Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам внедрения ФГОС ООО (доклад)
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС ООО
Автор: Арефина Наталья Ильинична,
Учитель информатики, I категория,
МБОУ СОШ с. Антоновка,
Завитинский р-он, Амурская область.
Слайд 2
Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, например, компетентный специалист.
Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
Психологическая компетентность относится к разряду основополагающих в структуре педагогической деятельности.
Под разными наименованиями ("понимание учеников", "понимание душевного состояния другого", "наблюдательность" и т.п.) она входит в структуру общих педагогических способностей.
Слайд 3
Психологическое обеспечение учебной деятельности.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования (п. 18.2.1 ФГОС ООО), актуальной задачей становится организация соответствующего психологического обеспечения учебной деятельности, ориентированной на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов.
Слайд 4
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС
– целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Слайд 5
В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.
Слайд 6
Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли основы психолого-педагогической компетентности учителя и выделили следующие элементы:
Активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии, предмета психологии. Данный элемент подразумевает применение знаний на практике.
Социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности класса и конкретного обучающегося, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения.
Аутопсихологические знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер.
Слайд 7
Структура психологической компетентности:
компетентность в общении
интеллектуальная компетентность
социально-психологическая компетентность
Слайд 8
В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:
осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
Слайд 9
осведомленность в области процессов общения, происходящих в классах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри класса как между обучающимися, так и между учителем и классом, учителем и обучабщимся, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Слайд 10
Повышения психолого-педагогической компетентности работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.
Психологическая служба школы
Повышение профессиональной компетентности
Самообразование педагогов
Слайд 11
Задача психологической службы школы: помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии обучающихся, в преодолении недостатков их поведения.
Слайд 12
Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя.
Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.
Корректирующая функция заключается в коррекции дефектов психолого-педагогической компетентности учителя.Слайд 13
Повышение профессиональной компетентности
повышение творческой индивидуальности;
формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде;
накопление профессионального опыта, предполагающего непрерывное развитие и самосовершенствование.
Слайд 14
Самообразование педагогов
систематическое повышение квалификации;
изучение современных психологических и педагогических методик;
участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
просмотр телепередач, чтение прессы;
знакомство с педагогической и методической литературой;
использование интернет – ресурсов;
демонстрация собственного педагогического опыта;
внимание к собственному здоровью.
Слайд 15
Выводы:
Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся.
Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении. (психологическая служба школы, повышение педагогической компетентности, самообразование педагогов и т.д)
Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах.