Реферат по литературе на тему:С.В. Максимов. Хлеб как неотъемлемая часть обычаев русского народа



МкОУ "Парфеньевская средняя общеобразовательная школа"
Реферат по литературе на тему:
«С.В. Максимов. Хлеб как неотъемлемая часть обычаев русского народа».
(Очерк жизни и творчества писателя, его книга «Куль хлеба и его похождения».
С Парфеньево
2011-2012 уч. год
Подготовила ученица 9 класса Бородина Валерия
Учитель Зарубина Раиса Федоровна
ПЛАН РАБОТЫ:
1.Вступление.
2.Творческий путь С.Н.Михайлова.
1)Поэт и педагог.
2)Член союза писателей России.
3)Встреча парфеньевцев с творчеством С.Н.Михайлова.
4)Литобъединение «Надежда» в судьбе поэта.
5)Корреспондент газеты «Парфеньевский вестник».
6)Творчество С.Н. Михайлова.
3.Выводы по реферату.

Вступление
Наш Парфеньевский край издавна славился своими литературными талантами. Ведь на нашей парфеньевской земле много одаренных людей, которыми мы гордимся. Это писатели и поэты, наши земляки- С.Н. Марков, Ю.С. Бородкин, Л.И. Кузьмин, Т.Н. Иноземцева, В.Константинов, Л. Старостина, О.Колова … Станислав Николаевич Михайлов, о котором мне хочется сегодня рассказать, тоже из их числа. Именно ему, его творчеству я решила посвятить свою работу. Мне хотелось больше узнать об этом поэте, понять, что в его творчестве главное, о чём он пишет, в чем заключается особенность его стиля, чем его стихотворения и поэмы привлекают читателей, поклонников. Проблемы, которые он ставит в своих произведениях, очень актуальны, современны. Я очень уважаю Станислава Николаевича как человека и как поэта. Готовясь к реферату ,я брала у него интервью, так как печатного материала очень мало. Мне нравятся его стихи о Парфеньевском крае, особенно стихотворение «Парфеньево - черемуховый край…» Меня глубоко вдохновляют также его поэмы «Одухотворение», «Восхождение». Поэзия С.Н. Михайлова, я думаю, интересна всем, особенно тем, кто живет в нашем селе. Его стихи учат любить родной край, пробуждают добрые чувства к людям, к природе, к миру.

Станислав Николаевич Михайлов в 1964 году окончил костромской государственный педагогический институт. Работал учителем русского языка и литературы в школах костромской, луганской, магаданской областей, всегда уделял особое внимание одаренным школьникам, вел литературные кружки, издавал детские школьные журналы. Литературной работой начал заниматься в 1958 году. Стихи, рецензии, статьи печатались периодике и коллективных сборниках. Участник нескольких областных творческих семинарах, двух праздников фатьяновской поэзии. Автор многих книг. По рекомендации костромской областной писательской организации в октябре 1998 году принят в члены союза писателей России. Активно учувствует в работе районного литобъединения, член редколлегии коллективных сборников. В 1999 году составил, отредактировал и подготовил к выпуску стихи и сказки школьников - коллективный сборник детского литературного творчества "Прикосновение".
Станислав Николаевич действительно пишет с волнением. Все, что выходит из- под его пера, говорит о неравнодушие поэта к окружающей действительности. Его одухотворенность питает сердечная боль за судьбы России и россиян:
...да, наша совесть не чиста,
Мы перед Русью виноваты.
Не уж то нет на нас креста?
Не уж то нет в душе Христа?
А что же есть тогда, ребята?
Творческое и духовное взросление пришло к Михайлову не сразу и не само собой, а как истина, добытая в труде и метаниях, в поисках которой прошла вся жизнь и пришлось немало поколесить по стране.
9 апреля 2012 года Станиславу Михайловичу исполнилось 70 лет. Родился он в деревне Носково, что в 40 км от Красного -на- Волге и в 17 км от Плеса. Деревня -теперь ее уже нет- располагалась на границе с Ивановской областью.
