмоционально-ценностного опыта и педагога и воспитанника. Личностно-развивающее образование в психологических, педагогических теориях и школьной практике находится на начальном этапе осмысления. В основе теории развивающего образования лежат философско-логические и психологические понятия деятельности, идеального, сознания, типов мышления человека и его развития. Целью обучения в данной системе является развитие не только психических функций и свойств личности, но и развитие ребенка как субъекта учения, самодействующего индивида. Это достигается путем формирования основ теоретического мышления. Коллективно-распределенную деятельность учащихся в сотрудничестве с учителем автор представляет следующим образом: совместно с учителем учащиеся анализируют содержание учебного материала, определяют некоторое исходное общее отношение, наблюдают, как оно проявляется в частных отношениях в рамках рассматриваемого учебного материала. Исходное общее отношение школьники выражают с помощью модели, т.е. в знаковой форме, что и представляет собой содержательную абстракцию изучаемого предмета. "Продолжая анализ учебного материала, они раскрывают закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение нужного предмета". В учебной деятельности школьники включаются в решение учебной задачи: анализа ее условий и выявления некоторого общего отношения, т.е. построения содержательной абстракции и содержательного обобщения, выведение из них некоторых частных отношений и их объединения (синтеза) в целостный объект, т.е. выделения его "клеточки" и мысленного конкретного объекта с последующим овладением общим способом мысленного построения изучаемого объекта. Таким образом, решение учебной задачи и представляет собой микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний, а, следовательно, и теоретического мышления. В основании принципа лежит теоретическое знание, т.е. не правило или определение, а понимание сути предмета, явления. В основе содержания развивающего обучения лежит система научных понятий, определяющая теоретические принципы построения в данной предметной области. Учебная деятельность призвана решать цепочки задач, в результате которых ребенок развивает способность к творчеству. Учебная задача, возникающая на каждом уровне это задача на нахождение и выявление общего принципа, т.е. тех объективных оснований, которые определяют возможность работы с предметом. Такой подход к построению учебных предметов, в частности математики определяет следующую систему его основных учебных задач: введение детей в сферу отношений величин; раскрытие детям кратного отношения величин, как общей формы числа; последовательное введение детей в область различных частных видов чисел; раскрытие однозначности структуры математических операций. Таким образом, развивающее обучение способствует успешному овладению знаниями и умениями, теоретическим мышлением и развитию творческого потенциала личности. Оформленность структуры межличностных отношений показывают, что на развитие детей влияет открытость в общении, организаторские умения, ценности совместного общения, товарищество, организованность, самостоятельность, умение отстаивать свою позицию. Это и показатели и условия развивающего обучения. Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой - как становление качественно новой образовательной системы. Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, "ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека". В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности. Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика. В заключение, отметим, что концепции и подходы к личностно-ориентированному образованию, представленные в данном разделе, предлагают своеобразные авторские решения проблемы. Но в них есть и общие позиции, которые и стали нашими методологическими ориентирами в её дальнейшем исследовании. Объединяет все эти исследования гуманистический подход и ценностное отношение к ребёнку, культивирование его индивидуальности, самобытности, необходимости признания его субъектного опыта как индивидуальной основы личностного развития. Кроме того, все авторы личностно - развивающих концепций акцентируют внимание на диагностике индивидуального развития, считая, что учителю необходимы особые процедуры отслеживания характера и направленности развития ученика, становление его индивидуальности, определения динамики личностного развития ребёнка в сравнении с самим собой. Мера эффективности личностно-ориентированных педагогических технологий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек в его многообразной субъекности и субъективности, как учтены его особенности, каковы перспективы их развития и угасания. Отсюда - приоритет субъектно-смыслового обучения и воспитания по сравнению с информационным, направленность на формирование у детей субъектных картин мира в отличие от однозначных «программных» представлений. Смыслопоисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем - приоритетные формы организации педагогического взаимодействия. Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Литература:
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сьера, 2005. – (Библиотека руководителя ДОУ). 2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – (Библиотека руководителя ДОУ). 3. Воспитание индивидуальности: Учебно-методичесое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.Пб.: Союз, 1990. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1998. 6. Давидчук А.Н. Индивидуально–ориентированное обучение детей: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. 7. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. 8. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 9. Ересь Е.П.Темперамент // Психология. – Минск, 1970. 10. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М.: Институт практической психологии,1996. 11. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: «Академия», 2001. 12. Ильина С.К. Педагогические чтения: Методическая работа в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 13. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.:Просвещение, 1981. 14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. 15. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 16. Маствилискер Э.И. Программа наблюдения развития темперамента у детей // Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. – Пермь,1973. 17. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ:Организационно-методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – (Библиотека руководителя ДОУ). 18. Мерлин В.С. Личность, как предмет психологических исследований. – Пермь, 1988. 19. Небылицын В.Д. Темперамент//Психология индивидуальных различий. – М.,1982. 20. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2: Психология образования. 21. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2006. 22. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. О.М.Дьяченко, В.В. Холмовской. – М.: Новая школа, 1996. 23. Обсуждаем проблемы воспитания: методические разработки педагогических советов/ Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 24.Осуществление математического развития детей 5-7 лет на основе индивидуально-типологических особенностей темперамента: Выпускная квалификационная работа О.Н.Стрельниковой. Научный руководитель – заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования ВГГУ, доцент, кандидат педагогических наук Л.Н. Вахрушева. – Киров, 2005. 25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебн. для студ.пед.вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.2: Процесс воспитания. 26. Программа «Развитие». Основные положения.– М.: Новая школа,1994. 27. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. 28. Психология / Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1999. 29. Растим здоровое будущее (Научно-практический сборник инновационного опыта по программе «Здоровье с детства») / Под ред. Т.С.Казаковцевой. – Киров, 2004. 30. Рогов Е.И. Общая психология. – М.: ВЛАДОС, 1995. 31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. 32. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. –№11. – 1985. 33. Степанова О.А. Личностно-ориентированный подход: проблемы, поиски, решения// Управление ДОУ. – №7. – 2005. 34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н /Д.: «Феникс», 1997. 35. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982. 36. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. 37. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 38. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8. – М., 1950. 39. Чиркова Т. Учет индивидуально-типологических особенностей детей// Дошкольное воспитание. – №5. – 1986.
Калиновское ПТАУ
Доклада на тему:
«Развитие педагогического мастерства в системе личностно-ориентированной учебы»
Подготовила
преподаватель химии, биологии
Петрусенко М.С.
Калиновка, 2013 г