Статья: ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Автор В.В.Саркеева
Видоизменения ценностных ориентаций молодежи связано с быстрым развитием современного информационного общества, в котором происходит ряд изменений. Открытие границ социокультурного пространства России - 10-15 лет назад, вследствие распада советской системы стимулировало рост возможностей культурного выбора, обусловленный включением в глобальные сети обмена информацией и интеллектуальными ресурсами. Ситуация в культурно-досуговой сфере была критической, особенно для некогда популярных социально-культурных институтов (музеев, библиотек, Домов и Дворцов культуры, кинотеатров и т.д.), которые были практически лишены финансирования и поддержки со стороны государства. В связи с этим они не могли полноценно выполнять свои прежние функции, так как были поставлены в жесткие условия самовыживания, что пагубно отразилось на молодом поколении, предоставленным самим себе. Произошел резкий всплеск роста преступности, наркомании, проституции в стране в те годы среди молодежи, что стало доказательством того, что улица была единственным местом для проведения досуга.
За последние годы в стране и республике Башкортостан сфера развлечений и рекреации значительно обогатилась за счет развития Интернета, распространения сотовой связи, значительного улучшения и господства СМИ и рекламы. Информационные и инновационные технологии охватывают и пронизывают практически все сферы жизнедеятельности человека. Благодаря этому наблюдается переход от закрытого унитарного общества к всемирной глобализации, приводящих к стиранию границ между государствами и целыми континентами. Под влиянием перемен в различных сферах, в нашей стране произошли серьезные сдвиги в ценностно-нормативной системе российского общества. На смену коллективизму пришел индивидуализм, который обращается уже к потребностям каждого отдельного человека.
Так же как в политическую, социально-экономическую, социально-культурную сферу, так и в культурно-досуговой сферу проникли идеи индивидуализма. В настоящий момент мы переживаем уникальное явление, когда с одной стороны, информационное общество говорит нам о сохранении собственной индивидуальности, а с другой стороны – призывает приобщаться к массовой культуре. При этом уязвимой группой населения становится молодежь, которая легко внушаема и безоглядно доверяет изменениям, происходящим в обществе.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры. Переход к рыночным отношениям приводит к коммерциализации и вестернизации деятельности учреждений культуры и методов ее осуществления. Но с появлением на рынке конкурентоспособного качественного коммерческого рекреационного продукта ситуация в стране и в республике меняется в лучшую сторону. За последние 5-6 лет, а именно с конца 2006 и всего 2007 года, произошел бум «ритейла». Этот период можно по праву назвать временем экспансии девелоперов торговых центров в российские регионы. Активное строительство торгово-развлекательных центров приводит к расцвету массовой культуры и индустрии развлечений в РФ и РБ. На сегодняшний день в Уфе насчитывается более 5-ти тысяч торговых предприятий, магазинов, супермаркетов, торговых центров и пунктов общественного питания. Также по данным городской статистики ежегодно открывается порядка 100 новых пунктов торговли. В торговой отрасли города Уфа работают около 75 тысяч граждан. Большая часть крупных торгово-развлекательных центров Уфы располагается в центральных районах города, возле крупных транспортных развязок, а также близ крупных жилых массивов, как например торгово-развлекательный центр Солнечный. Можно по разному относиться к тому, что происходит несомненный рассвет массовой культуры и индустрии развлечений, который может привести к тенденции воспитания крайней формы материализма как в сознании молодежи, так и в сознании населения в целом. При этом факт остается фактом развитие современной высокотехнологической культуры позволило вовлечь огромные массы населения страны и республики в культурно-досуговую деятельность.
Расцвет ТРЦ в России как уже говорилось выше, приходится на последние 5 лет. На фоне слабого финансирования со стороны государства социально-культурных институтов, культурно-досуговая деятельность в ТРЦ завоевала своих активных и постоянных потребителей. Думаю что, практически каждый из нас бывал в современных торгово-развлекательных центрах и наблюдал, как современная молодежь проводит своё свободное время. Что же «манит» этих молодых людей в ТРЦ? Можно ли назвать современные ТРЦ культурно-досуговыми центрами? Что именно они могут дать молодому поколению?
Культурно-досуговая деятельность в ТРЦ получила массовый характер, так как они предлагают разнообразные рекреационные услуги. Среди торгово-развлекательных центров Уфы можно выделить ТРК МИР, Семья, Простор, Меркурий, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Иремель, Гостиный двор, Мега и Икея. Данные центры предлагают многообразные спектры услуг для подростков и молодежи: концертные программы и шоу с участием «звезд» эстрады и кино, уютные Интернет-кафе с современными аудио- и видеооборудованием, фудкортом (от англ. food court – ресторанный дворик), рассчитанным преимущественно на потребителей со средним достатком, многозальные кинотеатры с мощными акустическими системами огромными экранами передовыми технологиями(примером тому является сеть кинокомплексов «Планета Кино», недавно предоставивших на обозрение публики IMAX в искре), залы игровых автоматов, боулинги, гольф и т.д. ТРЦ позволяют современной молодежи и не только ей, встретиться и приятно, интересно и насыщенно провести время с друзьями, одноклассниками, знакомыми или с родителями. Помимо всего прочего ТРЦ доставляют своим посетителям и эстетическое наслаждение, благодаря их эксклюзивной дизайнерской отделке. Согласно последним опросам среди молодежи, большинство подростков посещают ТРЦ с целью проведения досуга, а не для того чтобы заняться «шопингом». Зная это, можно сделать вывод что, современные ТРЦ выполняют рекреационную функцию, нежели торговую. Таким образом, современные ТРЦ привлекают современную молодежь, так как они отвечают рядом требований: они привлекают посетителей посредством многочисленной рекламы в СМИ, рекреационная деятельность в таких центрах носит ненавязчивый, спонтанный характер. Если молодежь видит других сверстников и взрослых активно посещающих и приобщающихся к данному виду досуга, то в итоге у молодых людей формируется своеобразный стереотип «массификация индивида».
Таким образом, проблема формирования культуры досуга современной российской молодежи в условиях торгово-развлекательных центров может оказать неоценимую помощь подросткам в самоутверждении и расширении зоны комфорта, благотворно влияя на становление их психического здоровья, при этом помогая им адаптироваться к микро- и макросреде современного общества.
Библиографическое описание.
Монастырская М.В. Культурно-досуговая деятельность торгово-развлекательных центров [Текст] / М.В.Монастырская // Вестник МГУКИ.-2007.- №4.- С.74-76
Щелчкова Е.Н. Социокультурные ориентиры студенческой молодежи [Текст]/ Е.Н. Щелчкова // Экономика и управление в социально-культурной сфере: проблемы и тенденции развития. Материалы международной научно-практической конференции 5-6 декабря 2008г.- Уфа,2008.- С.27-31.
Каково будущее торгово-развлекательных центров в России.- [Электронный ресурс]: 1-й объективный о недвижимости.- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]14.04.2011.
Торговые центры Уфы.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 14.04.2011.