В школе С. Михайлов учился сначала в селе Татарское, затем в селе Касмынино Нерехтского района. Затем были годы студенчества в Костромском пединституте на историко-филологическом факультете. В 1964 году по распределению пошел работать учителем в поселке Вохтома Парфеньевского района. Он преподавал в Парфеньевской средней школе. Круг замкнулся. Но между первым появлением молодого учителя в Парфеньеве и его вторым пришествием беспокойный характер поэта заводил в такие дали, о которых в детстве и мечтать не мог. Михайлову довелось поработать на Колыме и на Чукотке, в Донбассе, да и в родной области ему знакомы многие районы: в солигалическом был студентом на практике, работал в школах галического и межеского районов. Куда бы судьба ни бросала Станислава Михайлова, он всюду оставлял часть своей души в учениках и уносил впечатление, которые становились стихами. Яркой страницей в его творчестве осталось и колымское село Верхний Сеймчан, что в переводе на русский язык означает Солнечная долина, и чукотский поселок Ангуэма. Но где бы он ни жил, основной темой его творчества оставалась ностальгия по малой родине, любовь к родным местам. Не случайно его книга стихов названа "Межа», а одна из поэм "Кострома"
Были и другие книги у Станислава Михайлова. А началось все с неопубликованного первого стихотворения в газете "Пионерская правда". Когда учился в четвертом классе, послал в столичную газету свои стихи, их вернули . Писать стихи стал из упрямства, желая добиться успехов на этот поприще. И добился-таки. В 1998 году С.Михайлова признали как писателя - профессионала и приняли в союз писателей России. Теперь он сам издает стихи детей, учащихся разных школ Парфеньевского района.
В своих произведениях поэт поднимает тему возвращения к вере в Бога. Стихи, посвященные это теме, пронизаны глубокими мировоззренческими и философскими мыслями, в них прослеживается путь к спасению страны, нашей нравственности, дается оценка всему этому в трех словах: "Россия -божественная страна", и это действительно так во всех понятиях.
С особой нежностью и любовью написаны стихи о родном крае: людях, природе и истории. Сколько бы поэт ни путешествовал по просторам нашей страны и в своем творческом мире, он всегда возвращался к родным истокам.
Первая встреча Парфеньевцев с Михайловым состоялась в октябре 1995 года, когда на страницах газеты "Парфеньевский вестник" в рубрике «Новые имена» Т.Иноземцева познакомила читателей с его творчеством, заметив при этом: "Судьба подарила Парфеньеву хорошего поэта".
В Парфеньеве С.Николаевич сближается с местными поэтами литобъединениями Надежда, здесь происходит его творческий рост. Основные темы лирики С.Н. Михайлова - родная земля, малая родина, человек и природа, философская лирика. Его стихам и поэмам отводится немало места в коллективных сборниках литобъединения: «Надежда», «Откровение», «Созвездие». Среди собратьев по перу он находит поддержку и понимание.
Первое стихотворение Николаевича, посвященное Парфеньеву, появилось в результате участия в конкурсе лучшее стихотворение, на лучшую песню о Парфеньеве, приуроченном к 485-летию села. Поэт вложил в него всю свою любовь к нашему селу. Стихотворение было признано одним из лучших, на него положена музыка, и оно стало красивейшей песней о родном крае, музыку написала З.Хадисова.
В лесном краю, за дымкой светло-синей,
Горит рассвет приветно и тепло.
Там, за лесами, в глубине России
Стоит мое родимое село.
Застыли сосны, словно для парада,
И ширь полей пронзительно светла,
А на холмах Парфеньева посада,
Как в старину звенят колокола.
Мое село-история страница
и отражение завтрашнего дня.
Здесь земляков приветливые лица
с улыбкой доброй смотрят на меня.
На белом свете сел таких немало,
Наверно, где - то лучше есть края,Но мне всегда тебя не доставало,
Село родное, родина моя.
Первая серьезная публикация его творений имела места в 1995 году. Первая книга "Живи и помни" вышла в 1990 в Донбассе. Второй сборник "Межа" был издан в 1995 году в Костроме.
