Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37
Организация работы
заместителя заведующего
по повышению психолого-педагогической
компетентности педагогов ДОУ
Подготовила Фомина Л. Н.,
зам. заведующего по ВМР
2016 г.
Если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без использования инновационных технологий – поднимите правую руку!
Если вы считаете, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов – кивните головой.
Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов просто необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения коллег скажите громко “Да!”.
Ну, вот, Вы уже улыбаетесь и готовы к восприятию моей информации. А это значит, что один из многочисленных приёмов активизации педагогов, используемых нами в методической работе с педагогами – (разогревки – самооценки), опять успешно сработал.
Говоря о психолого-педагогической компетентности педагога, необходимо прежде всего определиться с ключевыми понятиями. Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек. Отсюда часто упоминаемое словосочетание «компетентный специалист». А компетенция – это круг вопросов, в которых этот специалист хорошо осведомлен. В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется чаще всего как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных и личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучаемых (воспитываемых). Отметим, что психолого-педагогическая компетенция входит в ряд основополагающих в структуре профессиональной деятельности педагога.
Как правило, ключевыми элементами психолого-педагогической компетентности педагога выступают: 1) знания в области возрастной психологии и применение этих знаний на практике; 2) социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения; 3) психологические знания о сильных сторонах и ограничениях собственной профессиональной деятельности, специфических особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер.
В процессе введения ФГОС ДО перед педагогами стоят задачи индивидуализации образовательного процесса, реализации системно-деятельностных технологий в образовательном процессе, построения системы взаимодействия с родителями воспитанников на условиях сотрудничества и сотворчества. Поскольку государством определены данные требования, соответственно меняются и квалификационные требования к педагогам, реализующим ФГОС ДО. С вступлением в силу профессионального стандарта педагога определяются еще более высокие требования к воспитателям.
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.
Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению.
Известно, что эффективность новаций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОУ, психологических, экономических, социальных факторов. По результатам первичного мониторинга среди педагогов нашего учреждения было выявлено, что введение ФГОС в практику вызывают в педагогическом коллективе неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:
- неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;
- боязнью увеличения нагрузки;
- профессиональной некомпетентностью.
Чтобы предотвратить негативное влияние вышеуказанных факторов на введение новых образовательных стандартов в нашем учреждении была создана рабочая группа, которая разработала план мероприятий, определила основные направления и формы методической поддержки педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, во-первых, мы узнали потенциальные возможности каждого воспитателя. Это позволяет нам адресно планировать и повышение квалификации, и обобщение опыта, и индивидуальную работу. Во-вторых, созданы условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагогов. Выбор темы для самообразования, курсов в институте повышения квалификации, знакомство с периодическими изданиями, встречи с коллегами становятся не формой, а содержанием работы. В-третьих, самоанализ деятельности педагогов позволяет искать пути совершенствования личностных и профессиональных умений.
Наши опытные педагоги, проработавшие более 20 лет в системе дошкольного образования, осознавали необходимость изменений, но с трудом пересматривали свой опыт и формально воспринимали новшества. Как правило, и у них отсутствовало чувство перспективы и умение прогнозировать свою деятельность.
Изучив всесторонне результаты диагностики, мы пришли к дифференциации педагогов. В результате из числа педагогов были сформированы три группы, в основе которых лежит принцип дифференциации по уровню практического мастерства:
I группа — начинающие молодые специалисты, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности;
II группа — педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения; имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности;
III группа — педагоги с достаточным опытом работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, которые владеют профессией, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности и достаточный уровень научной подготовленности.
Для каждой группы педагогов были определены задачи психологического сопровождения и рекомендуемые формы методической работы.
Методическая работа как средство управления процессом повышения педагогической компетентности по вопросам речевого развития дошкольников
Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находится дошкольное учреждение. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому, развитие системы методической работы с педагогическими кадрами, с целью повышения качества речевого развития детей, осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований. Они вытекают из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно: практическая направленность; системность и систематичность; оперативность и оптимальное сочетание различных форм и методов работы.
Наша практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы методической работы.