Суровое, нетопленное детство
В тетрадках мерзли буквы и слова.
Мы, огольцы, чтоб как- нибудь согреться
Черемуху рубили на дрова.
Звенел топор жестоко и серьезно,
Мальчишеские души леденя.
И рассыпались щепки, словно слезы,
Чтоб сохраниться в сердце у меня.
Живая литературная жизнь района благоприятно сказывается на поэтическом творчестве поэта. Он начинает работу над рукописью 3 сборника. В канун 485-летия села Парфеньева в свет выходит новый сборник "Разжалованный город", главной темой которого стала тема Парфеньева, его прошлого, настоящего и будущего.
В сборник вошли стихотворения, написанные за последние 5-8 лет. Это размышление о пережитом, радости и разочаровании, победах и поражениях.
Во многих стихах, связанных с описанием природы, парфеньевцы без труда узнают знакомые с детства места, которые он видел перед собой, когда складывал строки, пытаясь обратить их в стихи. Он хотел воспеть старинное село, радушно приютившее его и ставшее за эти годы родным. Сегодня он просто не представляет себе жизни без Парфеньева, без его тихих улиц, без встреч с обычными людьми, земляками.

Стихотворения, в которых поэт говорит о природе, её нерасторжимой связи с человеком, поражают своей искренностью, умением тонко подмечать неброскую красоту наших северных лесов, полей:
Разжались почек кулачки
В зеленые ладошки.
И узловатые сморчки,
Кряхтя, встают на ножки.
Как литератор и профессиональный поэт, он продолжает свое творчество.
В настоящее время Михайлов продолжает трудиться корреспондентом газеты "Парфеньевский вестник". Из-под его пера выходят статьи о людях и делах нашего села, о важных событиях района. Также его стихи печатаются в "Парфеньевском вестнике", в коллективных сборниках.
В 2008 году выходит его сборник поэм и сказок " Вехи жизни». В этом сборнике он собрал наиболее значимые, на его взгляд, произведения. Каждое из произведений связано с определенным этапом биографии Станислава Михайлова, событиями и героями, с которыми приходилось сталкиваться. Именно это и определило название книги.
Все произведения имеют свою историю: некоторые из них писались на одном дыхании, а другие создавались в течение длительного времени, переделывались, прежде чем предстать перед читателями. В них исповедь не только перед читателем, но и перед самим собой, желание донести до других то, чем он жил, чем «болел», о чем страдал на протяжении своей жизни. И конечно, самое главное – его стремление выразить в своих стихах непреходящую любовь к своей великой родине, ко всем ее даже самым крайним уголкам, к ее людям, на первый взгляд, простым и незаметным, но таким же великим и могучим, как и та страна, в которой они живут,- Россия.
Обо всем этом он рассказывает в своей поэме "Кострома":
Деревьев глубокие тени
В снегу увязают, ветвясь
во множестве хитросплетений
я вижу славянскую вязь.
Кудрявятся буквами ветки
ложатся слова в седине
как будто с деревьями предки
прислали послание мне.
В этот сборник вошло девять поэм и три сказки, в которые поэт вложил огромную любовь к родным местам.
Писателей русской литературы всегда волновали проблемы бытия. В духовном опыте народа, в ценностях национального характера видели " источник силы в прошлом" и залог будущего.
Проза и поэзия помогают понять корни жизнестойкости русского народа, эволюцию национального характера, прежде всего нравственные истоки характера человека деревни. Согласно представлениям русских писателей, чаще всего человек, живущий в селе, тонко чувствующий свою кровную связь с землей, природой, является хранителем русского национального характера:
Я навек деревенский житель,
Не привыкну никак к городам.
В этом стихотворении, которое называется «Гимн деревне», лирический герой верит в то, что именно деревня – надежный, спасительный берег, который хранит человека.
Среди тех писателей, кто в настоящее время стремился в своем творчестве восстановить утраченную связь поколений, историческую память, крестьянский мир с его благочестием, состраданием, богатыми разнообразными представлениями о мире, стоит имя Парфеньевского художника слова - С.Н.Михайлова. Он проникает в прошлое своей родины непосредственными путями - через описание исторических событий. Практически все литературные критики, обращавшиеся к его творчеству, отмечают разнообразие тем по истории, культуре, а также богатство языка этого поэта.
Истоками, питавшими творческое дарование Михайлова, являются прежде всего детские впечатления от родных мест, а также глубокий, неустанный интерес к устном народному творчеству. Станислав Николаевич Михайлов считает, что в фольклорных жанрах передавалась художественная память народа. Поэтому писатель стремился запечатлеть, сохранить самобытные местные предания, легенды.
Все это есть в его книге "Парфянская баллада". Следует сказать, что особенность изображения малой родины в том, что он подошел к ней со стороны этнографии, фольклора, показав тем самым ее самобытность. Художник оживляет мир деревни, он выступает как реставратор событий прошлого. Он стремится открыть в нашем прошлом духовные богатства, выполняющие современную, бедную жизнь.
Среди лесов, глухих, дремучих,Извилист путь ее неровный,
Вдоль заливных густых луговВ нем покоянье и мольба.
Течет река, врезаясь в кручиБыла кровавой и безкровной
Над ней нависших берегов.Ее тернистая судьба.
Пройдут успех и лихолетье,Но завершился век безлюдный,
Уходит время в никуда.Когда земля была пуста,
Но сквозь года и сквозь столетьяИ человек вживаясь трудно,
Течет вода, спешит вода.Освоил здешние места.
Его баллада очень интересна, но в тоже время заканчивается печально, считается, что в её основе лежит легенда.
Станислав Михайлов – продолжатель лучших традиций русской литературы. Именно такая манера повествования позволила автору провести "духовное исследование" малой родины. Через описание народного быта, нравов, яз Эпиграфом к творчеству Станислава Михайловича можно взять строку из его поэмы "Одухотворение":
Мой друг, пишу к тебе с волненьем,
Терзаюсь мыслию одной:
Что будет завтра с поколением,
Вступающим на пусть земной?
Хотя поэма посвящена Валерию Андрееву, можно с уверенностью сказать, что эти слова автор адресует всем читателям. Поэма «Одухотворение» - одно из лучших произведений С.Н. Михайлова. Оно посвящено В.Андрееву. Эта поэма является откликом поэта на все то, что происходило с людьми, со всем нашим обществом в конце 90-ых годов. Вступление начинается со строк Евангелия: «Вот Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие…». По мысли автора, русский народ стоит перед великим выбором: жизнь по заповедям Бога, с Богом или уклонение от этого пути. Голос автора, взволнованный, тревожный, мы слышим уже во вступлении:
Мой друг, пишу к тебе с волненьем,
Терзаясь мыслию одной:
Что будет завтра с поколеньем,
Вступающим на путь земной?
Уже последняя отметка
Терпенья Божьего видна.
Не время ль обратиться к предкам,
Моя родимая страна?
Именно вера спасала не раз нашу Русь, о ней и пойдет «рассказ» далее.
Глава «Дерзновение» переносит нас в маленькую келью, идут тяжелые для Руси времена – монголо –татарское иго, нет конца кровавым страшным сварам, что приходится терпеть! Монах размышляет «дерзновенно»:
А не пора ль, чтоб новая молитва
Звездою путеводною взошла,
Чтобы звала не в скиты, а на битву,
Чтобы по духу русскою была.
Он принимает нелегкое решение, которое стоило ему жизни: представить на иконе Спасителя земным, чтобы его взгляд достал до сердца каждого, пронзил душу и помог людям преодолеть распри, обиды, а главное – победить Батыя. Иконы постоянно жили рядом с русским человеком, участвовали в важнейших событиях истории. Средневековый мастер. Герой поэмы стремился к свободе, но он не должен был писать " от самомыслия ", считалось, что рукой художника всегда ведет Бог. И вот монах создает такую удивительную икону, но лик святой несет в себе черты обычного посадского человека, Ваньки. Монах, хоть и нарушил определенный порядок иконографии, уверен в том, что кисть его сильна:
Надеюсь я, что глянут по – иному
Святые лики, слыша голос тот,
И под раскаты праведного грома
На поле брани поведут народ.