Обучающие семинары являются продуктивной формой повышения квалификации педагогов. Необходимым условием должно быть посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность. В нашем учреждение такие семинары проводятся ежегодно. Так, частое употребление термина «профессиональное выгорание» как аргумента, для объяснения желания выполнять те или иные функции, побудило включить в годовой план работы ДОУ семинар-практикум по профессиональному выгоранию. Вы в практической части познакомитесь с фрагментом данного семинара.
Коллективные, групповые, индивидуальные консультации.
Их темы продиктованы годовыми задачами работы всего коллектива, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов. Наряду с консультациями старшего воспитателя практикуются консультации психолога, логопедов, специалистов ГПМПк.
Открытые просмотры занятий играют значительную роль в образовательном процессе нашего ДОУ в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознавать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности учебно – воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности.
Для стимулирования активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания предметно – развивающей среды в нашем учреждении ежегодно проходят смотры– конкурсы. Смотр – конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений и навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду прошёл конкурс книжных уголков, предметно – развивающей среды по развитию детей.
Изучение лучшего опыта педагогов позволяют решить нам ряд вопросов, таких как:
– целенаправленное накопление педагогического материала;
– анализ результатов деятельности по развитию детей;
– взаимодействие всех специалистов.
В нашем учреждении распространение педагогического опыта проходит через открытые занятия, выступления на методических мероприятиях, в том числе и городских.
В 2014 году в детском саду начала работать “Школа молодого педагога”. Она организована для совершенствования профессионального мастерства молодых воспитателей, т.е. оказания помощи в организации педагогической работы, в создании условий для внедрения методических рекомендаций, реализуемых в ДОУ образовательных и парциальных программ, работе по самообразованию, а также для обеспечения педагогического сотрудничества. На занятиях помимо методики развития речи прорабатываются и вопросы культуры речи педагога, проводятся речевые практикумы.
В ДОУ организованы МО воспитателей по вопросам развития детей. Работа в этой группе способствует развитию конструктивно – проектировочных умений у педагогов и формированию их способностей к учету индивидуальных особенностей детей и их семей.
Наличие в коллективе молодых педагогов и необходимость тактической ежедневной помощи стало причиной возникновения в детском саду системы наставничества.
Тренинг
Тренинг (от английского train – воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.
Мы зачастую используем фрагменты тренингов при проведении практических занятий с педагогами. Это позволяет активизировать всех педагогов и дать возможность развития каждому.
Так, одним из направлений работы детского сада является работа с детьми ОВЗ, и поэтому 1 раз в месяц педагогами-психологами проводились практикумы с педагогами. Еще одна проблема: затруднения в общении с родителями родителей воспитанников в вопросах воспитания дошкольников. Поэтому сегодня мы покажем фрагмент занятия с воспитателями по педагогическому общению.
Эффективность личностно-ориентированного взаимодействия проявляется в согласовании целевых ориентиров, координации совместных усилий, взаимопонимании контактирующих сторон, обеспечивающих решение учебно-воспитательных задач и личностный рост его субъектов.
Алгоритм деятельности педагога по организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия включает в себя три этапа:
Подготовительный: изучение себя и воспитанников, характерологических особенностей, определение мотивации, принятие себя и других;
Основной: определение и согласование цели взаимодействия, выбор позиции по отношению к субъекту “сверху”, “на равных”, “снизу”, выбор средств общения, осуществление взаимодействия (воздействие, сотрудничество, содействие, сотворчество), координация усилий и наличие обратной связи;Оценочно-корректировочный: оценка достижения цели (подготовленность к использованию различных средств и методов), оценка взаимодействия, составление плана коррекции поведения.
При использовании активных форм обучения большинство игр и упражнений являются моделями жизненных ситуаций, то есть в отличие от реальной жизни здесь снижается доля ответственности за ошибки. Это дает возможность пробовать и не бояться сделать что-нибудь не так.
Таким образом, необходимо организовывать практические занятия, моделирующие типовые педагогические ситуации, в которых педагог может в безопасной обстановке совершенствовать свою педагогическую деятельность.
Представленная выше система работы с педагогами реализуется в нашем дошкольном учреждении. Конечно, это только «скелет», который должен «обрасти» конкретным содержанием в зависимости от специфики ДОУ, от уровня готовности педагогов, уровня психологического и методического сопровождения педагогов.