Вот почему воины, идущие на битву, пред полками понесут новый лик:
…не оставлю, что задумал ране:
Спасителя земным изобразить.
Пусть он до сердца каждого достанет,
Пусть взглядом душу каждую пронзит.
Этот художник, иконописец, пекся не о себе, а о спасении Руси. Это прекрасно понял и князь, повелевший освятить стяг, но дерзнувшего - на плаху. Необычным был новый подход к изображению святых ликов, и автор поэмы подчеркнул всю важность свершившегося: победа над Батыем была одержана, возможно, благодаря новой хоругви. Но есть в размышлениях автора и ещё очень важный момент, почти философский. Что выводило Россию и русских из катастроф? Глава поэмы «Благословение» отражает события далекого прошлого Руси и дает ответ на этот вопрос .Наверное, каждый читатель после прочтения начинает в полной мере понимать, что значила Вера для русского человека.
Духовная Вера, высокое нравственное чувство, всеобщее соборное объединение, беспредельное мужество в борьбе за Отечество в самый катастрофический момент…
Преподобный Сергий, являющийся героем данной главы, все это вызвал в народе своим подвижничеством, стойкостью, самоотречением, незапятнанной духовностью. Он показал, что Вера не должна быть пустым звуком, обрядом, заклинаньем. Она, по Сергию, должна быть Действием во имя Бога. И тогда это подлинная опора в жизни, это путь к свету духовному, к умиротворению и ясности. Велик подвиг, свершенный Дмитрием Ивановичем Донским и его воинами на Поле Куликовом. Там спасли Отечество от многолетнего иноземного ига. Там спасли людей русских от ига оцепенения через всеобщее единение, через возрождение, через непреклонность и мужество князя Дмитрия, через высокую любовь к Отечеству воинов русских, через Слово вдохновенное кроткого, добронравного и неуступчивого в Вере Сергия Радонежского. А самое важное то, что Сергий, напутствуя Дмитрия на бой, сказал:
Я на себя приму твой грех,
За убиенных боль.
У Бога вымолю для всех
Небесную юдоль.
Поэт в этой главе помогает понять читателю, что всегда находятся Силы, Личности, возгорает под пеплом, казалось бы, истлевшей жертвенности, жар души русского человека, и утверждается снова русская держава вопреки посягающей на всевластие Корысти, снова возрождается народ. Так было во времена Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Так будет и в наше тяжелое время.
Сергий разгадал в Великом князе и его воинах высокий дух самопожертвования, великую энергию и разбудил ее, направил на освобождение Отечества.
Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, преданность Вере отца Сергия - как необходимо все это сегодня, как недостает этого нам!
С.Н. Михайлов в своей поэме уверен, что в России еще не раз прозвучит слово Сергия Радонежского, которое призывает к объединению, зовет к возрождению Отечества.
Великий предок наш Дмитрий Донской совершил подвиг ратный, одержав блестящую военную победу, но еще более велика его победа над ужасом перед врагом, сковавшим русских людей.. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской разрушили этот страх. Поэтому столь велик их подвиг! Поэтому свят он и для нашей православной церкви, для Отечества, для каждого патриота! Поэма «Одухотворение» - поклон через века подвижникам, вечная им слава!
Финал поэмы – это боль, стыд за то, что происходит сейчас, в наши дни: иконы не хранятся, святыни попраны, но это и вера в то, что русский народ пройдет через все испытания и сохранит свою живую душу:
Смотрит Господь пронзительно
С образа на стене.
Значит, не все потеряно –
Выберемся из тьмы…
Свято надеюсь и верую,
Что возродимся мы.
Станислав Николаевич действительно пишет с волнением. Все, что выходит из под его пера, говорит о неравнодушии поэта к окружающей действительности. Его одухотворенность питает сердечная боль за судьбы россии и россиян.В «Парфеньевском вестнике». В марте этого года из- под пера С. Н Михайлова вышла поэма « Восхождение» , посвященная 400- летию дома Романовых. Поэма состоит из 9 главок. Смутные времена, время самозванцев ,борьба за власть, об этих далеких временах идет речь в произведении. Перед читателями встают народные герои- Минин и Пожарский.
Пошли они не ради славы,
За честь униженной державы,
За возрождение Руси.
Русский народ одержал победу, об этом с гордостью пишет автор. Центральной является глава «Спаситель», посвященная подвигу Ивана Сусанина :
Сусанин вышел за ворота
Чтобы в бессмертие шагнуть.
А что о нем потомки скажут,
Совсем не думал он , друзья.
Забудут, грязью ли измажут
Иль вознесут - Бог им судья.
Читая поэму, мы словно слышим взволнованный голос автора , его переживания за юного царя ,за его мать, которая оберегала сына и боялась дать благословение на царство. Финал поэмы неоднозначен:
Несмея матери перечить,
Неосознавая до конца,
Согласьем сын взвалил на плечи
Всю тяжесть царского венца.
Во имя русских людей , во имя Руси эти люди- Минин, Пожарский, будущий государь Романов «начинали восхождение во имя нас и ради нас». Но не только они герой этой поэмы ,а весь русский народ:
А мой рассказ о людях честных,
А знаменитых и безвестных,
А тех ,чью память повсеместно
Хранит народная молва.
С. Н. Михайлов очень интересуется прошлым нашей страны. Ведь без прошлого нет будущего. Неслучайно многие его произведения имеют историческую основу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Время накладывает свой отпечаток на наши мысли, чувства, образ действий. Все мы дети своего времени. Важно только, каким бы тяжелым ни было твое время, смотреть с надеждой и верой в день завтрашний.
Хочется надеяться, что наши родные края снова прорастут дорогами и новыми домами в утраченных деревнях, и люди заживут отлаженной жизнью.
Это может быть возможным только тогда, когда человек будет любить наши края, а любовь будет побуждать к действию.
Воспитание любви к родине - это длительный процесс, и начинать его надо с малых лет.
Считаю, что произведения искусства, литература играют в этом важную роль.
Я думаю, нашему району повезло: у нас есть местные поэты, которым природа дала особый дар. С.Н. Михайлов –именно такой поэт.
Работая над рефератом, я сделала следующие выводы:
1. Стихи Станислава Михайлова очень патриотичны, тема родины - главная в его стихах.
2. Большинство читателей найдут в них то, что близко, понятно и волнует душу: любовь к Парфеньевскому краю, к его природе, людям; боль и тревогу за умирающую деревню, веру в возрождение России.
3. Его стихи помогают осознать читателю собственное чувство любви к тому, что нас окружает, что нам дорого в нашей малой родине, увидеть неброскую красоту малой родины.
Я во время своей работы открыла для себя много нового. Надеюсь, что число поклонников творчества С.Н. Михайлова со временем будет увеличиваться.
Список использованной литературы:
«Парфеньевский вестник». 26 октября 1995 г. Статья Т.Н.Иноземцевой «Новые имена».
«Парфеньевский вестник». 19 ноября 1999 г.С.Н.Михайлов. Статья «Родное село».
«Парфеньевский вестник». 24мая 1997г .Статья «Педагог и поэт».Т.Иноземцева.
«Парфеньевский вестник». 9 апреля 2002г. Статья «Пишу к тебе с волненьем».Т.Иноземцева.
С.Н.Михайлов. Сборник поэм и сказок «Вехи жизни». 2008г
С.Н.Михайлов. Сборник «Разжалованный город».Кострома. 2006 г
С.Н.Михайлов. Сборник «Межа». Кострома 1995г
С.Н.Михайлов. Сборник «Парфянская баллада». Парфеньево. 2011 г
Сборник литературного объединения «Надежда». Парфеньево. 2004 г